Чистое счастье. Федор и Богдан - Дары Божьи. 5

    На следующее утро, когда Оля проснулась от мелодичного звонка будильника, Стаса уже не было дома. Девушка умылась прохладной водой, причесалась и, помолившись вместе с дочкой, отправилась на кухню готовить завтрак. Однако юноша успел опередить ее; на плите уже стояла кастрюлька овсяной каши с фруктами, а в вазочке на столе лежали гроздья винограда. Оля накормила Анечку, поела сама и, решив провести оставшееся время с пользой, вновь взялась за повторение последнего билета. Сегодня он, наконец-то, оказался вновь доступным для понимания. Девушка так увлеклась чтением, что не сразу услышала звонок в дверь. Когда она, в конце концов, поняла, что, кажется, пришел приглашенный вчера Стасом "усатый нянь", то густо покраснела и побежала открывать.

    На пороге квартиры оказался невысокого роста человек, одетый в излишне тонкую для зимы светло-серую куртку и темные, бывшие когда-то черными, брюки с несколькими, довольно заметными, но аккуратными нашитыми заплатами; на ногах красовались поношенные, но еще довольно крепкие ботинки. Оля внимательно рассмотрела незнакомца и отметила, что был он излишне худ и нескладен - одно плечо слегка поднималось выше другого, спина немного горбилась, руки казались слишком длинными, а стопы - чересчур маленькими. Светло-русые с проседью волосы доходили до шеи. Самое приятное впечатление производило лицо - очень бледное, продолговатое, с правильными чертами и окладистой каштановой бородой. Особую прелесть ему придавали ясные, светло-зеленые, как крыжовник, глаза. Они смотрели прямо, но по-доброму, и светились глубокой проницательностью и умом из-под длинных и пушистых рыжеватых ресниц. Выражение лица было простое и кроткое, очень грустное и по-детски беззащитное и доверчивое. Однако, вглядевшись в глаза гостя, девушка заметила в них ту боль и ту скорбь, которая бывает лишь у сильно и много страдавших людей...

    Девушка пропустила гостя в квартиру, но поскольку нужно было торопиться, не успела ничего, кроме как поздороваться, объяснить, что где лежит, пожелать удачного дня и сразу же выбежать из дома, на ходу размышляя о впервые увиденном госте. Незнакомец вовсе не показался ей здоровым, но весь его облик дышал такой светлостью и силой духа, что внешне заметные физические недуги разом отошли на второй план. К тому же от этого нового знакомого веяло такой, поистине детской чистотой и невинностью, что Оле очень сильно захотелось продолжить общение с ним. В памяти прочно засела улыбка гостя - печальная, извиняющаяся (словно ее владелец был в чем-то виноват) и очень-очень светлая... Оля дошла до остановки и, зажмурившись от яркого солнца, стала ловить машину. Обычно такая роскошь была недоступна супругам, и они, как и все студенты, катались на автобусах или метро. Но вечером Стас дал девушке денег и строго-настрого велел ехать до института на такси: "Тебе надо выспаться, а с нашими автобусами, которые в это время ходят как хотят, придется вставать гораздо раньше. Так что, едешь исключительно на машине. И никаких "но". Этот вопрос даже не обсуждается, Принцесса ты моя". Возле голосующей девушки остановилась темно-синяя "Волга", а водителем в ней оказался... профессор Ефремов Сергей Геннадьевич - седенький крепкий старичок, который должен был принимать экзамен у студентки Огоньковой. Всю дорогу он весело расспрашивал девушку о ее домашних делах, попутно умудряясь ненавязчиво задавать вопросы по темам, которые надлежало сдавать.

    Когда они подъехали к институту, девушка сердечно поблагодарила профессора и побежала, перепрыгивая сразу через две ступеньки. Она чувствовала себя так, будто за спиной у нее выросли крылья. Весь материал казался ей неимоверно легким, а даты и вовсе не составляли никакого труда. Оля еще не знала, какой сюрприз ждет ее впереди... По коридору туда-сюда сновали одногруппники; девушка перекинулась с ними парой фраз, пожелала всем удачи и стала ждать. По заведенному порядку, Оля должна была войти в аудиторию одной из первых в числе прочих отличников их курса. Когда настала ее очередь, девушка незаметно перекрестилась и отворила дверь.

