Зигмунд Фрейд и одна щекотливая проблема

 «Человечество всегда что-то ищет…, - Фр. смотрел через окно на тихую улицу Вены, -
- и открывает новые земли и законы природы…, классовую борьбу и национализм…, - Фр. пошел по комнате, - а в сороковековой истории человечества всегда виноватый во всем плохом… еврей!
Сейчас в Германии из-за печальных последствий мировой войны националисты пытаются на евреев свалить все неудачи. Чем все кончится? Может классовая борьба пересилит? В России так и произошло… Хотя там тоже несладко – брат на брата!...
     Великие евреи обосновали классовую борьбу, - Фр. усмехнулся – чтобы отвлечь от нас – «евреев, виноватых во всем плохом?» - Фр. увидел через окно спешащую к нему в гости Лу Андре-Саломе, - какой-то ефрейтор, кажется, Гитлер верховодит…, у Ницше поднабрался спорного..,  меня сотрут в порошок…, психоанализ под запрет…, - в квартиру позвонили. Фр. вспомнил себя молодым… и любвеобильным (хотя только в мыслях был таким). Эта гостья ему нравилась и как женщина, и как неординарная в мышлении:
«Недаром Ницше влюбился до беспамятства в эту даму… Но если бы эта русская ему ответила, а не вышла замуж за другого профессора? – Фр. вздохнул, - мир потерял бы гения… Надо, как я…, хотел достичь чего-то в науке, взял в жены спокойную Марту, обеспечил свой тыл… Ницше оказался без тыла и печально закончил…
Поговорив о погоде, о здоровье и удобно усадив гостью на диван Фр. начал разговор издалека:
- Уважаемая Лу, почему человечество так несчастно…, мало мира и уюта в нашей цивилизации…
Ваш земляк Достоевский своим творчеством построил в человеческую душу шахту глубиной, условно, 10  км! Никто ни до, ни после него такой глубины проникновения в эту душу не достигал. Анализ русской, а значит и общечеловеческой души, которая вроде, и уже и мельче русской, дает некоторое объяснение невеселой судьбы человечества.
Но,  что меня удивляет, дорогая Лу, в Вашем гении, который по мощи писательского таланта стоит рядом с Шекспиром, так это его нелюбовь к евреям, как будто евреи виноваты, что человечество несчастно…
 Лу при этих словах встрепенулась - в ней тоже была доля еврейской крови, - предвкушая услышать от короля психоанализа что-нибудь о Достоевском, как носителе невроза, полученного от подавления сексуального и агрессивного инстинктов, а также о проявлении невроза у него в виде эпилепсии, возникшей у  Достоевского в восемнадцатилетнем возрасте, когда он стал свидетелем убийства своего отца…
Но Фр. продолжил в другом направлении: «Достоевский уязвим как моралист. Нравственен тот, кто реагирует на внутреннее искушение, не поддаваясь ему. Кто же – то грешит, то раскаивается, опять грешит – раскаивается, - тот обрекает себя на упреки, что он слишком удобно устроился».
- Спасибо, Зигмунд, я тоже удобно устроилась, - Лу заулыбалась, ладонями похлопывая по мягкому дивану, на котором она сидела, - во-первых, как натура религиозная Достоевский считал, что жизнь – это неисчерпаемая греховность, это – борьба с внутренним, нравственным злом, которое пребывает в каждом из нас. Страдание (что неизбежно при грехопадении верующего) полезнее для этой борьбы, чем наслаждение, а стремясь к последнему, мы руководствуемся своим личным «я», что ведет к озверению, к гибели человека. И во-вторых, почему в критикующем нас Достоевском Вы ищите изъяны на других направлениях? Давайте по существу.
Фр. импонировало, что в спорах Лу обычно принимала сторону обвиняемого или слабого – «тренировала свой ум» (а может в душе  за «униженных и оскорбленных» ?!).
- А по существу, - Фр. тоже удобно устроился на диване, - по существу, мы столько раз теряли свою территорию, свою независимость, законы, почти веру…  И чтобы опять возрождаться в прежней идее, хотя и в другом виде, опять создавать себя и законы, и почти веру, конечно мы не можем существовать без Status in Statu – государство в государстве,- чтобы выжить во время страшных тысячелетних рассеяний и гонений. А как же иначе? Что в этом плохого видит великий писатель?
- Плохого? - Лу подвинулась к Фрейду, - цитирую по памяти из Status in Statu: «Выйди из народов и составь свою особь. Верь в победу над всем миром. Верь, что все покорится тебе, эксплуатируй… Ожидай, ожидай»…
- Но это все из чувства самосохранения, - Фр. подвинулся к Лу, - опять же еврей, особенно, в России, не уравнен в правах с коренным населением.
-Чем вреден еврей, даже при имеющихся правах… для русского? – Лу снизила темп атаки,- цитирую самого  Достоевского: «русский народ сам требует посредника, экономического опекуна в делах, сам его зовет, сам ему отдается. По своему невежеству, да и по доброте душевной. Посему при освобождении крестьян от крепостного права почти все они после помещика попали в зависимость от евреев - кредиторов».
Также было при освобождении негров от рабства в Америке, - продолжаю по Достоевскому -  вакуум заполнили евреи, как пишет Достоевский: «с их безжалостностью, жаждой напиться потом и кровью слабых. В Европе и Америке банками, экономикой правят они...»
- Лу, можно подумать, в Вас нет еврейской крови?, - не выдержал Фр.,- Вы с упоением кидаете камни «в наш огород»?
- Я внимательно читала Дневник Достоевского и др. его книги. Достоевский после ухода из социалистов вернулся к подчинению мирским и духовным авторитетам,  к поклонению царю и Богу, к русскому национализму, чтобы заодно защитить темный, малограмотный, но добрый, отзывчивый народ. Получается своеобразный русский Status in Statu…, с черносотенными , к сожалению, погромами…
Кстати, Достоевский не одинок. Наполеон, горячо взявшись за предоставление равных прав евреям, вдруг отказался от этого – после жалоб немецких крестьян на ростовщиков – евреев.
Опять же будучи с армией в Польше, перед нападением на Россию, Наполеон сам убедился кое в чем, когда евреи - поставщики снабдили гнилым провиантом и старой одеждой его армию, - Лу заулыбалась, - может поэтому он проиграл войну с Россией?... Спасибо нашему брату..
Фр. заходил по комнате: «Невеселая картина, Лу, из сороковековой истории моего народа… Что-то будет в 20 веке? Сегодня националисты взяли на вооружение философию Вашего поклонника – Ницше и музыку его друга, Вагнера. Что-то будет?...

P.S. 1.Как известно, власть в Германии, в 30-ые годы 20-го века взяли националисты – фашисты, устроившие так называемый холокост, и разгромленные потом странами антигитлеровской коалиции. Попытка решения «еврейского вопроса» окончилась для всех печально – ценой жизни  26 млн. русских, 6 млн. евреев, 5 млн. немцев, 1 млн. белорусов  и многих сотен тысяч людей других национальностей.
       2. Любимое изречение Достоевского «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься» напоминает движение ракеты к цели – ракета все время «рыскает», отклоняясь влево-вправо, вверх-вниз от главного направления. Но поступающий сигнал ошибки от сравнения рабочего сигнала с эталонным опять возвращает ее на основное направление – к цели!
Так же в артиллерии: прежде, чем попасть в цель, пристрелку проводят - перелет и недолет снаряда.
Так что в этом вопросе Достоевский видел дальше Фрейда. Может потому, что последний был неверующим... и не инженером, как Достоевский?


Рецензии