Литургия

16.08.2013 04:38:00.00

"...до сих пор одна из главных проблем наших храмов состоит в выключенности мирян из богослужения." - см. [5] Андрей Зайцев 14.05.2013

Протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала богослов.ру имеет возможность помещать в журнале "Фома" статьи на "актуальную" тему, которые копирует иногда в редакторской колонке портала, сопровождая рекомендацией их, например, в разделы Апологетическое (основное) богословие, Пастырское богословие, Литургика, что, впрочем его право редактора портала. Вот и сегодня мы отыскали статью такого же сорта [4], которую хотим прокомментировать.

Мы опираемся на [3], статью некоего "послушника", чтобы выразить своё отношение к литургии, которое своим огненным искушением будет достойно порицания, но...

благовествование нас оправдает в самом нестерпимом искушении.

Мы соглашаемся с тезисом, приведённым в эпиграфе, взятом из той же статьи, которую обсуждает и о.Павел, и ему также тезис этот важен.

Но мы будем говорить только о собственном отношении к литургии, так как нам лучше и доступнее понять то, что твориться с нашим религиозным опытом, он субъективен...

С некоторых пор мы стали реже бывать на литургии. Возможно это называется "выгоранием", но мы приняли для себя другое определение. Мы оглашенные. Мы оглашенные, несмотря на явное свидетельство наличия нашего крещения в раннем детстве в условиях опасности для жизни младенца - мирянином.

Это парадоксальное оглашение принято нами, чтобы пережить заново опыт вхождения в литургию. Мы не стали реже приходить в храм. Жизнь храма многоплановая, и есть много поводов, чтобы прийти в храм, кроме литургии. Скажут, что литургия - это краеугольное. Мы согласны с этим и именно поэтому решили для себя заново пережить опыт вхождения в литургию.

Приходится действовать так (священнодействовать), что мы стали бывать в других населённых пунктах и храмах, совершая своего рода паломничество на литургии в этих местах. Это не значит, что мы изменили статус оглашенных и там, где бываем, участвуем полностью в молитвенном процессе. Последнее было бы очень трудно, не по силам. Но определённая мобилизация на изучение богослужения литургии в различных местах нас "спасает", мы стали лучше чувствовать смысл соборной молитвы.

Мы спасаемся также на вечених, утренних, всеношных, молебнах, панихидах, кресных ходах, паломничествах к святыням. Это можно назвать периодом скитальчества, но нас не покидает образ оглашенных. Этим положением мы выражаем трепетное отношение к молитвенному процессу в нашей Церкви. Мы уверены, что мы в "росте" нашего религиозного сознания.

В этом году мы пришли к важному для себя заключению, что Библия скрепляет некий молодой этнос, имеющий большое будущее, и, поэтому, мы ищем для себя возможность получить регулярное библейско-богословское образование. В этих намерениях, к счастью, обстоятельства нам благоприятствуют.

Мы включены в программу "Социальное служение церкви" и наращиваем день ото дня нашу активность. Лучшее, что мы можем для себя найти, как миссионеры, катехизаторы, социальные работники, это - работа в рамках программы. Это дело для нас становится престижным, поэтому оно питает нашу надежду на воцерковление.

Мы не молоды. Но это только усиливает нашу жажду и стремление к Богу. Более молодым возможно наш пример совсем не показательный, чтобы принимать во внимание. Поэтому молодым мы говорим: - "Ваше время прийдёт!", - полагая, что своё отношение к литургии молодые обязаны осознать не менее ответственно, чем мы - старшие.

Общая установка к омоложению прихода нас настораживает, потому что мы настаиваем на опыте оглашения, как самом ответственном периоде воцерковления. Мы готовимся к моменту, когда ещё более постареем и наша молитва будет осуществляться среди "младенческого окружения", т.е. мы будем возможно видеть ещё более "печальную" картину, чем та, которую рисуют в [4,5]. Аминь.

+)))

[1] http://www.stihi.ru/2013/08/15/1298 - о.Павлу и иже с ним

[2] http://www.proza.ru/2013/08/15/2076 - Пряхину

[3] http://www.bogoslov.ru/text/3415902.html - мистика ума и сердца

[4] http://www.bogoslov.ru/text/3431779.html - литургия частный бизнес?

[5] http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/5684/ - мне легче написать десять статей о нужности соборной молитвы, чем один раз встать утром и прийти в храм на литургию


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.