    Сергей Геннадьевич, увидев Олю, кивнул ей, предложил присесть и неожиданно произнес:
 - Мне прекрасно известно, что материал ты изучила на высшем уровне. По тебе заметно, сколько сил и времени ты потратила на штудирование предмета. Поэтому сейчас я задам тебе несколько вопросов. Ответ можно дать в письменном виде. И, единственно, ты должна будешь прочесть стих Андрея Белого. Любой. Поняла?
Девушка кивнула и приготовилась отвечать.
 - Какими чертами Пушкин наделил своего Пугачева?
 - Но... это же программа школы? - Оля изумленно воззрилась на профессора. Тот только усмехнулся в усы: "Пиши, пиши, неважно".
 - Какая сцена является кульминационной в поэме Лермонтова "Мцыри"?
Девушка стала старательно записывать ответ на второй вопрос, уже ничему не удивляясь.
 - Как в литературоведении называется изображение природы, например описание угасающего вечера?
Просмотрев все ответы, профессор удовлетворенно кивнул и сказал:
 - Ну-с, а теперь читай. Как договорились - любой стих Андрея Белого.
 - Стихотворение "Зима". Посвящено М. А. Волошину.
И, немного отойдя от стола и приняв удобную позу, принялась читать:

"Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженной дышим мы.
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.

Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.

В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;

Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке...
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.

Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Сребро метет, и рвет, и гонит
Над садом дикая метель,—

Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин.

Вновь упиваюсь, беспечальный,
Я деревенской тишиной;
В моей руке бокал хрустальный
Играет пеной кружевной.

Вдали от зависти и злобы
Мне жизнь окончить суждено.
Одни суровые сугробы
Глядят, как призраки, в окно.

Пусть за стеною, в дымке блеклой,
Сухой, сухой, сухой мороз,—
Слетит веселый рой на стекла
Алмазных, блещущих стрекоз."

 - Молодец. Ставлю твердое "отлично". Иди, до встречи после каникул.
 - Можно задать один нескромный вопрос?
 - Давай, спрашивай.
 - Почему Вы не стали задавать мне вопросы по билетам?
 - Что ж, отвечу. Во-первых, ты мне, пока мы ехали, как минимум, на пять билетов кратко, но ответила.
 - А во-вторых?
 - Сегодня у моей внучки был бы День рождения. Двадцать один год. Ты очень на нее похожа. И, потом, ни разу ты меня не подводила - могу же я сделать тебе такой предновогодний подарок, как ты считаешь?
 - Можете. Простите... Удачных Вам праздников. И спасибо за все.

    Девушка, попрощавшись, вышла и набрала номер мужа.
 - Привет, Стас! Спешу тебя порадовать: я уже все сдала.
 - Я тоже.
 - Вместо ответа на билет читала стих Андрея Белого "Зима".
 - Ты не поверишь, но и у меня такая же картина. Тоже стихи и та же "Зима" Белого. Ну, и какая отметка?
 - Отлично.
 - Боюсь показаться смешным, но и у меня тоже... Нас, похоже, заклинило. Но в любом случае, поздравляю с успешной сдачей последнего экзамена. И приглашаю по этому поводу посидеть в кафе - выпьем по чашке чая и съедим по пирожному, можно даже по два.
 - Хорошо. Только... а ничего, что Лука Александрович там с Аней до сих пор? Мы его не сильно задержим? Может, ему надо идти куда-то, у него же, наверное, семья, дети, а тут мы нежданно-негаданно свалились как снег на голову.
 - Нет, ничего. Я же вчера тебе говорил уже, что он - усатый нянь и, вообще, человек привычный. Кстати, совсем даже не нежданно - его ведь папа вчера предупредил, - Оля уловила в голосе мужа какую-то едва заметную стесненность, но решила не тревожиться заранее.
 - Ладно-ладно. Буду ждать тебя в нашем любимом месте. Заодно ты мне кое-что объяснишь.
 - Жди. Скоро буду там. Пока приходи, располагайся, выбирай блюда. И, уж, пожалуйста, не отказывай себе ни в каких удовольствиях. Между прочим, мне доктор велел тебя каждый день свежими фруктами потчевать. А у нас даже консервированные сейчас дома вряд ли найдутся. Так что, милости прошу - заказывай целое блюдо тропических удовольствий.
 -


Рецензии