из книги Имя Ленина отчество Сталина Тетрадь 4

Тетрадь 4 серия 2.

Рассказ
Вступление

Есть в миру люди, живущие немного по другому, чем основная масса общества. И не только то, что они верующие в Бога, отличает их от других людей. Многие миряне посещают Церкви и молятся дома перед иконами и посты соблюдают. Верующие люди, однако, живут в миру и по мирски – «как все»: ходят на работу и общаются, устраивают свои семьи. Но выделяются и есть другие редкие люди, - которые, живя в миру, целиком посвящают свою жизнь служению Богу. Таких раньше называли – чернецами, черничками. Они жили уединенно, они не участвовали в увеселениях и праздниках мирских, как отшельники. Они не пекутся слишком о пище и об одежде, не ищут благ мирских, а живут в меру того, что Бог им дает.
Вот такой старец-чернец жил в наше время и я повстречался с ним. Не сразу, но нашли мы взаимопонимание и долгие вечера беседовали. Когда у меня были выходные, я оставался у него в доме и беседы наши продолжались до глубокой ночи. Многому я научился от тех бесед, познал Истинные цели своей жизни и прочее.
Старец поделился со мной прожитой им жизнью и своими рассуждениями – о предметах веры и о современных событиях в мире происходящих.
Этот чернец- старец говорил мне, что вскорости уйдет из мира, покинет наш мир: может он, пророчески, знал о дне своей смерти? И поэтому, очень ценно для меня показалось, что нужно запечатлеть жизнь старца-чернеца, чтобы оставить людям на память поучения и рассуждения его, которые будут полезны и для будущих поколений. Многие вопросы старец-чернец решал по простому и все его рассуждения были легко понятны.
Баж. С.

