Непокорённая колокольня

От Савёловского вокзала до моста Рижского железнодорожного направления протянулась ныне оживлённая магистраль-Бутырская улица.Полна автомобилей и ночью,и днём.Утром с севера Москвы торопятся машины в центр города,вечером ситуация обратная,и,наверно,нет передышки.
Да и сама улица широка,обрамлена по большей части почти современными зданиями.Вот шестнадцатиэтажки,чуть ли ни первые в Москве,Дворец бракосочетания в прямых строгих линиях.Или,к примеру,дома чуть постарше,но и они-продукт советского времени…
И вдруг в глаза бросается одинокая колокольня,гордо стоящая рядом с проезжей частью.И вроде не по делу,а вот высится себе красивая,нарядная…
Бутырки.Так назывались дома,стоящие особняком,поодаль от основного поселения.И правда,некогда здесь,тогда ещё не в черте столицы,до начала XVII века стояло несколько строений,но вскоре при владельце Никите Ивановиче Романове стала образовываться Бутырская слобода,которая быстро «разрасталась».Сюда же был размещён отборный стрелецкий полк,названный по местности Бутырским.Можно даже сказать,что чуть ли по нынешним меркам ни дивизия,поскольку состав полка доходил до пятнадцати тысяч человек.
Но так или иначе,а на месте деревянной церкви в 1682-1684 годах на средства этого самого полка отстроили храм Рождества Пресвятой Богородицы.И слыл он одним из красивейших мест России.Тут же обосновались церковно-приходская школа,богадельня,трапезная на две тысячи мест,а ещё появилась колокольня,стоящая отдельно…
Первое испытание церкви пришлось вынести во время наполеоновского нашествия.Французские солдаты превратили все постройки храма в склад продовольствия и изрядно их попортили.Коверкались росписи на стенах,уничтожались иконы.Но стояло лишь бежать захватчикам,как жители Бутырской слободы начали восстановление,и вскоре богослужения возобновились.А к 1855 году церковь снова блистала в своём великолепии.
Революция 1917 года сначала пощадила храм,но уже в лихие 20-е годы XX столетия службы были запрещены.Декрет 1918 года о сохранности исторических памятников вроде и отнёс сей архитектурный ансамбль к охраняемым и не подлежащим сносу сооружениям,да и в 1930-м церковь чуть ли не стала кафедральным собором вместо Елоховского,но в году 1935-м её окончательно закрыли и передали во владение заводу Глававиапрома.
С этого момента началось варварство.Во время Великой отечественной войны не пощадили:главы основного храма,трапезную,верхнюю часть колокольни,здания богадельни и приходской школы.Церковь превратили в один из цехов завода,а колокольню-в склад.И уникальные росписи стали разрушаться…
Послевоенные и шестидесятые годы прошли в спорах.Выходили постановления о выводе оборудования завода из храма и реставрации последнего,но,видимо,сильны были «тылы» у руководства предприятия,и решения Совета Министров СССР попросту игнорировались.
В 1970 году переименованный завод «Знамя» нанёс сокрушительный удар храму,построив между ним и колокольней новый громадный корпус.А колокольню вообще наметили снести,мол,нечего мешаться,вид портить.И хотя историки и искусствоведы забили тревогу,уничтожение готовилось.
Вид тогда,надо сказать,у колокольни был неказистый.Остался кое-где декор,но представляла она собой куб серо-пыльного цвета,без окон и дверей,замурованных кирпичом,мало напоминая церковную постройку.
И вот,как гласит одна из легенд,заложили под неё взрывчатку,чтобы наверняка.Заложили,но забыли,что не сегодня строилось.А потом жахнули.Жахнули и ахнули.Выстояла искорёженная колокольня,не шевельнулась,а вот новый корпус завода,что за ней высится,трещину дал!И решили от греха не трогать,рукой махнули-вдруг при повторном эксперименте вообще цеха заводского лишатся?..
В 1996 году,пусть и усечённая,колокольня была передана церкви,и началось её восстановление.Храм тоже «освободился» от нашествия промышленности,и возрождается.
И сейчас,проходя мимо,с радостью вижу,как красуется обновлённая непокорившаяся наполеоновским захватчикам и советским номенклатурщикам колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы.Пережившая обиды и разруху,стоит гордо и радостно!
Вопреки умам жадным и недалёким…


Рецензии