Грибное воспитание

У моего отца было необыкновенное чутье на грибы. Казалось, он видит грузди сквозь прошлогодний опад, белые грибы в зарослях травы, даже подберезовики и подосиновики, как бы они ни маскировались под деревья. Можно было только удивляться, как же ловко и быстро наполняется папина корзинка лесными дарами. Я же умудрялась запинаться за грибы, но при этом проходить мимо. Обычно папа был очень шумным и разговорчивым. В лесу же он был мягок и тих, словно боялся спугнуть царившую там тишину. «Смотри, доча, — говорил мне папа полушепотом, показывая на очередную дружную семейку груздей, — а ты только что прошла мимо этих красавцев!»

Я, открыв рот, наблюдала, как папа ловко извлекает из-под листиков один за другим целое семейство грибов. Потом я спросила отца: «А зачем ты прячешь срезанные ножки? Ты же не украл эти грибы?» Папа рассмеялся: «Я, конечно, не крал! Я взял у природы подарок — эти чудесные грибочки! А для того, чтобы и тебе, и твоим детям достались такие же, я укрыл грибницу листиками, так она не засохнет и не повредится. Глядишь, позже на этом месте опять вырастет дружная семейка». Так приговаривая, папа то срезал, то закрывал место среза листвой. Дошла очередь до дедушки-гриба. Даже мне было ясно, что он стар, дряхл, его тело полно личинок, и он не годится для нашей коллекции. Но папа осторожно срезал и этот гриб. Я недоуменно молчала и наблюдала за действиями отца. Он же ловко отделил обветшалую шляпу от трухлявой ножки, бережно разложил их на землю, и так же заботливо прикрыл их листвой.
— Зачем?! Зачем ты сделал так? — опомнилась я от своего молчаливого замешательства. — Зачем ты еще и этот старый-престарый, скользкий и мерзкий гриб срезал?
— Этот, как ты его назвала, мерзкий гриб, даст начало новой семье грибов. А под листики я его разложил, чтобы как можно больше спор попало сразу в землю, а не разлетелось от ветра. Больше семян — больше грибов! Ясно теперь?
Я утвердительно мотнула головой.
— А как же ты запомнишь это место, папочка?
— Зачем?
— Ну как же, ведь ты эти грибы посадил. Значит, они твои!
— Нет, малышка. Это не мои грибы. Это мой подарок природе, а может, подарок тебе или твоим детям. Если ты берешь что-то у природы, то не забудь, что и она нуждается в твоей заботе, доброте и таких вот небольших, но нужных подарках.
Только через много лет я поняла, как важно иметь мудрых родителей, которые используют такие простые моменты, чтобы на собственном примере показать своим детям, как бережно нужно относиться к нашей природе.

Светлана Журавлева
Руководитель хозяйственной службы отеля Holiday Inn Chelyabinsk Riverside


Рецензии