Часть 1

Неисповедимы пути Господни! – говорится в Писании. И было время, когда религия в стране нашей вовсе истреблялась. Воспитался и он, Сергей, в советской школе, в пионерии и в комсомоле.
Хотя он знал своего деда только в малом возрасте, зато уж бабушку свою помнил до 14 лет. Ездил к ней в деревню Выселки каждое лето на каникулы. От бабушки Сергей знал, что его дед был прежде священником, и что выслали их с бабушкой во время «пятилетки безбожия», в 30-е годы. И была бабушка сильно верующая. Всегда подолгу молилась в «красном углу», где на угловой полке стояли Иконы. И Сергей, ради любопытства, читал в детстве книжки старые – молитвослов и Новый завет. Но читал с прохладцей, не особенно вникая в смысл написанного. Молитву же Отче наш, под строгим бабушкиным руководством, он выучил наизусть еще в 6 лет, вместе с бабушкой он и Церковь ходил. Только придя в школу, в городе, он забывал все и бегал с ребятами во дворе больше, чем учил уроки. Они играли в футбол, зимой в хоккей. Увлекался Сергей собиранием марок – филателией. И много разных занятий находил себе мальчишкой Сергей, а о Боге же вовсе не вспоминал. Бабушка его умерла, когда ему было 14 лет. Так и жил себе обычный советский мальчишка, - не «тимуровец» и не хулиган «Квакин» из рассказа «Тимур и его команда».
Часто обстоятельства сильнее человека. И вроде бы случай, но приводит к неожиданным последствиям. Однако по Писанию говорится: «на все воля Божия».
Это, интересным словом обозначенное обстоятельство – «случай» - свел Сергея с известной в округе шпанистой хулиганской компанией. И что только не творили молодые ребята. Но сколько веревочка не вейся – все же обнаружится конец. И получилось групповое преступление. Дело дошло до суда. А на суде ребята постарше «отмазали» молодого Сергея. Он прошел по делу как свидетель. Других посадили в тюрьму.
Узнали об этом все родственники Сергея. У его дедушки были знакомые священники, которые еще оставались живы. И вот, пожилой поп, дедушкин друг, приехал к ним. И долго беседовал с ним Сергей. Старый священник объяснил, что выбор человека жизненного пути зависит от него самого. И предложил старец оставить Сергею этот бренный мир, который затянет его и, рано или поздно, приведет к тюрьме, к страданиям.
Сергей внял совету старца-священника, поехал Сергей в Духовное училище, где учат на диаконов. И с этих пор начались его странствия, его скитания по миру….
В городе Казани, в духовном училище, Сергей долго не продержался, только 1 год с небольшим, а учится нужно было 3 года. Но зато он много прочитал книг на религиозную тему и все больше сказания о монахах пустынниках привлекали его, а книга Лествица, святого Иоанна, стала его родной и учебной книгой.
Из песни под гитару иеромонаха Романа:
Я скажу что где-то
С колокольной звонницы
Звуки православные
Над землей плывут,
Я скажу что где-то
Образ Богорожицы
Утешает страждущий
Православный люд.
Я скажу что где-то
Клобуки да мантия,
Канонарх уверенно
Возглашает стих,
Я скажу что где-то
Служит Богу братия
И еще скажу я,
Я один из них!
Прочитал Сергей множество книжек и из полученных знаний решил совершить поступок, изменить свою жизнь.
Краткий список духовных лекарств на разные случаи:
1. Если тоска, и ты покинут даже друзьями – читай: Псалом 23. 27 и Евангелие от Луки 15 гл.
2. Если дела идут плохо: Пс. 37 и Ев. От Иоанна 15 гл.
3. Если теряешь мужество и находишься в беде: Пс.126 и Ев. От Иоанна 14гл.
4. Если чувствуешь себя совсем не по себе: Послание Евреям 12 гл.
5. Если окончательно теряешь веру в людей: 1 Коринфянам 1гл.
6. Если все выходит не по-твоему: Послан. Иакова 3 гл.
7. Неверие в Бога: Еван. От Иоанна 6 – 7 гл и 16 – 17 главы, послание Филиппийцам 2гл 5 – 12ст.
8. Если совершенно утомлен грехом: Еван. От Иоанна 8гл. и от Луки 18гл 9 – 14,19гл 1 – 9ст.
9. Если отчаиваешься: Еван. От Луки19 гл и от Иоанна3гл 16ст.
10. Если все благополучно: Псалом121, Еван.от Матфея 6гл 33 – 34, послан. Римлянам 1гл 12ст.
11. Укрепление в надежде на Бога: Псалом 26.
12. Послание Иакова 5гл.
Как-то прочитав Синайский патерик – Луг духовный, сказания об отшельниках живших в пустыне, об аввах, - Сергей решил окончательно приблизиться к монашескому житию, исполненного истинного Духа Божьего. И решил и пошел.
Ближайшим монастырем, открытым и действующим в то время, был монастырь в городе Алатырь, Чувашской АССР, где сам Владыка архиепископ Варнава частое имел посещение. Туда и пошел Сергей, бросив училище. А там он просился, чтобы взяли его хоть «трудником», если не сразу в послушники, в штат монастырский. Так и получилось, что долгое время работал Сергей в бригаде плотников и восстанавливал, строил заново и внутри самого монастыря и выезжая на строительство Церквей, Храмов в селах Чувашии.
Настал день, когда просьба зачислить его, Сергея в штат – дошла до самого Владыки Варнавы. И владыка пригласил Сергея на беседу. Долго они беседовали, говорили обо всем. Тогда  многие взгляды Сергея пошатнулись, переменились.
«Чтобы не разочаровываться – надо не очаровываться», - такие мысли понял Сергей, вспомнив, что читал об этом у кого-то из святых отцов Церкви. А в сознании его, до этого, было одно очарование святости жизни иноческой: и будто бы безгрешны монахи, и ходят все, буквально, обвитые («под колпаком») Духом Святым. Действительность реальная принесла разочарование. Когда же зачислен был Сергей в штат монастыря, переехал с вещами в келлию, он чуть было совсем не разочаровался. Как послушание избрал себе Сергей переписывание книги святого Никодима-святогорца о борьбе со страстями. Он узнал какие страсти, оказывается, бушуют в жизни монахов. А будучи от рождения впечатлительным и наблюдательным, начав жить внутри – он увидел проявления всех страстей среди монашеской братии. Поддерживал Сергея на исповеди его духовный наставник иеромонах Нестор. За грехи исповеданные Сергеем, он получал епитимии (наказания) не раз и не два. Ночами творил молитвы назначенные ему в наказание духовником – отмаливал грехи.
