Сплошное садо-мазо - 2

2.
  В НОВОРУССКИХ ТЕКСТАХ

Люди, в массе своей, боятся одиночества и стремятся влиться в группу, прикрепиться к какой-нибудь субкультуре, пусть и при помощи наручников или верёвок для связывания. В постсоветский период, когда внешняя репрессивность государства вроде бы ослабла, а аномия и атомизация общества резко увеличились, движение поклонников садо-мазо было обречено на быстрый рост.
В эрэфии «Тема», увлечение бдсм быстро обрело популярность. Соответствующих клубов в региональных центрах, наверно, больше, чем объединений любителей фантастики. Сеть пухнет от роликов со связанными и подвешенными тетками (воздействие джапского сибари), сотни сайтов забиты фотками поротых поп и игровых унижений. Люди увлеклись – и хорошо, но, пожалуй, недостаток ума, вкуса и юмора часто ставит эту субкультуру в положение, над которым легко смеяться. Литературка тоже не отстает. Когда профессиональное писательство размылось и смылось, разместить свой рассказик может каждый, тогда «писателем становится любой». Любой и становится, и некоторые пишут не хуже, чем члены СП, тема с/м вроде благоприятна для игры фантазии. Я лично немало забавлялся, почитывая всяких «толстых-бондарей», с выдумкой сочиняют. Но вот у всяких «десадовых» явно видна патология, когда игровые, пусть и болезненные ситуации, связанные со стимулированием сексуальности, переходят в смакование сцен пыток и казней. Грань тут есть. Но она иногда переходится.
Подавляющее большинство текстов о садо-мазохистских фантазиях и практиках, конечно, принадлежит графоманам. Однако есть и попытки вывести «тему» в «мейстрим», причем, в «крупных формах».

