Исполнитель возмездия

Память священна

Исполнитель возмездия
Подзаг: «Ночным громовержцем» называли фашисты нашего земляка, прославленного аса Степана Кретова


Ночь с 24 на 25 сентября 1942 года многие фашистские солдаты и офицеры с содроганием вспоминали всю оставшуюся жизнь. В самое темное время суток занятый немцами Батайск (пригород Ростова-на-Дону) был разбужен могучим ревом моторов советского бомбардировщика Ил-4.

Огненный ад для фашистов

А  буквально за несколько дней до этого гитлеровцы разгрузили на этом железнодорожном узле десятки эшелонов боеприпасов, горючего в бочках, которые предназначались для прорыва к Сталинграду и Кавказу. В довершение всего, «сверхчеловеки» в очередной раз поверили, что авиация красных на этом направлении перестала существовать. И русский Ил, недосягаемый для немецких средств ПВО, с высоты почти в 4 километра, обрушивал на головы врагов и их забитые взрывоопасным содержимым пакгаузы бомбу за бомбой. За считанные минуты огонь разбушевался на всей территории военных складов. Воздух сотрясался от взрывов стокилограммовых русских бомб. Затем начали взрываться снаряды и патроны. Потом этот адский оркестр «обогатили» звуки превращающихся в тепловую энергию тонн бензина...

Огромные запасы дефицитного для третьего рейха бензина, боеприпасов, другого военного имущества были уничтожены без остатка. Есть мнение, что в пламени этого грандиозного пожара погибли и запасы теплой одежды для немецких войск, рвавшихся к Сталинграду. Надолго прекратилось железнодорожное сообщение с Северным Кавказом. Разрушенным оказался и немалый кусок шоссейной дороги.

Имя летчика, нанесшего столь чувствительный урон оккупантам, — Степан Иванович
Кретов. Дважды Герой Советского Союза, наш с вами земляк, родившийся в селе Малая Ничка Минусинского района, в семье крестьянина. И этот боевой эпизод — лишь один из множества других, подчас не менее ярких, счет которым сибиряк-красноярец открыл буквально в первые дни сражений Великой Отечественной. Всего же за эти огненные годы Степан совершил 400 боевых вылетов, большинство которых были ночными. Со своим экипажем сибирский сокол уничтожил на вражеских аэродромах 60 самолетов, а еще более десятка сбил в воздушных боях. Летчик-бомбардировщик, имея свои непосредственные задачи, обычно избегает воздушного боя. Принимать его экипаж Кретова вынуждала боевая обстановка. При нападении фашистских истребителей Степан Иванович успевал не только виртуозно управлять воздушным судном, но и отдавать точные команды штурману и стрелкам по ведению огня на поражение.

Судьба его хранила

При всей суровости своей довоенной и фронтовой биографии, был Степан Иванович человеком отменного везения. Во-первых потому, что к моменту появления в пилотской кабине Ил-4 он уже имел вполне приличный летный опыт. Самолет этот, при всех его огромных достоинствах, имел и немало недостатков. Высотный, скоростной, способный нести до двух с половиной тонн авиабомб, был он очень «строгим» к пилоту. Как свидетельствовали опытнейшие асы, Герои и дважды Герои Советского Союза, Ил-4 был по своей природе неустойчив, то и дело норовил завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Автопилота на нем не было, и требовалось беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме. Бывали случаи, когда летчики с недостаточной подготовкой не могли выдержать направление взлета или посадки и гибли.
Но железной руке Кретова Ил подчинялся беспрекословно.

Прежде чем стать самым массовым дальним бомбардировщиком Великой Отечественной, Ил-4 и его предшественники прошли большой и нелегкий путь совершенствования. Рожденный в конструкторском бюро С.В.Ильюшина, самолет благополучно миновал стадии опытных образцов, превратился в красавца и силача ДБ-3Ф («дальний бомбардировщик-3 форсированный»). И, наконец, в марте 1942 года, после обзаведения более обтекаемым и технологичным фюзеляжем, новой кабиной штурмана, еще целым списком усовершенствований, получил это наименование - Ил-4. Со всей сложной гаммой достоинств и недоработок…
Однополчане говорили, что судьба благосклонна к Степану. Ведь двенадцать раз горели его самолеты, столько же раз он выбрасывался на парашюте и пешком возвращался на свои базы. И неизменно на его пути оказывались или наши солдаты, или советские партизаны, если дело происходило в немецком тылу. Или действительно счастливая случайность…


«Разрешите второй вылет!»