И все-таки, проведя в монастыре около года, оставался Сергей лицемерным грешником. Внешне он соблюдал все по уставу, а внутренне не был согласен ни с тем ни с другим. А кроме того, имел и явный открытый грех, скрываемый от всех вообще в монастыре – грех табакокурения. И никто не знал и не уличал Сергея, он умудрялся так ловко скрывать свой грех, естественно не исповедуясь в нем даже перед причащением.
Зачисленный в штат Сергей по прежнему работал с плотниками в стройбригаде. А через полгода пребывания в штате, по указанию владыки Варнавы, одели послушников в черные подрясники, почти в рясы, но с узкими рукавами, чтобы отличать от трудников. Это событие взволновало Сергея: он уже мнил себя приближенным к монашеству, тем более скоро должно было состоятся пострижение в рясофор, в первую предварительную степень монашества. И окрыленный своим успехом в монастырской жизни, Сергей забыл всякую осторожность и пошел грешить по своему – курить табак. Не особенно скрываясь он прошел на ту часть монастыря, где шла стройка.
Там стоял дощатый деревянный туалет для строителей, и там были спрятаны сигареты и спички. Кто-то из братии видел, как пошел Сергей и видимо сказал духовнику…. Потому что, когда Сергей вышел из укрытия своего, из туалета, его позвал к себе иеромонах Нестор, поманив пальцем. От Сергея, только что искурившего сигарету, естественно исходил запах дыма и табака. Разговор состоялся не злой, но суровый и строгий…. Сергея не изгнали, но и подрясник сняли и отложили посвящение в рясофор.
Оставили его послушником, а работал он с трудниками, которые приходили на строительство. Среди послушников он выделялся одеждой, ходил в черном но в мирском. Остальные все в монастыре ходили в рясах, и послушники в подрясниках выглядели как монахи. Сергей отказался от курения сразу, резко и не чувствовал никакой тяги. Сильно уязвлено было его самолюбие. Так приучался он к терпению уничижением.
И опять около года работал Сергей и жил в послушниках. Подрясник ему одели уже через месяц, но с посвящением в рясофор откладывали. Ибо много надо молиться, чтобы умолить Бога простить грехи. И жизнью своей нужно показать стремление – к жизни другой, иной, иноческой. Тогда посвящать можно в рясофор, это по уставу так. Но не хватало в монастыре людей, и посвящали некоторых сразу, через полгода, а Сергею невезло, произошел еще один казусный случай.
Как-то привезли доски, толстые половые, для монастыря. Послушники их разгрузили вчетвером тут же около ворот, расположив штабель вдоль стены. Сергей работал с ними. Все сели отдохнуть. Машина уже ушла, все сидели опершись спинами на доски. Устали послушники,- досок было много, штабель сложили в рост человека высоты, доски были длинные, 6 метров, тяжелые 60 мм,  для полов в монастыре.
И вот, проходит один из монашеской братии, помощник эконома, иеромонах Иссидор. Подошел он к доскам, потрогал, да и говорит послушникам: « Вот – мол – скоро, завтра-послезавтра менять полы будут в трапезной. Полы там подгнили, старые. А поэтому, что же медлить, - несите-ка вы доски к трапезной, к стенке у входа и сложите там». Делать нечего, когда послушнику говорит старший монах, тем более помощник эконома, - грех не исполнить просьбу, - «послушание – прежде всего».
И стали четверо послушников таскать доски к трапезной. Да складывали там к стене, как сказал им Иссидор иеромонах. Все бы хорошо, да только не успели отдохнуть, пришлось вновь таскать тяжелые доски. Так работал и Сергей, вместе со всеми.
Когда уже половину штабеля перетаскали досок, послушники опять решили отдохнуть. Сели уже около трапезной. И тут выходит эконом, тот самый, - иеромонах Иоанн. Он спрашивает, с некоторым возмущением: «Вы зачем доски сюда таскаете? Здесь они ни к чему, ремонт трапезной еще не скоро. Несите обратно. Еще не решено, где начнем ремонт. Пусть лежат там, где привезли!».
Делать нечего – «послушание прежде всего» - послушники подчинились. И вновь принялись таскать тяжелые доски обратно в штабель у ворот.
Устали, страсть…, половину от той половины, которая была у трапезной они перенесли, и опять присели отдохнуть.
Тут приехал в монастырь игумен. Он вышел из машины у ворот – и видит, что двое послушников, Сергей и другой, дотащили доску от трапезной до штабеля у ворот и присели отдохнуть, рядом с другими двумя послушниками. Игумен подошел к ним, спросил, почему они таскают доски. Послушники были уставшие, а активность проявил Сергей. Он объяснил, что один из монахов сказал, что в трапезной будут полы менять и просил туда носить доски. Но эконом сказал обратно таскать, вопрос, мол, нерешенный.
Игумен подумал, подумал и говорит: «все-таки правильно, трапезную будем делать. Так что несите к трапезной все доски». Сказал и ушел.
Ну, теперь-то уж, по послушанию самому игумену начали послушники вновь работать – таскать доски к трапезной.
Тут снова проходил Иссидор, помощник эконома, и высказал, что они так медленно очень работают. Когда еще он просил их перенести доски, давно можно было перетащить все доски. А время, мол, к обеду, а у них только треть досок перенесено. Послушники не успели ответить, иеромонах торопился и быстро ушел. А раздражение от таскания туда-сюда тех же досок усиливалось и возрастало в душе и на сердце послушника Сергея.
И вот, когда штабель досок был перенесен настолько, что одна треть оставалась у ворот, вдруг, пришел эконом, иеромонах Иоанн. Послушники от усталости почти с ног валились и хотели отдохнуть. Но перепалка началась между экономом и Сергеем. Кто послушание исполняет, а кто нет… и кого из старших монахов слушать и делать ли бесполезную работу: туда сюда таскать доски…. Много чего высказал, в сердцах, Сергей послушник, и по раздражительности, которая в процессе перепалки все росла, - Сергей оскорбил эконома очень сильно.
Уже через день, Сергей выходил из ворот монастыря с небольшой сумкой в руках.
Его обсудили, наказали, но не изгоняли. Наоборот, хотели исправить, назначив читать часослов на клиросе днем и ночью. Но Сергей сам ушел. Прочитав всю ночь до утра,(а нужно было начинать сначала) далее не стал он читать. Пошел он к игумену и сказал о своем решении покинуть монастырь, как бы считая себя недостойным даже сана рясофорного монаха.
Вот и опять пошел Сергей странствовать.

