Просвещение и рабство

 
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientis est 
Мы должны не только копить мудрость,
но и извлекать из нее пользу.
Цицерон
Мудрость без анализа прошлого, настоящего, без создания модели будущего, невозможна. А познание прошлого без науки?.. А наука без просвещения?..
Ничего нет удивительного в том, что средневековье отличалось удивительной дремучестью взглядов. Руси повезло, ее южный сосед Византия унаследовала просвещение эллинов. И греческие монахи, приглашаемые русскими князьями, несли грамоту на Русь. Русская княжна, дочь Ярослава Мудрого, Анна, выходя замуж за французского короля, поставила подпись свою под брачным контрактом, в то время, как жених, за неграмотностью, был вынужден был поставить крестик.
Может ли невежественный человек стать мудрым без просвещения? Может ли он ощутить без него свободу?
У свободы есть союзник давний,
Просвещеньем названо оно,
Но, признаться должен я, печально,
Что свободным стать не суждено.
Петр Великий не страшился народной Свободы, развивая в России  просвещение. Вокруг него царило рабство. Хотя, царем было запрещено употреблять в конце письменного прошения, или обращения к любому сановнику  слова – «раб твой». Петр понимал, что невежество камнем великим стоит на пути прогресса, только через науку может государство быстро развиваться.
Хотелось видеть бы царя,
Петра, сидящего на троне,
Каменья, золота горят,
Бриллианты светятся в короне.

А он бежит по трапу корабля,-
Сидеть на троне нет охоты,
Глаза решимостью горят,
На лбу сверкают капли пота.

Нет, демократом царь не стал,
Но к побрякушкам равнодушен.
Сам налегает на штурвал,
Россия в море, и на суше.
И не пожалел император, при скупости своей в расходовании государственных средств, на образование
Издание книг при Петре было огромным, в 10-15 раз большим, чем это было в так называемый «Просвещенный век Екатерины».
Представить трудно, какие огромные средства расходовались при этом, учитывая состояние полиграфии в те времена.
Девять книг из десяти, издаваемых российским императором, сгнивали на складах. И все же одна десятая их находила читателей.
Одному, даже обладающему чудовищно огромной властью, не очистить «авгиевы конюшни российского невежества. Да, расчистить  «авгиевы конюшни» российского невежества умнейшему государю не суждено было.
Екатерина Великая пошла еще дальше, она лично сочинила оду с прекраснейшим названием «Ода на истребление в России названия раба». Начиналась та ода прекрасными словами: «Красуйся радостью Россия, восторгом радостным пылай!»
Сколько великих людей  работало на ниве просвещения в тот период времени, а количество рабов не уменьшилось, а увеличилось. Рабство российское имело не столько внешнюю сторону свою, оно коренилось в глубине души каждого русского человека. И не странно,  существовало два полюса в обществе: на одном просвещение, на втором – рабство.
Да, государыня велика,
Деяний всех не перечесть.
Страданья тоже многолики,
И рабство крепостное есть!

Указ о вольности дворянства
Со словом «раб» не совместим.
И мы с упрямым постоянством
О слове том всегда скорбим.

Ну, что поделать, это слово
В душе у каждого живет,
И стало крепкою основой,
Как сердце наше и живот.


Рецензии