Хлеба и зрелищ!
Я пытаюсь объяснить себе тягу человека к зрелищам, и понимаю, что что-то неуловимо важное ускользает от меня. Может, думаю, человек изначально запрограммирован на зрелищные мероприятия? Так же, как запрограммирован мозг на программы сновидений в период основного отдыха? Может, скоротечная жизнь наша, замкнутая в бытовые условия, монотонно текущие, серые, будничные, ищет чего-то необычного, встряхивающего, будоражащего ее? Знали ли в древности о действии наркотических средств? Знали. Но не уходили они в мир иллюзий и забвений, разрушающих здоровье. Они искали замену им в других раздражителях. Естественно, самым сильным раздражителем для жизни является ее антипод – смерть. Поэтому и все зрелищные мероприятия вначале носили кровавый характер. Люди, в невежестве своем, и богов своих награждали своими, человеческими чувствами, полагая, что вид смерти и крови приятен им. Богам в жертву приносили самое дорогое – жизни. Удивительно, но человеческие жертвоприношения практиковались на всех континентах земного шара. Не потому ли, что сами жизни, даруемые богам, были самым дорогим достоянием для дарующих. Вспомните, что написано в Библии, в главе 22 Бытия: « И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего». Что было самого дорогого у Авраама, если не первенец его, которого он так долго ждал. Этой жертвой подчеркивается величайшая сила любви к Богу. А далеко на западе, на землях, отделенных водами Атлантического океана, жрецы приносили в дар богам своим истекающее кровью сердце молодого мужчины, победителя соревнований. Они отдавали Богу самое ценное, чем обладало общество. Пройдет время, и в жертву будут приносить не мужчин, а женщин, но обязательно юных и красивых, чтобы смерть их радовала глаза богов. Общество человеческое умнело, и стало приносить в жертву то, что считалось менее ценным, жизни, едва теплящиеся в человеческом теле. Речь шла о стариках. Цицерон как-то сказал: «Vitam adolescentibus vis aufert, senibus vaturitas». (Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст). Но Цицерон жил в то время, когда общество достигло уже духовной зрелости. Страшилось старости, но не лишало жизни их преждевременно.
Человеческое общество Древнего Рима уже богам жертв не приносило, но захватывающие зрелища насилия и смерти стали массовыми. Для демонстрации их стали строить специальные помещения. И сейчас возвышаются в Риме останки одного из них, называемого Колизеем. В таких помещениях устраивались гладиаторские бои, потом кровавые расправы над первыми христианами. Со временем зрелища человеческой смерти с арен уйдут, но осталась до наших времен на аренах расправа над быком в некоторых странах, скажем корриды в Испании. Издевательство над жизнью животного почему-то объявляется праздником? Недалеко ушли и мы, живущие в XXI веке, наш мозг ежедневно подвергают атакам чудовищного насилия над сущностью человеческой на экранах кино и телевидения. Потом удивляются, откуда у нас маньяки, садизм?
Предков наших, славян, не затронуло рабство. Не устраивали они гладиаторских боев. Но уйти от человеческого жертвоприношения им все же не удалось. Если в столкновении с вражеским племенем славяне терпели поражение, его объясняли гневом богов. Следовательно, надо было умилостивить их… Неурожай – тоже знамение недовольства богов. Но, в общем-то, боги славян не были злыми. Славяне были язычниками, верили в Хорса (солнце), почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотского бога Волоса и других. Эти боги, как и все остальные, требовали почитания, но не требовали человеческих жертв. Все изменилось с приходом северных людей – русов. Вражды особой между пришлыми и коренными не наблюдалось. Золота нет, земли бери, сколько хочешь, зверья в лесах видимо-невидимо, рыбы в реках, хоть руками лови. Из-за чего враждовать-то? Произошло сближение, да, настолько тесное, что вместе они образовали общность, названную русскими, а земля, на которой они жили, стала называться Русью. Русы принесли с собой балто-скандинавский культ Перуна – бога войны и громовержца. Этот бог требовал крови, в том числе и человеческой.
Светлый день умирал, тени пали косые.
Солнце катится вниз, под землею уснет,
На пространстве, где будет Россия
После ратных трудов собирался народ.
Богу платится дань, капищ двери открыты,
Слева, справа разводят большие костры,
Поминают всех тех, кто в сраженье убиты,
И молитвы не длинны, и слова в них просты.
Был удачен поход, или был неудачным,
Спросят волхвы у Бога, он дает им ответ,
Здесь страшатся всего, но не стонут, не плачут,
И веселья большого у капища нет.
Боги требуют жертв, человеческих, прочих,
И цена этой жертвы всегда дорога,
Коль с победой пришли, не уснут этой ночью,
И упьются досыта Боги кровью врага.
Если враг победил, как узнать – в чем причина?
Чем Перун недоволен, и что надо ему?
Принесен будет в жертву соплеменник – мужчина,
Та же участь постигнет молодую жену.
Ну, а если иные встречаются беды:
Дичь исчезла в лесу, и посев не взошел,
Виноваты в беде будут бабы и деды,
Значит, срок умирать им сегодня пришел.
Жертвы бьются в крови, начинаются пляски,
Очищенье живых происходит огнем,
После плясок, вина, ночь похожа на сказку,
И печали уйдут с наступающим днем.
Каждое событие в племени сопровождалось проведением определенного ритуала. Многие из них напоминают наши театральные представления. Присмотритесь внимательно к танцам народностей Африки, они много сохранили до сих пор от прошлого. С появлением письменности события, реальные и вымышленные, стали записываться.
Из древности к нам пришли записанные на папирусах, пергаменте, а потом и на бумаге, описания событий этих в виде сказок, рассказов, повестей.
Появился и театр, где описываемое передавалось в действиях, лицах. Не умеющие читать, теперь могли видеть. Написанные в прозе и стихах произведения, стали переделываться в удобные формы для сценического изображения, а потом и создаваться только в такой форме – возникла драматургия.
Человек теперь мог видеть жизнь прошлого, настоящего и будущего, соприкоснуться таких событий, участником которых он мог бы быть, сложись иначе обстоятельства жизни его. Он настолько входил в сценические действия, что воспринимал все виденное и сердцем, и душой своей, любя и ненавидя лиц, игравших на сцене.
Актеры, вначале люди жалкие, рабы в большинстве своем, со временем стали высоко цениться. С ними стали искать дружбы и свободные. Мы уже видим актеров в окружении римских государственных деятелей.
Сохранили актеры свою значимость и в нашем обществе.
При царе Алексее Михайловиче театр нашел себе место и в Москве. Государь посещал театр, хоть и считал посещение его делом греховным. Но, помолившись богу о прощении его за грех лицедейства, он не отрекался от театра, а продолжал «греховно» посещать его.
Театр стал необходимостью в духовном развитии государства. И постепенно репертуар театра отходил от времен Еврипида к современным событиям. Появилось много талантливых русских драматургов. Правда, судьба их во многом зависела от того, как отнесется к их произведениям государь, или государыня. Нелегко было Фонвизину с его «Недорослем» и «Бригадиром», хотя государыня Екатерина Великая просвещенной была и гордилась чрезвычайно этим, и совсем иначе сложилась судьба «Ревизора» и «Горе от ума» во времена правления Николая Павловича, которого в советское время называли душителем свободы.
Становится театр недоступным для большинства людей, это – первый шаг к душевной бедности. Беден репертуар его – обмеднение душевное в двойне! Те зрелищные мероприятия, которые проводятся сейчас, служат одной и той же цели – оглуплению.
Свидетельство о публикации №213081700396