Часть 2. Мирская жизнь

На попутных машинах добрался Сергей до города Казани. Там он встретился с учениками Духовного училища, в котором он раньше учился. Они помогли Сергею, устроили его на квартиру к своим (ихним) родственникам. А там и работу ему нашли на стройке. И стал Сергей строителем.
В Церковь ходил он один раз в неделю, по выходным, а иногда и пропускал. Но дома же он продолжал молиться и по ночам исполнял правило, пятисотницу монашескую, как обучился в монастыре. Он все время читал книги, узнавал и искал истинное учение. Начал читать и учения других религий….
Но бывают в жизни искушения. По большей части они бывают в трех видах:
1) Для испытания веры и преданности.
2) Иногда для исправления.
3) И для наказания за грехи.
Пока мы проводим плотскую жизнь и не приступаем сердечно к Богу, до тех пор бесы таятся в нас, скрываясь под разными страстями: это и жадность к пище и питию, и блудное разжение, и гордость и гордое вольномыслие о вере, и о Церкви; это и злоба и зависть. Так что мы живем по воле этих страстей.
Но когда мы приступим искренно работать Господу и заденем за живое гнездящихся в нас демонов, тогда-то они на нас вооружаются всею своею злобою. И нужно много усилий, чтобы выгнать их из себя усердною молитвою, исповедью и причащением Св. Тайн.
Многочисленны и многообразны пути, как диавол может послать человеку искушения. У сатаны многотысячелетний опыт борьбы с Божьими людьми за души их. Он в каждого вливает свои отравы и кознями своими противодействует каждому:
1) Иной соблюдать стал посты, но отдает себя под власть соперничеству с людьми и зависти.
2) Иной воздерживается от срамного пожелания, но связан тщеславием и гордостью.
3) Другой преуспел в бдении, в молитвах ночных, но запутался в сетях осуждения людей.
4) Иной удаляется от осуждения, но преисполнен прекословия и спорливости.
5) Иной воздерживается от снедей, но тонет в высокомерии и заносчивости.
Да. Очень трудно противостоять искушениям мира сего. Различным искушениям диавольским был подвержен и Сергей. Стремясь к монашеству истинному, он видел нарушения и нестыковки Церкви с учением старцев, отцов Церкви старинных. А жизнь вокруг Сергея менялась на глазах и искушения к нему также ближе становились, как и прогресс человеческой цивилизации. Трудно было в городе устоять, и решил Сергей уехать в лес, в тайгу, тем более случай предоставлялся.
Многие люди ехали на заработки в Сибирь, вербовались. Набирали рабочих на сезонную работу в тайгу. Так и Сергей попал в плотницкую бригаду и уехал в Иркутскую область. Там он занимался строительством домов-бытовок в тайге. Их называли балками. Строили такие балки (1 – балок) временно, для рабочих старателей. Старатели копали шурфы и промывали породу, добывая полезные ископаемые, не только золото, но и другие. Это ближе к Якутской, к Бодайбо, где шла добыча с большого прииска в промышленных масштабах. А старатели ходили по мелким речушкам, в тайге, впадающим в Лену. И Сергей ходил по тайге между сопок. Жизнь в тайге между старателей была немного суровая – работали в летний сезон и мучил гнус (мошка) весной и осенью особенно. Летом в жаркое время, как бы, меньше было комаров и мошка пропадала. Но со снабжением случались перебои. Не хватало бригаде даже питания. Но люди бывалые умели в тайге выживать. И зверя добывали и рыбу ловили в свободное от работы время. И Сергей многому научился, живя в тайге среди природы. И пока он был молодой он работал со старателями не один сезон. И не один балок построил, а сколько приспособлений для шурфов построил – не сосчитать, и лотки для промывания породы он изготовил не один десяток.
На зиму бригада приезжала в Иркутск. Все разъезжались, кто куда, а Сергей снимал квартиру в городе. Сезон работы в тайге продолжался большую часть года и Сергей привык жить более на природе. К городам он стал равнодушен, да зимой и не выходил особенно никуда. Природа, лес стал для него родным местом обитания, он научился жить и выживать в тайге.
Случилась в стране перестройка – и кризисы и дефолты, а потом и Союз распался. Артели позакрывались и люди остались без работы. Вот и Сергею пришлось начать скитания. Он работал во многих городах, на стройках. Много поселков и городов посетил Сергей, но нигде не мог долго прижиться. Больше года он не жил в одном месте. Начал с Иркутска, а потом Красноярск, Новосибирская область…. Так приехал он в Тюмень.
Годы берут свое, выглядел Сергей уже не молодым и потому не сразу мог найти работу на стройках, по своей специальности плотника. И зашел он, на досуге, в Церковь, которая вновь только восстанавливалась. Тут он поговорил со служителем в подряснике – это оказался один из монахов. В это время, в 1991 году начали возрождаться Храмы по всей стране, религия вновь возвращалась к людям. Вот и Сергея быстро уговорили принять участие в строительстве Церквей. Он поселился при Тюменском монастыре, а работал куда направят, по области и в других регионах страны.
Снова начал Сергей читать книги религиозные, как бы вернулся из мира, - вновь начал молиться по ночам, пятисотницу исполнять. А то ведь на долгое время оставил он было молитвенное правило, когда жил в тайге со старателями. Молился он конечно, но в Храме то бывал раза два в году, во время зимнего межсезонья. И вот, как говорят, не было печали… - вроде бедствия упали на всех людей, и Сергею было трудно, но именно это привело его вновь к религии, к Богу, к молитве.

Часть 3

Альбер Камю(1913 – 1960).
«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной.
Она творится на земле, в течении всей жизни. И сама жизнь, не что иное, как эти долгие и мучительные роды души!
Когда сотворение души, которым человек обязан себе и (своему) страданию, - завершатся, вот тогда приходит смерть. Но смерть тела.
Если тело тоскует о душе своей (переживает, волнуется, страдает) – нет оснований считать, что в вечной жизни душа (также) не страдает от разлуки с телом -  и, следовательно, душа (также) мечтает о возвращении на землю в свое тело».
Так мыслил один из умных людей 20-го века. А что нам советует Писание, о чем повествует умная книга Библия?
От Луки 21: 11 «Будут большие землетрясения по местам, и глады (голод) и моры(болезни, эпидемии), и ужасные явления (ураганы, цунами) и великие знамения с неба» - Так говорил Христос, проповедуя народу, пророчествуя о конце.
От Луки 21: 31 «Так, и когда вы увидите это сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие».
От Луки 21: 34 – Говорит Иисус Христос, что нужно делать: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши (души) не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно»
От Луки 21: 36 «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (перед Богом)».
От Луки 21: 19 «Терпением вашим спасайте души ваши» - так завещает Господь Иисус Христос.

