29. Занятия на четвертом курсе мехмаша

НА СНИМКЕ: Почетная грамота ЦК ВЛКСМ, которой меня наградили "за активную общественную работу и успешную учёбу" на 4 курсе Механико-машиностроительного факультета в осеннем семестре 1955-1956 учебного года.


Работы в комитете комсомола было очень много. Теперь с утра я уже шел не на лекции, а в комитет комсомола. И стоило мне только показаться в комитете, как дверь в мой кабинет уже не закрывалась. Постоянно кто-нибудь входил с вопросом, и нужно было проявить усилие, чтобы бросить всё и пойти на лекции.

Сначала я такое усилие проявлял, и уходил на вторую пару лекций. Но бывало, что я не мог прервать разговор, и приходилось пропускать вторую пару. Потом я начал пропускать и лабораторные работы, и семинарские занятия.

Во второй половине дня надо было делать довольно сложные курсовые проекты, а я, вместо этого оставался в комитете и занимался какими-то делами, которые казались мне очень важными. Часто так и было, например, надо было налаживать работу комсомольского патруля, о чём речь впереди, или готовить материалы к очередному заседанию комитета комсомола, или беседовать с секретарями факультетских бюро, а эти беседы никогда не были короткими.

Мне всё же нравилась работа в комитете, я чувствовал, что нужен людям, что приношу пользу. И теперь я стал использовать малейший повод, чтобы не пойти на занятия.

Не могу сказать, чтобы это сильно радовало меня. Я понимал, что я поступил в институт не для того, чтобы заниматься общественной работой, а для того, чтобы получить специальные знания. Но мне нравилось заниматься всякими делами в комитете комсомола и совсем перестало нравиться то, что преподавали.

Время от времени я спохватывался и пытался наверстать пропущенное. Мне это вначале удавалось, потом уже перестало получаться, и, получая зачет за лабораторную работу, например, я чувствовал, что она не оставила во мне никакого следа. На следующий день я уже не помнил, что делал накануне. Если раньше я понимал все, что говорили преподаватели, объясняя новый материал, то теперь, пропустив пару лекций, я смотрел, как баран на новые ворота, ничего не понимая.

Я глядел на ребят и девочек и видел, что даже троечники теперь знают больше, чем я. Иногда даже термины, произносимые преподавателем, были мне неизвестны. Я расстраивался, хотя старался не показать виду, что я не понимаю.

И я очень удивился, когда в апреле следующего года, меня наградили Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ за активную общественную работу и успешную учёбу именно за этот период моей жизни, - 4-й курс мехмаша.

В воскресенье я иногда уединялся в читальном зале библиотеки или в комнате общежития и читал учебники, чтобы подогнать свои знания. Я нервничал и дергался. Мне казалось, что вся жизнь пошла наперекосяк. Главные ценности, которые у меня были в жизни, отступили на второй план, а на первый выступило то, о чем я раньше никогда и не думал. Иногда ложась спать, я пытался подвести итог закончившемуся дню. Но ничего интересного и серьезного не находил.

В течение дня было много разговоров, но эти разговоры мне лично ничего не дали. Занятия опять были пропущены, – а, значит, я ничего не получил. А занятия, на которых я был, мало чего дали, потому что я почти ничего не понял и почти ничего не запомнил. В общем, – думал я, – еще один день прошел впустую. Надо что-то делать.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/17/338


Рецензии