Роман Поколения Мария 15 глава

Глава 15
Пока компания находилась на перекуре, Мария накинула фартук, навела порядок на праздничном столе, поставила на плиту две больших алюминиевых кастрюли под пельмени. Женщины ушли с Валей в комнату, проснулась дочка, её нужно перепеленать и покормить, да и посмотреть малышку всем не терпится.
- Валя, -тихо шепнула Мария,-Возьми щепотку соли, положи Лике на затылок, чтоб не сглазили, а когда все разойдутся, возьми три чистые ложки, вымой их и этой водичкой умой личико дочки, ты поняла?
- Зачем, мама?
- Так надо, Валюша, меня по молодости бабушка Харитоновна этому научила. Чтоб не сглазили, глаз у людей разный бывает, одни смотрят ничего, а бывает, что ночь ребёнок кричит, уснуть не может. Ты сделай то, что я тебе говорю, хуже не будет. Через некоторое время, все снова собрались за стол. Слово взял младший брат Марии, Иван. Он встал по военному одернул пиджак, поправил рукой волосы и заговорил негромко:
- Тут много говорилось хороших слов и пожеланий, но мне вспомнилась одна притча, я услышал её на фронте от мудрого, пожилого человека. Хочу её поведать вам.
Он обвёл взглядом всех присутствующих, кашлянул в кулак и продолжил:
- Так вот жили-были на белом свете  три друга, каждый мечтал о своём счастье. Счастье представлялось им по-разному: Первый думал счастье-это богатство, второй счастьем считал талант, а третий, что счастье это семья. Прошло много лет, все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец, и у человеческой жизни тоже. в конце жизни собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал: "Богатым я стал, а счастья не испытал. Умру скрягой и человеконенавистником. "Второй сказал: "Я талантлив, но счастья не испытал. Уйду из жизни истерзанный одиночеством".     Третий сказал: "А я познал, что такое счастье. Уйду из жизни обласканным своими близкими и оставлю на земле самое ценное, своих детей-новых людей". Вот так бывает! В это притче много смысла, каждый понимает счастье по-своему. Хочу выпить за счастье, которое лежит в кроватке, и чтоб у этого счастья было тоже много-много счастья, и все эти счастья бегали по земле, и жизнь никогда не кончалась! Все поддержали этот тост. Мария с любовью смотрела на брата, она припомнила его возвращение с войны.
    Иван прошел всю войну.  Вернулся вся грудь в орденах и медалях: медаль за Отвагу, орден Отечественной воны первой степени за битву под Курском, орден за освобождение Польши и орден за взятие Берлина. Ещё были какие-то награды, Мария всё не запомнила. Неоднократно был ранен и горел в танке, в последнем бою получил контузию. После окончания войны лежал несколько месяцев в госпитале. Восстанавливался медленно, контузия повлияла на его голос. Вернулся домой ближе к осени. Первые заморозки на Урале начинаются уже в конце августа. Утрами, пока солнце не обогревает , на зеленой листве деревьев, на пожухлой от холода траве лежит нежный белый иней. С этого времени опадают цветы, сохнут травы, раскрашиваются во все цвета радуги лиственные деревья и кустарники. Последние дожди бывают с ветрами, длинные и надоедливые. Таким ненастным днём приехал Иван в родное село. Одет Иван был по-военному: гимнастёрка заправлена в брюки, на ногах хромовые сапоги, на голове фуражка, поверх одежды брезентовый дождевик. В одной руке он нёс небольшой чемодан, на плече другой висела гармонь. В чемодане смена белья, зубная щётка с пастой, бритвенный прибор, полотенце и три кашемировых платка-подарки жене Дуняше и сёстрам Маше и Нюре, ещё записная книжка с адресами друзей однополчан. По одному из этих адресов в городе Ревда, живёт семья друга Артёма, с которым они прошли почти всю войну. Ещё вначале их фронтовой дружбы они договорились: тот, кто останется в живых, навестит семью погибшего, расскажет о том, как им жилось, если будет необходима помощь-поможет. В одном из боёв Артём погиб. Сейчас Иван шел домой...
Не такой Иван представлял себе встречу. Дверь и ставни дома забиты, в доме его никто не ждал. Он прошёл через пекло войны,  исколесил всю Европу, обманул сто смертей и вернулся живым. Они с женой не виделись больше пяти лет, ему так хотелось сесть за стол, взять её за руки, смотреть в родные глаза и говорить, говорить до рассвета.
Иван присел на крыльцо, выкурил папиросу, с досадой бросил окурок о землю, носком сапога растоптал и уехал к сестрам в Шахтёрск. Погостив у Марии, решил навестить Наталью, жену  погибшего друга Артёма. Из рассказов Артёма он знал, что у них четверо детей: все девочки. У Ивана теперь не было никого. Обратно в отчий дом он не вернулся. Брат сошелся с Наташей, и она ему ещё пятерых ребятишек родила, двух сыновей: Захара с Егором и трёх дочек: Людмилу, Татьяну и Нелю младшенькую, отцовскую любимицу. Теперь за брата Мария спокойна. Всё у него ладно, только здоровье слабое. Сказались сиротские и военные годы жизни. Далеко за полночь стали расходиться гости, пока Мария мыла и убиралась на кухне, ушёл и зять, хлопнув входной дверью. Мария вошла в комнату, Валя сидела у кроватки, склонив голову, сосредоточенно смотря на дочку.
-Вы поссорились?
-И очень сильно. Он приревновал меня к Леньке.
-Ну это же глупо! Вы с Лёней росли, как брат с сестрой.
-Ах, мама, не говори, всё это низко и противно.
Они сели рядом и заговорили, так откровенно, как могут говорить только две женщины, бесконечно верящие друг другу.


Рецензии