Во время строительства Храмов, Сергей участвовал в богослужениях. Руководил строительством священник. Сергею часто приходилось помогать священнику во время службы: то за кадилом следил, уголь раздувал и ладан подсыпал. А иногда читал он и часы на клиросе. Постепенно возвращался Сергей к серьезному служению Богу. Никогда он не ложился спать без молитвы, и проснувшись, сразу, первым делом у него была молитва.
Состарившийся Сергей остался жить в небольшом селе Тюменской области, около Храма, который сам восстанавливал. В храме он не работал, нашел работу в селе, на пилораме, в частной фирме. Но на службах иногда помогал, прислуживал, особенно в праздники, когда бывали крестные ходы.
В жизни мирской Сергей держался особняком, ни с кем дружбу не водил, не общался с людьми, был нелюдимый. Даже в магазине сельском появлялся он редко. И всегда видели его с четками в руках и всегда в черной одежде. Может поэтому прозвали его чернецом.
Некоторые верующие ходили к чернецу Сергею для беседы о Боге. Сергей говорил с людьми и многим помогал добрым советом. И мне показали на его домик с краю села. Так и я познакомился с чернецом тем Сергием. Пока я, с месяц, находился в том селе – каждый вечер подолгу беседовали мы с ним. Великого ума оказался человек. Он действительно спасался сам и тем спасал многих к нему приходящих.
Благодарим Бога, что дает нам таких верных людей, истинно «человека Божьего». Может и еще в глубинках нашей страны проживают такие умудренные старцы, за все слава Богу.
Конец.

Рассуждения

Из разговора со старцем я записал некоторые его рассуждения. Они показались мне очень умными и поучительными, вот одно из них.

От Матфея 7:24-28.
Прочитайте это в Евангелии. Вы узнаете, что Христос не зря говорил все эти слова. Эти  слова и в наше время очень актуальны.
Вера принятая наспех, поверхностно, только лишь из чтения Евангелия – слабая, как построенный на песке дом.
Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни. Вера научает терпению.
И вера человека невозможна без верности Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным  догматам, а также верности Священному Преданию и церковным традициям.
Поэтому не может быть веры легкой – «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похоти своей, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, - тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его (!) и эти заповеди надо исполнять, соблюдать.
Вера истинная требует усилия от человека, усилия над собой, над течением своей жизни. И не случайно сказано: свою судьбу, человек делает своими руками. Надо не только изучать заповеди Божии, не только их знать, - но и учиться и стремиться их все исполнять.
А это не только «не убий», но и «не завидуй». Последняя заповедь из десяти Моисеевых о зависти и говорит. И это не только «не прелюбодействуй», но, в христианстве, даже и не думай с прелюбодейством в уме своем, когда смотришь на женщину, как Христос говорил. (Мф 5:28).
Тогда и получается – верить нелегко, особенно современному человеку, в современном мире, где искушения кругом одно за одним. Например, как быть с воздержанием от соблазнительных мыслей при взгляде на современных девушек? Если в прошлом девушек приучали к скромности, то сегодня, как только весна и лето, то женщины потеряв остатки скромности ходят полураздетые, но и этого мало одеждой своей специально подчеркивают, выставляют напоказ, и, как это, - рекламируют интимные подробности своего тела. Ужас в том, что эти же девушки, чуть приодевшись, но иногда сверкая голыми коленками, идут в храм и они считают себя верующими. Мир пал во грехе своем.
Истинная вера требует некоторого аскетизма, воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация. Однако отказ, нельзя понимать буквально, как отказ вообще от цивилизации. Вера не предлагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человека.
О том видно из учения апостольского: «(1Кор 6:12-13) Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Не надо становиться маньяком, приверженцем того или иного развлечения. Например, футбольный фанат думает, что ничего в том нет страшного, если он любит свою команду, но мы видим , к чему приводит фанатизм – драки на стадионах и погромы в городах, убийства мирных людей посторонних для футбола. То же бывает и с любым другим увлечением развлечением. «Ничто не должно обладать мною» - апостол Павел не противник футбола и даже не противник вина. Наоборот, пить вино надо и апостол рекомендует пить вино, ради здоровья – (1Тимоф 5:23). Но привыкание – это обладание, возникает пьянство. И это уже видимый грех.
« (1Кор 10:23-24) Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Немудрено отравиться вином, но можно отравиться и любой другой приверженностью. Понравилось человеку поучать и наставлять других. А сам наставник, оказывается, жизнь знает только из книжек и из газет, а сейчас из интернета. Вот, научившись по книгам приходит проповедник в народ, а его не слушают, или слушают, кивают в ответ, но не воспринимают его учения. А отравившийся приверженностью к миссионерству, маньяк миссионерства, ибо оно обладает тем человеком, - во что бы то ни стало пытается привести грешника в Храм. Не ко Христу, не к вере в Бога, не к вере в учение Церкви, - ибо об этом мы не можем судить (чужая душа – потемки). Но обладатель миссионерской тяги пытается привести людей в Храм как номинальных христиан, важно количество, а качество само придет. Так они вероятно думают. Это опасное заблуждение. Ибо и средства при помощи которых действуют эти миссионеры-маньяки, хотят привести в Храмы других людей – не очень хороши. Так уже было в истории Церкви при помощи убийства не исправить убийцу. Пьянство не вином лечится. Но те миссионеры идут к тем же пьяницам и пьют вместе с ними при этом проповедуя и в Храм приглашая.
