Языческий боевик - жизнь и или смерть

Сергей Лапшин. «Навь, возмездие древних богов».
Из-во ЭКСМО. Серия «Языческий боевик».

Язычество предполагает совершенно иное, отличное от нынешнего отношение к Смерти, к миру Нави. Недаром у Сергея Лапшина практически во всех его книгах основная ось это взаимодействие живущих и умерших, сказочная комбинация «живой и мертвой воды». (На сходную тему есть рассказ и у Льва Прозорова). В военной дилогии Лапшина погибшие герои попадают в альтернативное военное прошлое, где рейх побеждает, то есть оказываются в мире искаженной Нави. И в безнадежной ситуации группе русских разведчиков помогают воскресшие солдаты. (Такой же прием использовал и классик фэнтези Толкин, призвав на помощь возвратившему королю армию мертвецов). Уложенные в землю «великими полководцами» (типа жЮковых) полки воскресают и спасают Своих в безнадежной ситуации.

В «Нави» сюжет строится также с использованием перехода между мирами живых и царством Мары. Беглецов от дружинников киевского князя преследует группа окрестившихся воинов и поп-колдун. Когда беглая беременная княгиня умирает, храбрый отрок по наитию взрезает ей живот, пропуская в наш мир чудовище из Нави. Для борьбы с другими чудовищами. Которые захватывают земли вятичей и других славянских племен. Отрок Ершон и чудесный Лют-рысь охраняют его от всех опасностей. Вокруг чудом спасаемого младенца день ото дня множатся трупы.

Конечно, ждать хорошего от представителя Нави не приходится.  Чудовище вырвалось в мир, и несет людям гибель. Но выбора уже не остается. Выбор уже сделан. Теми князьями и трусами, которые предали своих богов и в погоне за властью и земными благами предали свою веру и свою землю носителям ближневосточной гадости. Боги за предательство мстят. Вся христианская история Руси-России – это сплошная «критика исторического опыта», обличение русской системы». Может быть, это и не так, но всевозможные Ахиезеры-охуезеры и прочие патологические русофобы не оставляют нам выбора. Если все было так плохо, то идеал приходится искать до «времени Бусова». Найдем – тогда, может, и писанную русскую историю очистим от наветов.

Но вернемся к книге Лапшина. Долго искал текст, что в нынешние времена необычно. Пришлось слушать аудио начитку. Этот канал менее скор и удобен, но полнее выявляет многочисленные стилистические ошибки и несуразности. Увы, текст Лапшина от них не свободен. В первой части про Ершона автор уж слишком переборщил с «приключениями». Хотя понятно, что нужно было показать, как жизнь наших предков постоянно висела на волоске и это определяло иную мораль и иное отношение к миру. В стремлении показать инаковость тех времен автор излишне осовременивает вятиче быт и ментальность вятичей, упорно именует варягов «русичами» и т.д. Далеко не все достоверно, но о какой «достоверности» может идти речь в сказке про разумную рысь, таскающую за повод козу.. Со «сказочностью» Лапшин тоже несколько перестарался. Но что поделаешь, повторяю, если наша культурная жизнь сейчас протекает «на выселках»! Но все же порой обидно до слез, что нас затравили до того, что приходится утешаться сказками о волшебных рысях.
Все же остается надежда, что «Возмездие древних богов» - это не просто роман экзотических приключений. Да, «Навь» у Лапшина получилась слабее и в художественном, и в идеологическом отношении, чем «Пепел сожженных богов», но не хотелось бы, слишком придираться к писателю. В эпоху общего культурного упадка и литература неизбежно деградирует.  В конце концов, что мы ценим в книгах? Лучшим стилистом, наверно, был какой-нибудь Набоков, но многие ли назовут его по-настоящему любимым писателем. Обидно, конечно, за нас и нашу порушенную недореализованную, заеденную чужаками культуру, но что поделать!