В качестве репрезентативного примера можно взять книжку О.Волховского «Маркиз и Жюстина».
ЭТО позиционируется как «первый русский роман о БДСМ». (Глупости, конечно, рассчитано на невежд, не читавших ту же Мар. Сологуба и пр.). Ну, почитал. Средненько. Предупреждение, что «лицам, не достигшим восемнадцати лет, и людям со слабой психикой читать не рекомендуется», - воспринимаешь не иначе как рекламный трюк издательства. Кого и чем сейчас можно удивить?
 В принципе, есть шансы, что книга достоверна. Если вспомнить, про творческую методу, которую проповедовал писатель О.Верховский в другом романе Олега Волховсого  «Фил/Фак» - прежде чем описывать, надо все самому попробовать. Значит ли это, что Наталья Точильникова (ее псевдоним как раз «О.Волховский») сама побывала и «верхней» и «нижней». Вероятно. Во всяком случае, часть ее текста была со скандалом удалена с одного из «тематических» сайтов (Может быть, была угроза автора со стороны издательства: отказать, не заплатить).
  Название «Маркиз и Жюстина» говорит само за себя, отсылая к фигуре де Сада и его известному произведению. Новый же роман, кажется, должен был бы вызвать загадку: откуда взялись садист и мазохистка в современной Москве. Впрочем, какая там загадка. Ну, не кончает тётка от обычно траха, вот и требуется расплавленный воск, начинаются «игры с кровью» и т.д. Герой тоже выбирает «серую мышку», (хотя на него заглядываются многие красивые женщины), дабы иметь возможность потакать своим склонностям. Впрочем, это «Жюстина» выбирает своего Маркиза, проверку устраивает, дабы он сначала мог «отдоминировать её интеллектуально», а только потом начал пытать и сношать. Во время одной из «акций» женщине становится плохо с сердцем, и спасти ее не успевают. Её Господина сажают, с этого собственно и начинается роман, раскручивается ретроспектива.
 Только не надо думать, что герой – это какой-то алкаш из соседнего дома, прибывший свою сожительницу, не рассчитав удара по пьяни. Нет, Маркиз и Жюстина – это высококультурные и высокообразованные люди: они знают языки, культуру Запада и Востока, читают культового писателя В.Сорокина, много путешествуют, ходят на выставки и на пьесу Горина, везде попутно выискивая «Тему».
 Кстати, исторические экскурсы и  социологические выкладки по «тематическому» поводу довольно любопытны. Так, скажем, катары, движение которых было очень сильно на юге Франции, в массе своей, рассматриваются как мазохисты. Им повезло найти себе партнеров в лице инквизиторов-садистов. (Получается, что те, кто боролся самыми жестокими методами против гностиков и еретических сект – и не только в средневековой Европе – защищали самое жизнь что ли?). Впрочем, бесспорно – обилие в человеческой истории пыток и казней было связано и с психологическими наклонностями тех, кто пытал и казнил. Они получали от этого огромное удовольствие. Ну, а связь насилия и сексуальности – это вообще банальность. Римляне и римлянки немало возбуждались, наблюдая за гладиаторами…
 Другие соображения Точильниковой касаются деления народов на «садистские» и «махохистские». К первым относятся англо-саксы, японцы, германцы – в общем, верхушка топа наиболее развитых экономик мира и стран, боровшихся за глобальное политическое лидерство. Ну, мы, русские – мазохисты, конечно. Кто не слышал про судьбы народа-страдальца, про «вечно бабье» в национальном характере и т.д. , и т.п. Но ведь действительно, в конце позапрошлого и начале прошлого века в России был дефицит квалифицированных палачей, а когда началась садистская оргий революции, то еврейские чекисты широко прибегали к услугам китайских «специалистов». (Это о чем то, да говорит, и последние тоже не обделены успехами в истории). Впрочем, к подобным выкладкам стоит относиться с очень большой осторожностью, а еще лучше с иронией. Факт, конечно, что в отечественной культуре никак не вспоминается какой-нибудь аналог японского «искусства веревки», но, быть может, какая-то традиция из «Домостроя» преждевременно пресеклась…. Ну, черт с ними, с шибари, с японскими, английскими и американскими казнями. Авторша описывает их как-то очень методично и скучно, а читать про неполадки электрического стула и т.п. – занятие мало аппетитное. (Разве что вспомнишь про название книжки сталиниста Максима Калашникова «Оседлать молнию» - это на жаргоне означает попасть на электрический стул – такую казнь готовят нам «имперцы-державники», все эти аверьяновы-фурсовы, леонтьевы-хазины? ).
Вся эта повышенная авторская серьезность угнетает. Вот скажем, сюжет «Как правильно поставить клеймо на тело любимого человека, и какие меры по технике БДСМ-безопасности при этом следует соблюдать?» можно было бы отлично обыграть в духе «черного юмора». Но Наталья Львовна все описывает со скрупулезной методичностью и аптекарской точностью. И то - не дай бог, вдруг кто-нибудь из читателей решит попробовать и что-то напутает («Не дай бог», не то, что решит попробовать, а то, что напутает).

