Бега, скачки, почти Пегас и Хемингуэй

В юном возрасте я в одночасье решил, что в любом крупном городе любой страны должен быть ипподром. И баста. И что город без ипподрома – это уже некрупный город. Даже больше: это город, о котором даже помыслить уже нельзя, что это город; так, городишка, не более. Это теперь я знаю, что самые известные ипподромы в мире расположены как раз в пригородах крупных городов; скажем, Лоншан, недалеко от Парижа, и Ньюмаркет, недалеко от Лондона.

Лошадки обязаны скакать по кругу, красиво, со смыслом, по дорожкам. Радовать глаз обывателя, конного специалиста, игрока и жокея. И всё это должно происходить в одном месте. Любые конные состязания, скачки – это центр светского, официального – простите за оксюморон – карнавала. Это повод и причина, по которым местный высший свет общества обязан прибыть и понтоваться. Дамы – перьями на шляпках, джентльмены – цилиндрами и галстуками. Здесь тайно обязаны видеться Анна Каренина с Алексеем Вронским и герои «Любовников» Луи Маля. Последние, правда, встречались не на скачках, а на игре в поло. Любовные, детективные, любые драматические и юмористические истории должны переплетаться, проходить через ипподромы. Здесь должны разбиваться сердца и нечестно наживаться букмекеры.

В Питере ипподрома нет. Зато он есть в Уфе; ну, и не только в Уфе. С чем связан тот факт, что в одном городе ипподром присутствует, а в другом отсутствует, мне не понятно. Быть может, это связано с историческим расположением конных хозяйств недалеко от бытующих ныне ипподромов. Скажем, вот он, конный заводик, в нём уже несколько сот лет занимаются разведением лошадок и т.д. Как вариант, даже породу свою вывели. А там, глядишь, со временем ещё хозяйство образовалось рядышком, и не одно. Конкуренты. Прошло время – уже рынок устроили или ярмарку, где торгуют лошадками, преимущественно беговыми, скаковыми и т.д. А там, где рынок, там и состязаниям быть; а  состязания – это уже почти ипподром.

Уфимский ипподром называется «Акбузат». По имени волшебного крылатого коня, персонажа башкирского эпоса «Урал-батыр», одноимённого эпоса «Акбузат» и др. Что такого сделал этот волшебный конь, почти Пегас, выяснить мне пока не удалось. Могу лишь сообщить, что этот мифический богатырь Урал получил небесного Акбузата в дар от дочери Солнца Хумай. Верховой конь помогал батыру в борьбе против демонических сил, а также выступал и как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силе Урал-батыру.

Мы попали на бега, и я разочаровался. Не следует путать бега со скачками или думать, что это одно и то же. Я был уверен, что по дорожкам должны скакать лошадки исключительно с жокеями, то есть теми наездниками, которые сидят на лошадках верхом, и никак иначе. Каково же было моё изумление, когда я увидел, что лошадками управляют наездники, сидящие в маленьких двухколёсных повозках. Называются такие повозки беговыми качалками. Мне стало скучно. Не так представлял я себе Уфимское Дерби, которое радийные рекламисты преподносили, как событие республиканского масштаба! Я ожидал феерии. Страстей. Клочьев лошадиной пены. Ничего подобного мы не заметили. Во всём городе стояла дымка, было пасмурно, зрителей и тех, кто делал ставки, было мало. Но время шло, беговые лошадки отбегали, кто-то получил приз, народу становилось всё больше и больше. Я вспомнил, как Хемингуэй, проживая одно время в Париже, не на шутку подсел на скачки; и я, вслед за этим воспоминанием, хотел проникнуться чувством азарта, но мне никак не удавалось. Затем состоялись, наконец, скачки, и я увидел то, что хотел увидеть с самого детства. Лошадки проскакали, кажется, три круга и финишировали. Победителем стала некая Дарлин Лэйк. Ставок мы не делали.

Август 2013 г.


Рецензии