Возможно, мы имеем дело и с упадком более глобального рода. Цивилизация СЛОВА – с большой и маленькой буквы -   уходит.
Стремительно разрушается то, что было построено на пресловутой Книге. С одной стороны, это не может не радовать. Отвратительный кризис религиозности и церкви перед нами как на ладони. Рясоносцы, меж тем, продолжают «бороться с язычеством». Недавно видел сюжет о контуженных на мозг попах. После борьбы с Бабой Ягой и Новым годом жирнопопики «запрещают» теперь русалок и праздник Нептуна. Помимо осуждения рекламы с олимпийскими богами (довольно глупой, самой по себе) иерархи православной пирамиды не скупятся на кощунственные заявления о ВОВ. «Православие» нынешнее - это порядочная гниль, впрочем, как и социум, в котором оно «возрождается». Но все же нельзя им простить поддержку воровской власти, равнодушие к нашим болям и потерям. Логика их понятна: чем народу хуже, тем больше «верующих».  Во – что?
Церковники показали свою совершенную чуждость Русской земле. Ино-родность.
Но не только это. Весьма интересным является вопрос о состоянии веры современников. Со жрецами на «меринах»  и очередях к мошенническим артефактам все понятно. Это проявление «вторичной религиозности», о которой писал О.Шпенгер и которая характерна для распадающейся цивилизации накануне ее полного краха. Но не является ли и неоязычество феноменом того же рода. Ведь попытки возродить веру в Сварога и Перуна часто откровенно смешны. Если речь идет о примитивном, обрядовом родноверии, то, скорее всего, так оно и есть. Но интеллектуальный и художественный интерес к языческим корням – это более серьезно и это течение важно для происходящего сейчас нового религиозного, культурного синтеза, без чего новая эпоха не начнется. Представители и выгодополучатели «старых вер» этому, конечно, противятся.

Наряду со Словом разрушается и слово. Язык.  Обиходный и литературный. Русский язык умучивался в прошлом столетии филологическими инквизиторами (главный – дитмарильясовичрозенталь), учивших русских русскому и бессовестно засорялся и вульгаризировался «одессой-мамой».  Читаешь убогие в языковом отношении современные книги (вот, хоть бы и разбираемые здесь) и не знаешь, плакать или смеяться. Но после всех культурных пыток и издевательств, откуда возьмутся новые бунины и чеховы? Про захват «мейстрима» я уже писал. И – это все?

Нет, не все. Это не конец, а перелом. Отход не только от книжной цивилизации, но и изменение более глубокого порядка. Просто  для представителей нашего последнего поколения, привыкшего читать, многое выглядит очевиднее, хотя эти заметки никакая не «литературная критика». Литературные аспекты сами по себе меня мало интересуют, но…
Слово девальвировано. Литература существует после «конца романа» и «смерти автора». В гуманитарных научных журналах пустопорожняя жвачка, от популярной прессы тошнит. В интернете интеллектуальный нектар еще можно собрать, потрудившись, но и сетевая публицистика-аналитика привлекают все меньше внимания.
Тексты надоели, наблюдается их перепроизводство и дефицит Действия. Решительного поведения, необходимого для выживания.
Если оно, наконец, проявится, то это и будет концом «Слова», которое якобы «было вначале». Чем не неоязычество?
Подростково-сказочные, порой неумелые, но такие актуальные «языческие боевики» пробуждают подобные мысли.
 Придется биться за тех, кто умер, за тех, кто дал нам жить. Иначе не будет новых рождений – и это явится завершением возмездия наших древних богов.


Рецензии
Виктор, если вы не против мы разместим «Языческий боевик - жизнь и или смерть» у нас.
С уважением

Максим Максимов 3   21.08.2013 19:31     Заявить о нарушении
Хорошо, Максим, укажите ссылку

Виктор Клёнов   21.08.2013 19:49   Заявить о нарушении
ОК!
Интересный ресурс.
Заходите.
ВК

Виктор Клёнов   23.08.2013 12:58   Заявить о нарушении