Болгария, Мадарский конник всадник, путевые заметк
Передо мной на столе лежат разменные монеты двух государств: Российской Федерации и Болгарии. Если их повернуть аверсом, лицевой стороной, то перед глазами появятся почти два одинаковых символа. Однако это первое впечатление. Присмотревшись, увидишь разницу. На российской разменной монете достоинством 1, 2, 10 и 50 копеек изображен символ нашего государства и одновременно герб города Москва – Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. Образ Георгия Победоносца пришел в Россию с запада и со времён Петра Первого получил широкое признание среди народа.
На монетах Болгарии достоинством 1, 2, 5, 10, 20 и 50 стотинок, изображен так же воин на коне, где под копытами коня лежит лев, поражённый коротким копьем болгарского всадника.
Но, если символ России Георгий Победоносец символ условный, мифологический, то болгарский конский всадник реальный образец материальной культуры.
Сегодня с утра и предыдущий день шёл дождь, работать на болгарской фазенде не было смысла: всё мокро, всё склизко, всё грязно. Однако к обеду дождь закончился. Чёрные тучи, нависшие над высокими деревьями грецкого ореха, нехотя стали отрываться от макушек деревьев и тихо уползать в сторону далёкого горного горизонта.
Терять дорого оплаченное время туриста напрасно совсем не хотелось. На общем собрании небольшого коллектива принимается рискованное решение ехать в Мадару.
Опытные капитан и штурман, вместе с туристами, заняли место в автомобиле и выехали в сторону областного города Шуман. В пути женщины заранее искали виновного этой поездки, если вдруг попадем под дождь. Но всё обошлось, даже напротив свежий влажный воздух и отсутствие жаркого солнца благоприятствовали поездке.
За окном автомашины мелькали уже знакомые сельские пейзажи: небольшие квадраты и прямоугольники уже созревшей, но ещё не убранной пшеницы, многопольные подсолнечники, а за ними, вдали, архитектура горного горизонта. Так и хотелось умчаться туда в эти синие горы. Но вот мы уже доехали до посёлка Мадара.
- А вон и дом Пенки Тодоровой, - обратила наше внимание на одну точку штурман.
Не далеко от проезжей дороги стоял одиноко в ряду других домов, покинутый с чёрными дырами пустых окон родительский дом нашей знакомой. Ещё через пару километров мы оказались на территории Национального историко-археологического заповедника «Мадара».
На ограниченном пространстве, отвоёванном человеком на подножье горы Мадара, разместился музей, контрольный пункт, ещё какие-то сооружения, а с противоположной стороны ароматным запахом пищи приглашали зайти посетителей разные магазинчики, кафе, ресторанчик.
Мы направились к контрольному пункту, где находился центральный вход в заповедник. Широкая лестница, поросшая зелёным лишайником, устремилась куда-то ввысь. Хмурый день превратился в почти вечер из-за нависших густо веток деревьев. Казалось, сама природа сегодняшнего дня хотела погрузить нас в толщу веков человеческой истории.
Поднимаемся по мокрым, скользким ступеням времени. И вот впереди в вышине начинают появляться просветы. Задираем голову, всматриваемся и первое что видим толстые покрашенные зеленью трубы, прикреплённые к скале, доски на этих трубах и, наконец, понимаем, что это леса для реставраторов, или охранников чуда созданного древними людьми.
Вот он символ Болгарии, помещённый на разменной монете, великолепный образец болгарского искусства средних веков. Здесь памятник объёмный, в натуральную величину нависает над твоей высоко задранной головой. Ты видишь, что мастер сумел вырубить в скале двадцати трёх метрового охотника, поражающего льва, осаженного в порыве коня и верного друга любого охотника - собаку, чуть отставшую от лошади. На монетах изображение собаки отсутствует.
Это чудо человеческого искусства вызывает массу вопросов. Как смогли художники средних веков забраться на отвесную скалу, приспособить рабочее место для выполнения поставленной задачи? Сколько времени трудились? Кому этот памятник высечен в таких тяжких условиях для работы?
Такой памятник в те далёкие года мог позволить себе только могущественный человек, обладавший большой властью и средствами. Это сейчас любой миллиардер может сделать такой памятник за короткое время, этому способствуют возможности строительной и монтажной техники. Да и миллиардеров сейчас на земле больше, чем королей, князей, ханов и прочей средневековой знати.
Кому воздвигнут, сей памятник? Историки теряются в догадках, называют ряд исторических имён. Не будем ломать голову по этому вопросу, пусть этим занимаются специалисты. Но одну из легенд, бытующих в этих краях, вспомнить не мешает, она проста до банальности. Якобы один из ханов во время охоты на плато (куда мы ещё отправимся) увлёкся в погоне за животным и сорвался с высоты в эту пропасть.
