Если вы спросите меня...

Вы спросите, если однажды мне выпадал счастливый билет? И я вам отвечу, что да.
Стоял обычный майский день, не предвещавший никакой удачи. Солнце светило, не грея, но весна всё равно брала своё. На деревьях уже появились молодые, свежие листочки, и наш маленький городок из серого превратился в зелёный. Я шла по центральной аллее и собирала на подошву ботинок пахучие тополиные почки. Рядом, задрав хвост, с устремлённым видом пробежала пёстрая дворняжка. «Везёт же некоторым», – подумала я, позавидовав собакам, что им не надо ходить в школу. Мне же в тот день предстояло сдавать экзамен по гаммам. Этот экзамен всегда проводился перед заключительным академическим концертом в музыкальной школе.
В центре просторной классной комнаты стоит фортепиано, а в стороне – стулья и однотумбовый письменный стол, покрытый зелёным сукном для придания мероприятию торжественности и значимости. Мери Адольфовна раскладывает на столе билеты с названием тональностей, а мы дрожим за дверью и трём ладошки о шершавую поверхность стены – кто-то подсказал, что после этого пальцы не будут скользить по клавишам. Мери Адольфовна – самый почитаемый учитель в школе, и мне повезло быть её ученицей. Училась я хорошо, но гаммы почти не играла. Не потому что пренебрегала, а потому что заниматься ими в окружении соседей по хрущёвке было невозможно. Тётя Аня снизу стучала по батареям даже тогда, когда я разучивала Шопена, так что игра гамм полным звуком могла довести бедную женщину до инфаркта.
Когда пришла моя очередь тянуть билет я, по существующей среди учащихся традиции, сделала это левой рукой и с закрытыми глазами. И случилось чудо – вытащила самый счастливый – до-мажорную гамму! Кто имеет некоторое представление об игре на фортепиано, знает, что исполнять её очень легко. Но дело даже не в том, что мне была гарантирована хорошая оценка, а в том, что я по-настоящему любила до-мажор. Очередная встреча с нею – это счастливая встреча со светом и радостью. С этой тональности дети начинают обучаться музыке, как начинают учить алфавит обучающиеся грамоте. Её первая, главная нота – до, что звучит почти как «дом», где всегда уютно и тепло. Доминанта – нота соль: «хлеб и соль» – символы доброго здоровья и гостеприимства. Субдоминанта – нота фа. Сама по себе она не вызывает особых ассоциаций, но вместе с нотой соль получается «фасоль» – очень даже нужное бобовое растение. Немного жаль, конечно, что в буквенном обозначении нот буква А представляет ноту ля, а то бы я поговорила о существующей параллельности между алфавитом и названием ступеней в до-мажоре. Трезвучие этой тональности знают даже несведущие в музыке люди. Например, когда один человек хорошо знает другого, говорит, что знает его, как «до-ми-соль», то есть «как облупленного».
До-мажор для меня – это олицетворение чистоты и простоты. За то, что в этой тональности задействованы только белые клавиши, я называю её «Белым лебедем», которому нет нужды обращаться за помощью к чёрным даже для образования доминантсептаккорда. Кто-то возразит, что и ля минор играется на белых клавишах, и поэтому вполне может быть такой же птицей. Да, но это уже совсем другой лебедь! У него клюв опущен, потому что грустит постоянно. В силу своего пессимизма, ля минор, как все минорные тональности, частенько капризничает и начинает предпринимать всевозможные гармонические и мелодические выкрутасы, в которых участвуют чёрные клавиши, а точнее 6-я и 7-я ступени. Это звучит красиво и меланхолично, но лишний раз подчёркивает непостоянство и неустойчивость минорного лада.
Про до мажор даже песенку сложили, помните мюзикл «The Sound of music»? Наверное, не ошибусь, если скажу, что наибольшее количество произведений в этой тональности написал Моцарт. И это при всём многообразии его музыкальных идей и замыслов, которые могли быть реализованы в 24-х тональностях! Но будучи человеком открытым, бесхитростным и жизнерадостным, он не нуждался в «сложных» тональностях. В до мажоре также написаны такие известные произведения, как Девятая симфония Шуберта, Симфония Бизе, Третий концерт для ф-но Прокофьева, Этюд № 1, оп.10 Шопена. Послушайте этот этюд прямо сейчас и вы воспрянете духом. Всё в жизни покажется вам прекрасным и ясным. У вас за спиной развернутся крылья, и вы улетите в мир простоты и гениальности!


Рецензии