Несовременная история, или Ошибка природы

       В начале 1989/1990 учебного года, где-то к концу рабочего дня ко мне в  кабинет зашла секретарь и спросила, могу ли я принять мужчину, который интересуется возможностью работать у нас преподавателем электротехники. Эта  должность была вакантна, и я сказал: «Пусть заходит».
       Она вышла, и почти сразу в кабинет вошёл пожилой, но моложавый мужчина в очках, в тонкой золочённой оправе. Хотя он пытался держаться  спокойно и с достоинством,  было видно, что он волнуется. Я предложил ему сесть и показать документы. Он сел и выложил передо мной  на стол паспорт, четыре диплома и аж пять трудовых книжек  Такого количества дипломов и трудовых книжек  у одного человека я не видел никогда. Сначала посмотрел его паспорт — его хозяину было 59 лет. Затем посмотрел дипломы: их было четыре, и все они были о среднем специальном образовании, но по совершенно разным специальностям. Затем я начал смотреть трудовые книжки: записи в них свидетельствовали, что их хозяин начал свою трудовую деятельность учеником слесаря, потом работал электриком, регулировщиком радиоаппаратуры, механиком по ремонту и эксплуатации строительных механизмов, энергетиком, товароведом, гинекологом, техником в какой-то типографии и т. д. и т. п., но преподавателем или учителем не работал нигде. Общим в этих записях было то, что обладатель этих трудовых книжек работал на одном месте от трёх месяцев до полутора лет.
    Я с любопытством посмотрел на посетителя: «И как это объясните?»- Он, видно, ждал такого вопроса и без промедления ответил: «Я ищу своё место в жизни!»- Я не мог сдержать улыбки: «Вам же через год будет назначена пенсия по старости!» - «Да, это кажется странным, но если это действительно так?» - «Ладно.- говорю,- А чем вы объясните, что до сих пор не сумели его найти?»- - «Этот вопрос мне уже многие задавали. Задавал его себе не раз и я. Вам это может показаться смешным, но только недавно я понял, что должен был родиться женщиной, а не мужчиной!» - Я не мог  скрыть своего удивления, и он продолжил: «Женщине в жизни проще. Она, когда входит в разум, то может не заморачиваться  поиском цели, смысла, своего места в жизни и прочими «высокими материями».  Вместо этого она может просто спокойно родить и вырастить ребёнка. И всё. И никто никогда не упрекнёт её в том, что она не могла найти своего места в жизни, что зря  прожила жизнь и т. п. Поэтому во мне вы видите ошибку природы».
       С трудом, сдерживая желание рассмеяться, я не мог не оценить изощрённость ответа и сказал: «Хорошо. Я приму вас на работу, но пока временно и с условием, что вы в каждой группе  первое занятие начнёте с того, что расскажете, почему вы до сих пор не нашли своего места в жизни - на мой взгляд, для молодых людей ваша история будет весьма поучительна».
      И здесь пришёл черёд ему удивиться: он замер, не зная улыбаться ему или нет, и, наконец, выдавил: «А можно мне подумать до завтра?» - «Конечно», - ответил я.
Больше я его не видел.


Рецензии