Рядовой случай для современной жизни и средств массовой информации.
Памятник, путём огромных затрат человеческого труда был воздвигнут и забыт, забыт на несколько сот лет. Конечно, местные жители знали о его загадочном существовании, но они не умели писать и читать, да и общение между народами было тогда ограничено.
Мадарский конник существовал сам по себе в одиночестве, в дикой природе, и что удивительно сумел выстоять и выдержать все порывы природной стихии: снег, дождь, жару, холод, ветер, разрушения скальной породы.
Памятник существовал в неизвестности до тех пор, пока его не обнаружил венгерский археолог в 1872 году. Только в конце XIX столетия мир узнал, что Мадарский конник единственный в своём роде памятник во всей Европе. Ещё через сто лет памятник включили в список ЮНЕСКО, как уникальное сооружение, как памятник мирового значения. С 2008 года Мадарский всадник стал символом Болгарии.
Погода сделала своё дело. На площадке перед всадником было мало посетителей, это давало возможность посмотреть на него с разных сторон.
Незабываемый всадник памятное, но не единственное место в заповеднике. На самом верху отвесной скалы плато, на котором была древняя крепость. Идём туда. Скорей всего медленно поднимаемся, переступая с одной ступеньки на другую то по железной лестнице, то каменным выветренным ступеням. Вверх, вверх, вверх. Ветер надувает рубашку, стремиться расстегнуть пуговицы. А то заглянет под козырёк бейсболки, рванёт на затылок, в надежде сбросить её в ущелье, из которого мы вышли.
Восхождение здесь более крутое и длительное, чем при подъёме к крепости Овеч.
Вскарабкались до последней ступеньки. Впереди плато. Но это плато поросло кустарниками, низкими берёзками, разрисовано тропками, натоптанными ногами многочисленных туристов. В общем, обычная наша русская лесная поляна. Оглядываемся, а там далёкий-далёкий горизонт с цветными полями, изгибами синих гор. Неповторимый пейзаж, характерный для страны пребывания. Порывы ветра прогоняют с кромки обрыва. Идём по дорожке к остаткам крепости.
Реконструкторские работы проведены большие. Тот же стиль восстановления крепости, что и в Овеч, тот же строительный материал, но в больших размерах особого восторга эта крепость не вызвала. Идём вдоль, восстановленной до уровня полутора метров над землёй стены и упираемся прямо в пропасть. Здесь ветер вновь даёт о себе знать, хорошо, что он дует в лицо, а не в спину. Неосторожное движение и в миг можно очутиться у подножья Мадарского всадника. Последствия предсказуемы.
Подниматься в гору всегда легче, чем спускаться. Хорошо, что мало туристов, на узких площадках серпантина нет толкотни. На опасных поворотах можно ухватиться двумя руками за ограждающие перила, и не торопясь делать движение.
С погодой вообще повезло. Не было солнца, не было жары и лишнего обливания потоками пота.
Богат заповедник историческими памятниками. Одного дня для обзора всего его богатства явно мало. Но время пребывания в стране ограничено временными рамками.
Принимаем решение, ознакомиться с Мадарскими религиозными пещерами. Их десятки. Извилистая ухоженная дорожка подводит нас к входам в пещеры, где жили монахи, к мини алтарям, где можно поставить свечку или положить иконку. Эти места всегда славились своим оздоровительным воздухом, водой. Стекающая каплями вода по отвесным скалам считается лечебной. Особенно подчеркивают её лечебные свойства для глаз. Естественно, терпеливо ждали, когда оздоровительные капли наполнят небольшую бутылочку. Всем хотелось улучшить своё зрение. Заглядываем в пещеры, издаём звуки, в надежду получить ответ-эхо от прошлых поколений. Но всё тихо.
Идём дальше, и выходим на природой созданную эстраду. Акустическим козырьком, сцены выступает нависшая скала. Народу почти нет. Группируемся в центре и квартетом поём «Уральскую рябинушку». Аплодируем и улыбаемся сами себе. Владимир Петрович затянул: «Шумел камыш...», но дальше первого куплета песня не пошла.
Дружеский совет читателям, которых судьба занесет в этот заповедник, берите одну порцию салата или второго на двоих и требуйте дополнительно чистую посуду. Порции подают большие – хватит на двоих взрослых людей.
После Мадарского заповедника вновь вернулись на берег моря. Там жизнь была уже знакомой.
Свидетельство о публикации №213081500782