Педагогическая поэма

Все взрослые люди были когда–то детьми – в этом нет никаких сомнений. И хотя автор давно вырос из детского возраста, однако именно в этом качестве – на правах ребёнка, он имеет полное право высказываться на педагогические темы: устами ребёнка глаголит истина.

Педагогика – это конечно не наука, а поэзия, искусство, обучение которому возможно, однако недостаточно, чтобы стать педагогом. Помимо всего прочего, педагогу необходимо иметь дар – ту способность, которую называют материнским или отцовским инстинктом.

Попытки превратить педагогику в науку – педологию, предпринимались неоднократно, однако успех этих начинаний предопределён: как известно, у семи нянек дитя без глазу. Во избежание подобного исхода, ребёнка следует предоставить той няньке, которая умеет с ним обращаться.

Нянька – это прообраз педагога, воспитателя, учителя, первичной функцией которых является уход за ребёнком в отсутствии родителей, которые таким образом с незапамятных времён освобождались от обязанности непрерывно быть с ребёнком, и получали возможность посвящать своё время другим занятиям или просто отдыху. Для ребёнка, особенно в том возрасте, когда его связь и зависимость от родителей наибольшая, всякая разлука, даже кратковременная, представляет собой психическую травму. В связи с этим обстоятельством, необходимым качеством любого педагога является искренняя любовь к детям, внимательное и заботливое отношение к ним.

Во–вторых, в процессе оформления профессиональной деятельности и превращения няньки в педагога и учителя, ей делигируются дополнительные функции по воспитанию и интеллектуальному развитию ребёнка, которое, также как и кормление, должно происходитъ не принудительно, а мотивационно. Ребёнок должен хотеть, желать учиться и приобретать знания, усвоение которых должно происходить ассоциативно, а не директивно.

В–третьих, поскольку педагог работает с детским коллективом, необходимо, чтобы каждый ребёнок имел связь не только с педагогом, но и с коллективом в целом. Осознанию такой связи может способствовать форма количественного выражения успешности обучения группы школьников, соревнующихся по этому показателю с другими группами (классами): те, кто набирает наибольшее количество баллов, должны поощряться. Подобное соревнование дополнительно мотивировало бы каждого школьника прилежно учиться, а также помогать менее успешным в случае необходимости. Немаловажно отметить то обстоятельство, что оценка успешности индивидуальной ученической работы в рамках предложенной системы в значительной мере утратит смысл, прежде ассоциированный с завистью или чувством превосходства, и станет скорее выражением индивидуального взноса в коллективный успех (имеется ввиду пятибальная оценочная шкала, которую предлагается дополнить показателем „нуль“).

Цель школьного обучения заключается не только в усвоении первостепенных знаний и навыков: способности читать, писать и считать, но также в развитии умственных способностей, и приобретении практических знаний и навыков. Чтобы готовить детей к реальной жизни, к способности самостоятельно думать и принимать решения, необходима существенная структурная реорганизация преподавания и оптимирование учебного процесса. Подобно тому как цель психоанализа – insight, осознание психического содержания, блокированного в подсознании, и вместе с тем понимание причин возникновения и развития нейрозов и поведения в целом, задачей педагога является развитие в ребёнке способности и желания интеллектуального развития и самостоятельного приобретения знаний, благодаря чему возможно достижение интеллектуальной автономии, позволяющей ему самостоятельно, без учителя и подсказки, формулировать цели и методы познавательной деятельности.

Реализации этих задач способствовало бы предлагаемое структурирование предметного обучения: 1. языкознание (происхождение и историческое развитие языка, языковые формы, родной язык и литература, иностранный язык); 2. человекознание (структура и функции тела и органов, физическая культура, правила гигиены, питания, сна, основы психологии); 3. обществознание (история человеческого общества, эволюция человеческого сознания, мировоззрение и миропонимание, актуальные аспекты общественного устройства); 4. космология (астрономия, география, физика, химия, биология); 5. основы научного мышления (методы науки, формулирование и доказательство или опровержение утверждений и гипотез, абстрактное мышление, логика, философия, математика);  6. основы трудовой и профессиональной деятельности.

Школа конечно не отделена от общества, и всё, что происходит за её пределами, находит своё отражение внутри. В то же время то, что происходит в школе, независимо от актуального политического и социального контекста, оказывает влияние на общество по принципу обратного действия, и в значительной степени определяет его облик. Именно поэтому педагогика является одним из ключевых областей человеческой деятельности, а школа – фабрикой будущего и пространством эволюционного творчества. В этом смысле педагог имеет большую социальную ценность, которая должна соответствовать его социальному статусу. Повышению этого статуса могли бы способствовать меры, направленные на преодоление анонимности учителя. В аттестатах зрелости, наряду с оценками и количествами баллов выпускников, должны присутствовать полные имена преподавателей. Кроме того, оценка компетентности учителя тремя группами – учениками, родителями и коллегами, избавило бы школы от необходимости поиска критериев их успешности, а также позволило бы своевременно выявлять проблемы и разрешать конфликты.


Рецензии