Проповедники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных социальных слоях общества, это:
1) Отец Андрей Кураев – среди рокеров, в смысле рок-музыкантов и их фанатов.
2) Отец Глеб Каледа – организатор миссии среди заключенных в тюрьмах
3) От. Александр Дворкин – среди сектантов, пытаясь вернуть их в православие.
4) От. Даниил Сысоев – среди мусульман.
5) От. Тихон Шевкунов – проповедует среди пьяниц, алкоголиков.
6) От. Всеволод Чаплин – желает проводить проповеди в «ночных клубах».
Настолько велико воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру» - старается человек и Веру подделать под новые введения мирские.
Такая обмирщенная вера уже появляется. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан понимать буквально, - то никак невозможно такое совмещение.
Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Но сегодня ученичество в христианстве часто забывается. Мы, конечно, уповаем на действие благодати Божией, - когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня даже в московских Храмах, не говоря уж за провинцию, - большая часть прихожан не понимают: как, что и почему в Церкви происходят действия. А еще – как, что и почему в духовном плане в жизни должен поступать христианин. Многие не знают просто элементарных вещей – свечку поставить не могут. Как он верующим называет себя? «И бесы веруют и трепещут» - говорит апостол Иаков (2:19-20).
А в самом начале, в зарождении своем, христианство предполагает ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками. Красной нитью через все первое же Евангелие проходит слово «ученики».
«Тогда ученики Его приступивши сказали Ему…» (Мф 15:12)
«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Есть слова Христа которые близко поясняют тему обновленчества сегодняшней церкви. От Матфея 15: 8-9 «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим».
Заповеди же Божии трудны стали для понимания. А человеческие моды все легче и веселее и приятнее. Жить модно – это главная заповедь мирская, а модно быть обманщиком, прелюбодеем (кто не имеет любовницу). Все всё сейчас обращают в бизнес, а забыли, что Бог говорил не давать в рост ближнему. Но люди и с родной матери прибыль готовы содрать. О какой любви тогда речь, а говорят родным – мы вас любим. Да, только прибыль с вас имеем, а значит рабы вы мои.
Действительно есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение Церкви Христовой. Человеку надо приложить усилия. Читать, усваивать, практиковаться – ходить в Храм, кланяться, молиться и т. д.
Но о том и проповедовал Христос, явно пророчески к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется», и употребляющие усилие восхищают его». (Мф 11: 12). И усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство – это не достижения спортивные или соревнования в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли бы стоять на коленях на камне по 1000 дней и ночей: не к тому ведут проповеди. О подвигах же сказано: (Мф 19: 11-12) «Не каждому дано, но кто может вместить, да вместит».
Но апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры; даже прямо наоборот: (1Тимофею 4: 7-8) «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно…». Проповедь первой христианской общины сводилась, в основном, к нравственному отношению среди людей.
Было другое время. Людям не надо было, лишний раз, объяснять, что в храм ходить обязательно и молиться надо чаще и прочие обряды надо исполнять. Людям того времени исполнение религиозных обрядов было повседневным и обычным делом. И вот  тут и нужна мера, и тут церковные обряды не должны преобладать. Но и без них нельзя было обойтись. Именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев. От Матфея 23: 1-5, и далее 23:23 – «сие надлежало делать и того не оставлять».
Итак. Если человек хочет стать христианином – ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники в этом случае должны грамотно объяснять те же обряды и истины вероучения. Чаще говорить проповеди с амвона.
Христианская Церковь имеет вековую традицию научения вере человека: это традиционные храмовые богослужения. Именно богослужение всем своим строем проповедует о Христе. Все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе.
И в частной жизни христианин научается из Молитвослова правильному пониманию веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснением были учебниками в церковно приходских школах до революции. И с детства, научаясь молитвам, получал человек знания христианства вообще. Тогда, посещая Церковь, Храм, человек понимал суть богослужений и сам становился участником службы Богу. И выходил христианин из Храма истинно верующим, во всех делах своих полагаясь на помощь Божию. И все дела свои начинал краткой молитвой: Господи, благослови! А по окончании: Слава Богу! Так как написано в молитвословах с пояснениями. Сегодня не хватает людям такого практического обучения вере. Без понимания, без знания нет христианства. Таков вывод!
Сергий чернец+.