  Как плохо быть серьезным. Ведь с точки зрения персонажей романа, даже Полин Реаж –автор классической для данной субкультуры «Истории «О» - это «ваниль» (то есть не настоящий с/м). Однако же успех этого романа и его классической экранизации (другие – порнуха порнухой!) заключался в том, что его автор работал в жанре «эротической сказки» и хорошо это сознавал. Многие дети любят страшные сказки, а некоторым взрослым нравятся жестокие эротические фантазии; но и ребенок, дрожащий от страха под одеялом, и взрослый потребитель соответствующего продукта, хорошо сознают дистанцию между Историями и реальностью. В «О» - эта дистанция подчеркивается с большим вкусом и иронией: это и какой-то таинственный замок в Руасси, и «валеты», и подчеркнутая роскошь, среди которой истязают сексуальных рабынь… У Точильниковой же всё как-то по-новорусски, «чисто конкретно». Ну, и результат соответствующий.
В общем, фантазировать Точильниковой можно, но вот привирать вряд ли стоит. К примеру, описанные в романе персонажи садомазохистской тусовки – все какие-то «идейные». Но много ли «идейности» надо для того, чтобы стремиться убежать от Скуки современной цивилизации, от офисного ада, от всей этой рекламы, что в успехе бизнеса можно обрести главный смысл человеческого существования, а определение формы бутылки для продажи газировки – это «творческая задача» и т.д. Большинство, конечно, никуда не бежит, а тупо пережевывает свою жвачку – в прямом и переносном смысле. Но некоторые, те, кто поактивнее, усиленно ищут приключений на свою задницу. Последнее – в буквальном смысле, если учесть специфический характер увлечений героев «Маркиза и Жюстины». У этих персонажей в романе есть друг, наставник и советчик. Его «саба», скованная и запоротая бизнес-вумен, блаженно теряет сознание, забывая о проблемах своего риэлтерского агентства… Когда боишься, хочешь что-то вытеснить из головы, то чувство юмора быстро пропадает.
  Да, правда, повествование Волховского – это не порнография, текст не относится к разряду типичных текстов для какого-нибудь «стульчика - сайта эротических рассказов» (хотя, наверно, наша литераторша отметилась и там). Автор, как умеет, пытается художественными средствами исследовать обозначенную тему. Впрочем, привирает Волховский тоже немало. Вот взять пример, с «Русским бистро» возле Пушкинской площади. Там, упомянутый наставник дает взятку менту со скрытыми садистскими наклонностями («работай в розыске, там благодать!» - пел еще Высоцкий). Но забегаловка эта была заведением гораздо более низкого класса, чем описано в романе. Можно иногда перехватить там пару пирожков, солянку-пельмени и еще кое-что. Не стошнит, но и удовольствия не получишь. Это же примерно можно сказать и о данной книге.
Впрочем, рыгаловку ту несколько лет назад  закрыли. А на «стульчике» сексуально-литературные мастурбанты ещё сидят. Чем бы дитя не тешилось
Что у «Волховского» получилось заметно  лучше, так это фэнтазийно-мистические вставки-сны. Разумеется, они за пределами реального, иначе как объяснить, что герои-любовники, «улетая», видят один и тот же сон, и перевоплощаются в его главных персонажей. Пути в иные миры открывает им Небесный Доктор – существо, явно с Другой стороны. Он правильно угадывает, что тяга к смерти и саморазрушению довлеет над этой парой. Она – умоляет об экзекуции, будучи захваченная мистическими предзнаменованиями и хорошо зная о смертельной опасности для своего здоровья. Он – заставляет себя умереть, даже будучи отпущенным из тюрьмы и оправданным. Философия своеобразная в романе тоже есть: БДСМ – это не игрушки, вернее, не только игрушки – их логика может привести к смерти. Стремление к самоуничтожению живет во многих людях, кто-то спивается, дохнет от наркоты, выбирает экстремальный спорт и т.д. Вот, есть и еще один способ. Стремление к выделению эндоморфинов – страшно затягивающая вещь. Но дело не только в них, в том, чтобы получить наслаждение любой ценой (крысы, как известно, забывали о еде, нажимая на кнопку от электрода в мозгу, и умирали). Но у человека в отличие от крыс, есть еще потребность в трансцендентном. Но если, согласно авторской констатации, Небеса пусты, а люди верят скорее на всякий случай, то - что может удовлетворить эту потребность? Не оттого ли романы самой Точильниковой так скучны, и скучны не только обыденной скукой, хотя она вроде бы старается (мечта получить литературную премию ярко описана в «Филфаке»).

Что ж, стремления автора понятны. Как и описываемые в романе хобби. Увлечение, впрочем, не хуже многих других. Но чистый прагматизм и бухгалтерия розги здесь «не прокатывают». Помимо психологического и физического удовольствия, пускай и получаемого в несколько  необычной форме, нужен выход за их пределы. (Некоторые увлекаются так называемым «путём левой руки»). Почему увлечение садо-мазохизмом столь притягательно и столь сильно связано с фантазией. Иногда – с фэнтези.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии