Скажи спасибо

               
   Дядя Толя,  младший брат матери, был самым интересным и самым красивым  человеком среди всех моих родственников. Он был  высок,  широкоплеч, с бирюзовыми глазами.   Я полюбил его при первой же встрече: когда он пришел из армии, он привез мне перочинный нож и целый кулек шоколадных конфет.
    После службы в армии он поселился в Губине,   где в коммунальной квартире жили мои родители. Работал шофером.  Жил в общежитии. Был холост.  Иногда  приходил к нам в гости, и мать кормила его горячими блюдами – борщом или супом.
   Когда он решил преподнести мне урок этикета, ему было   двадцать три  года, мне  -  шесть лет. Я был обычным деревенским мальчиком, так как большую часть своей жизни прожил у бабушки в  деревне.  Родители забирали меня в Губин крайне редко и не надолго. 
   Когда  дядя Толя   принес с собой коробку шоколадных конфет, я как раз  жил у родителей.  У меня   слюнки потекли, когда я увидел конфеты.  Я обожал сладкое.  Дядя, однако, не спешил отдавать мне конфеты. Видимо, воспитывал мою волю.  Мучительное ожидание длилось с полчаса.  Наконец, коробка попала в мои руки.  Я   уже собирался открыть ее, чтобы начать поглощать конфеты, но дядя Толя сказал:
  - Скажи «спасибо».
  Казалось, что может быть проще, чем произнести это  простое  слово. Но я не мог  этого сделать. Меня не приучили. Это слово казалось мне каким-то кощунственным, неприличным. Я воспринимал его как  скверное, матерное слово. 
  Надувшись, я молчал. Дядя Толя решительно забрал коробку назад.
    - Скажи «спасибо». Не скажешь,   отдам Вовке, - сказал он мне строго.
  Вовка был моим  младшим двоюродным братом, сыном дяди Коли. Я представил, как Вовка ест мои конфеты, и меня захлестнуло чувство зависти. Но у меня еще оставался шанс завладеть  конфетами. Для этого нужно  было  сказать: «Спасибо». Но я не мог произнести это скверное слово. 
  Я надеялся, что дядя передумает, и в последний момент  отдаст мне коробку без того, чтобы я говорил «спасибо».   Но мои надежды не оправдались.  Дядя  положил коробку в сумку и ушел с нею на работу. Я же  остался без конфет.
   Я был страшно расстроен. Хотелось даже поскулить от горя и отчаяния.  Не ожидал я такой подлости   от любимого дяди.
   Урок дяди не пошел мне на пользу.  До школы я так и не смог преодолеть психологический барьер.  Лишь когда я учился  в первом классе,   я научился говорить «спасибо».  С тех пор  говорю его даже по  пустяковому случаю. А уж если кто конфет  шоколадных даст, так готов его хоть десять раз повторить.
   Правда, от некоторых других табу  мне не удалось избавиться.  Например, ни одну своих  трех тещ  я не смог  назвать мамой. Язык не повернулся. Тещи, оскорбленные тем, что я не называю их мамой, проникались ко мне неприязнью и настраивали против меня своих дочек.  Мои жены не могли простить мне холодного отношения к своим мамочкам, и мы разводились. Но нет худа без добра: вот уже восемь лет я наслаждаюсь свободой. Правда, недавно встретил одну... Вроде неплохая женщина. К тому же сирота. Ее бедная мама умерла  лет десять назад...   


Рецензии