Эссе. Философское рассуждение.

Почти все авторы, писатели и философы, применяют цитаты из произведений других людей. Часто цитируют тексты священных писаний: Библию, Коран, Веды и т. д.
Но восприятие цитаты в контексте сочинения автора всегда бывает не совсем адекватно сущности самой цитаты. Потому что цитата, пропущенная через сознание «оратора», есть информация второй свежести. Как любая пища, пропущенная через желудок, имеет тенденцию менять свою сущность.
Можно попробовать, гипотетическим примером, - съешьте кусок прекрасного торта, подождите, пока переварится, и попробуйте съесть этот кусок еще раз. Запах и вкус Вам не понравятся, конечно! Так же и цитата в словах оратора. Как говорил один восточный гуру своему очень умному ученику: «Не корми меня ядом, повторяя чужие высказывания».
Полет души в стихах Пушкина – «я помню чудное мгновение…», о любви и слова мудрости в притчах Соломона: «всему свое время… время разбрасывать камни и время собирать» - все истинно только из уст самих авторов, в их подлинных произведениях. Поэтому, приводя цитату, всегда нужно смотреть ссылку, откуда она взята. Чтобы еще яснее представить в связи с чем, при каких обстоятельствах сказаны слова цитаты в подлиннике, надо прочитывать произведения откуда цитата взята.
Поясняя мысль можно спросить: о чем думала Дездемона в последний момент жизни? Конечно мы можем сказать предполагая: «о погоде, о детях, о жизни…». Но если лично вас не душил Отелло, то любое мнение на этот счет будет нашей выдумкой. Или другой вопрос: о чем думает человек, когда падает как камень с девятого этажа? Могут быть предположения: вся жизнь проходит перед глазами, охватывает страх, ужас…. Но вот мой личный опыт позволяет сказать, о чем я думал, когда падал. Работая на стройке я действительно упал с девятого этажа и чудесным образом остался живой. Но в тот момент я успел только одно слово произнести, всего-навсего, а потом просто ждал долго-долго, пока не приземлился. Хоть у меня, быть может, мало культуры в речи, но написать это слово можно только намеком: так называют белых северных лисиц – песец. И чуть изменив буквы, мы получим искомое. Значит, мой вывод из опыта: человек в момент падения не занимается наукой – ни зоологией, как в моем случае, ни мемуарами, прокручивая память….
Иногда надо слишком ценить жизнь, чтобы не кланяться и не расшаркиваться по всякому поводу. Существуют определенные границы, нормы этики и морали, которые нельзя переступать. Но человеку в сегодняшнем современном мире просто бывает некогда, просто нет времени, чтобы освободиться от оков, удерживающих его в болоте привязанностей. А привязанности эти увеличились неимоверно. Если раньше нужно было только о пище заботиться, когда еще стадами жили люди, то теперь же надо и за квартиру заплатить, за свет, за газ, за воду. И столько привязанностей у человека, где везде надо так или иначе раскланиваться, соблюдать нормы, неизвестно кем установленные.
Люди суетятся, что-то делают, куда-то постоянно спешат, но даже не позволяют себе на минуточку остановиться и задуматься: «А для чего все это? Куда я иду, и что после меня останется?». Хотя в глубине души каждого, где-то очень глубоко, нет-нет да что-то отзовется болью, что в жизни как-то все не так….
Но каждый день, вновь, нет времени! Надо, надо постоянно куда-то бежать. Весь вопрос куда и для чего? На самом-то деле мы топчемся на месте, ходим по кругу и сами того не замечаем, что все усилия приходят в исходную точку. Нужно как-то прекратить это бессмысленное хождение по заколдованному кругу проблем и неудач. Они никогда не кончатся.
А все же почему поведение человека не дает ему творчески развиваться? Да потому, что в обществе приняты некие «стандартные» законы. Существует – норма, такое странное понятие, которое скручивает человека в «бараний рог», загоняет в кем-то установленные рамки. И в этих-то рамках погибают все будущие гении и творцы.
Потому что все вокруг заранее предписано, кто и как должен себя вести. Бабушка – обязательно представляется нам в очках с вязанием в руках. А дедушка – угрюмый старичок, с палочкой. Окружающий мир навязывает человеку и образ действий. Когда мы едем в общественном транспорте, в автобусе или в метро – то обязаны сидеть смирно и тупо смотреть в окно или в пол, можно прикрыться газеткой. А если попробовать петь песенки и улыбаться «во весь вагон». Тогда сразу человека посчитают ненормальным. Поэтому и веселое поведение молодежи одергивают старики, которые «знают» нормы поведения.
Нормы формируются в истории человечества через личности, через царей, пророков и святых, через поэтов и философов. Нельзя убрать из истории Македонского или Наполеона, царя Соломона или Аристотеля, Чингисхана, наконец. Чтобы творить, надо было выделиться всегда, надо нарушить пресловутые нормы или властвовать над ними. Каждый из великих внес в этот мир изменения, каждая личность что-то оставляет после себя. Тысячу лет тому назад великий мудрец и математик Аль Хорезми создал науку алгебру, а выведенное им понятие алгоритма пролежало тысячу лет, как никому ненужное. А сейчас оно легло в основу всей компьютерной технологии.
Многие сейчас пользуются компьютерами.
И уже известно давно, что все творческие люди являются потребителями, в большинстве своем. Грубо говоря, ничего своего в голове нет, все вложено со стороны: чужие мнения, чужие суждения, а также чужие правила. Все люди потребители, пользующиеся правилами. О каком развитии человека речь? Творцов или чем-то продвинувших цивилизацию - как капля в океане. Из 6-ти миллиардов людей, даже 1 процент не наберется умных. Личности человека не видно под спудом «нормы».
Быть личностью, отсюда, очень тяжело, потому что одиночество – страшная вещь. А одиночество из-за того, что личность всегда оказывается на вершине горы всех мыслимых норм, на некоторой высоте. Гений и безумство – равносильные понятия среди общества тем, что выделяются почти равно. Также и от дураков шарахаются, оставляют их наедине с собой одиноких. А общаются с творческой личностью, ну точно как с дураком, снисходительно, как о ребенке говорят: он у нас со странностями. Да, Фредерик Жолио Кюри тоже был странным физиком, только его открытие привело к Хиросиме. Страшно быть одиноким.
Но еще страшнее для человека колыхаться в серой, безликой массе потребителей. Разве жизнь дана для этого? Нет! Человеку нужно стать личностью. Не бежать со всем стадом на бойню. И не зря, через пророков, восклицает Бог: остановитесь на путях своих!
Когда остается человек один на один с собой, внутренним голосом спроси себя: «Что ты делаешь? Ты многое можешь, ты достоин большего!». Но такие случаи, когда человек знакомится сам с собой – очень редкие. Мы тратим жизнь на изучение каких-то профессий, на что-то еще. А на себя боимся потратить один час. Мы знаем многие вещи, а себя нет. И опять от древних: Познай себя! Больше всего мы боимся и дальше всего пытаемся убежать от самого себя. Кого мы хотим обмануть? Соседа, Бога, дьявола? Но всегда обманутыми остаемся сами.
Сказано много. И умными словами. Но смысл, по большому счету, во всем сказанном почти отсутствует. Такое впечатление может остаться у читателя. Однако выводы делать рано. Нало подумать, так должен поступить разумный читатель. И просмотрев бегло весь текст много можно смыслов найти. А смысл, я вам скажу, точно есть в этой книжечке. Дело за вами – читатель!

С.
Желтая теория о Библии.