В конце 1941 года экипаж Кретова получил приказ разбомбить фашистскую танковую колонну на шоссе Ростов—Таганрог. Ил-4 шел к цели «в молоке» - среди сплошной облачности. Согласно карте, внизу должно быть шоссе. Воздушное судно снизилось до трехсот метров. Ничего не видно! Еще через сотню метров вынырнули из белой пелены. И оказались прямо над целью! Танковая колонна, которая двигалась по шоссе, терялась за горизонтом. Но бомбометание на такой малой высоте невозможно. Пришлось  засечь координаты и, поднявшись в облака, вести бомбежку вслепую. Но расчет и интуиция у командира были таковы, что первой же бомбой были подожжены 3 танка. В этом летчики убедились, снизившись для проверки попадания.  Больше десятка раз их машина взмывала ввысь, сбрасывала смертоносный груз и снижалась над колонной. А когда весь боезапас был израсходован, Кретов скомандовал стрелкам: « Причешем фашистов!». Ил на бреющем полете проносится самолет над фашистскими бронечудовищами, которые горят как спичечные коробки. Пять крупнокалиберных пулеметов косят немцев.
Вернувшись на базу, Степан Иванович попросил разрешения на второй боевой вылет.
— Ни одного «мессера» не встретили. Да в такой облачности, если и встретим,
дважды два уйдем от них.
Заревели моторы, и могучий бомбер снова лег на боевой курс – добивать то, что там осталось.
Несколько недель спустя Степану Ивановичу за эту блестящую операцию был вручен орден Боевого Красного Знамени. Остальные члены экипажа тоже были отмечены, но ни один из них не успел получить награду. После очередной бомбежки в районе Керчи на их самолет налетели сразу четыре «мессера», и в скоротечном бою штурман, стрелок-радист и воздушный стрелок были убиты.
Наш герой успел выпрыгнуть из горящей машины. Фашистам не удалось расстрелять летчика, поскольку парашют он раскрыл только в двухстах метрах от земли.
Приземлился Кретов на лед, который тотчас же под ним провалился. Еле выбрался. Весь обледеневший, шел берегом Дона по лютому холоду и чувствовал, что замерзает. Когда силы совсем оставили его и он уже не мог даже ползти, судьба в который раз спасла Степана. Послышались скрип полозьев и мальчишечьи голоса. Пилот стал стрелять в воздух. Его подобрал сынишка председателя колхоза Кашубы. Эта семья укрыла и выходила Кретова. Потом помогла Степану добраться до своих…

Победный май и вся эта жизнь

2 мая 1945 года майор Кретов совершил свой последний боевой вылет — на бомбежку Берлина. Он оказался юбилейным, четырехсотым.
Боевой счет Степана Ивановича поражает своими масштабами. За годы Великой Отечественной он 146 раз бомбил передний край противника, 40 раз — вражеские аэродромы, 138 — железнодорожные узлы, 50 раз летал на бомбардировку портов, мостов и переправ. На счету сибирского аса - 24 полета в глубокий тыл противника.

Не зря на груди этого высокого, подтянутого, крепко сложенного сибиряка красовались две Золотых Звезды Героя и 12 советских орденов, в том числе три ордена Ленина, два — Боевого Красного Знамени, 1 – Красной Звезды, не говоря уже о множестве медалей.
После войны Степан Иванович закончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу (1950) и Военно-воздушную академию (1958). С июля 1961 года служил в Ракетных войсках стратегического назначения: преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, затем старший преподаватель кафедры тактики, истории военного искусства и общевойсковой подготовки Ростовского военно-инженерного командного училища. С декабря 1973 года - старший преподаватель Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского. С 1974 года полковник С.И.Кретов – в отставке. Жил в Москве. Ушел от нас 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В Минусинске установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза.
Вечная ему слава и вечная память!

Сергей ЗАХАРОВ

Врезка 1:
Дальних бомбардировщиков Ил-4 за годы Великой Отечественной было выпущено 5256.

Врезка 2:
Выступая 22 июля 1941 года, Геббельс сказал: «Ни один камень не содрогнется в Берлине от постороннего взрыва. Советская авиация уничтожена».
В ответ на это советские летчики на дальних бомбардировщиках, начиная с 7 августа 1941 года, нанесли десять ударов по Берлину, сбросив в общей сложности 311 бомб и вызвав в городе 32 крупных пожара.


Рецензии
Прочитал с большим интересом, так как сам иногда обращаюсь к теме Войны ("Бомбардировщик" - на прозеру, "Тайна станции Кенитц" - в седьмом номере "Воина России" http://www.redstar.ru/index.php/voennaya-pressa/zhurnaly/2011-12-11-22-41-45)
Спасибо.
Творческих успехов!
С уважением,

Михаил Шуваев   15.08.2013 23:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.