Почему Бог допускает столько зла и страданий. Таким вопросом задаются все люди – и верующие и атеисты.
        Такой вопрос задают себе люди маловерные. Но и апостолы, ученики Христа тоже были маловерными. Когда апостол Петр пошел по воде, также как шел Христос, он засомневался и тут же провалился в воду. Сомнение одолевает человеческое сознание всегда и во всем. Так устроен разум.
Краткую историю возникновения людей выразили все религии одинаково. И вот, как завелось обычно в сегодняшние времена, в частной газете опубликовали версию теории о Боге и о мире, опирающуюся на Библию.
Частные газеты обычно называют «желтой прессой», но не бывает дыма без огня…. Что-то правдивое есть.
И вот какова версия желтой прессы:
«Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змея-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную Богом. Когда они съели запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорежена. Прародители потеряли связь с Богом, стали грешниками и были изгнаны из рая. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, в раба своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить и все живые существа так или иначе обречены на страдания».
А далее в толковании желтой прессы возникают одни вопросы. Как они сами говорят: «Эта библейская притча одна из самых сложных для понимания».
 А сложная притча потому, что мир сотворенный Богом тоже очень сложный. И эта притча не правильно преподносится и понимается примитивно. Кто её представляет в желтой прессе, очень поверхностно толкует Библию. И даже совсем неверно. Выхватили интересный кусочек о грехопадении и на нем пытаются создать свою теорию. То что они, эти теоретики, совершенно не знают Библию или не понимают, видно из того, что только одну заповедь от Бога видят они, которые дал Бог человеку в раю. Для чего поселил Бог Адама в раю – для того, чтобы хранить и возделывать его, так говорится в Библии. Так вот и еще заповеди от Бога: одна хранить, другая возделывать. Или думают, что Адам ничего не делал, валялся в гамаке из лиан и только пожирал фрукты и ягоды?
Нельзя таким людям из желтой прессы читать Библию без руководства. А тем более толковать со своей колокольни такие вопросы, над которыми бьются тысячи богословов, ученых бакалавров и академиков. А то , вот, какой-то журналист из желтой прессы (настроенной на сенсацию на злобу дня) вдруг пытается ответить и отвечает по своему на божественные вопросы, все упрощая и тем самым повреждая и опошляя Святое Писание.
1) Зачем Адаму показали яблоко?
Если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод? Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал ему?
2) Как появились демоны?
И не ясно, очень туманно пытается объяснить желтая теория происхождение демонов. И тут же задает следующий вопрос.
3) Почему Бог терпит зло? Почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей?
Тут же вопрос от людей: «Я ни кому не делаю зла и все равно страдаю – за что мне это?» - возмущаются иные люди. А желтая теория и здесь пытается объяснить. И возникает вопрос и упрек к религии.
4) Зачем религия делает из людей рабов? «Почему Господь не создал людей такими, чтобы грех и зло вообще не могли возникнуть в их душах?». «Все дело в том, что искусственно запрограммированные на послушание, лишенные свободы выбора существа уже не были бы людьми. Это были бы биороботы, зомби, рабы», - так поясняет желтая теория. Не зная видимо о том, что Ангелы, их миллиарды и миллиарды, давно существовали, служа Богу. Ангелы тоже имеют свою волю, ведь одна треть их не служат Богу, но выбрали Сатану себе в начальники. И ангелы, если согрешат – окрасятся в черный цвет. А человек поставлен наравне с ангелами, даже выше. И еще вопрос спретензией от желтой теории.
5) Куда смотрит Бог? «Многим хотелось бы, чтобы Бог вовремя останавливал злодеев и нейтрализовал Гитлеров и Чикатило еще до того, как они становились опасными для общества. И тут же возникает другой вопрос: «зачем нужны неизлечимые болезни, от которых люди так страдают?». Ответ опять неясный. Но вновь «жаренный» вопрос которые так любит желтая пресса.
6) Почему страдают невинные дети?
Желтая теория все пытается упростить. И объясняет, тут же ссылаясь на Бога. Молитва к Богу, якобы, исцелит от болезни и спасет от беды. Забыв при этом, что молитва с верой услышана будет Богом и Бог поможет верующему, «по вере вашей дано будет вам» - как говорит Писание. И опять по желтой теории выходит, что Бог наказывает детей за грехи отцов. Неясно – то ли помогает Бог, то ли казнит, и за что?
Во первых, Бог не творит зла: от Иакова 1глава 13-16 «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь братия мои возлюбленные». И то, что Бог шесть дней делал свои дела, а на седьмой день отдыхает. И Христос Сам говорил, что нет Бога на земле. Он оставил наш дом пустой. А миром правит Сатана, дьявол. И книга Иова, из Библии хорошо говорит об этом.
Так что вся эта желтая теория не очень-то соответствует истине. Легко критиковать, когда сам стоишь в стороне и от религии и от веры, не зная Писания. И легко быть недовольным, ставить вопросы. Однако хочется сказать просто, прежде чем толковать Библию, надо хотя бы прочитать ее! Надо знать о чем в ней речь! А чтобы понять и объяснить - надо самому быть верующим. Тысячи святых людей молились, всю жизнь отдавая, чтобы хоть частичку Писания Бог дал понять. А такие «толкования» в желтой прессе, на волне «моды» на религию опошляют ее и вводят народ в обман. Потому что тут же, на другой странице, печатают объявления магов и ведьм. Из одного источника не может течь и сладкая и горькая вода одновременно.
Сергий чернец+


Рецензии
Кажется что разные произведения тут помещены, а они связаны между собой какой-то внутренней связью, настроем что ли! Ваше мнение: тех кто читал не мельком, а с некоторым вниманием!

Сергий Чернец   01.02.2014 10:47     Заявить о нарушении