Венский стул-9

Начало: http://proza.ru/2013/08/09/235
        http://proza.ru/2013/08/11/156
        http://proza.ru/2013/08/11/1862
        http://proza.ru/2013/08/13/47
        http://proza.ru/2013/08/13/1880
        http://proza.ru/2013/08/15/165
        http://proza.ru/2013/08/15/2178



9
Вася закрыл дверь со вздохом облегчения и повернулся к Рите.
- Рита, ты извини мою мать… У неё всегда одни крайности. Всю жизнь за меня думать пытается и мною руководить. Ты, конечно, понимаешь… все эти восторги… Останавливать её бесполезно. Ты не обиделась?
Рита посмотрела прямо в голубые Васины глаза, едва заметно усмехнулась. Неторопливо погляделась в зеркало – всё в полном порядке, Маргарита! – и с явным удовольствием сказала:
- Помнишь, как Лиса Алиса говорила коту: «Не то, не то, Базилио!» Дивный был старый фильм.
Вася кивнул: помню.
- Базиль, не то! Не то, понимаешь?
- Ну да, конечно… То есть… в каком смысле?
Рита положила руку на Васино плечо:
- Базиль… можно так? ты ведь у нас и есть Базиль… Пойдём, Базиленька, потолкуем – есть о чём. На кухне ещё много чего осталось.
Вася мягко взял Ритину руку, снял со своего плеча и, не желая обидеть девушку, держал в руках её тонкие пальцы. Ему совсем не нравился её тон – какая-то игривость, превосходство…
- Рита, не надо никаких «Базилей». Пусть будет простецкий «Вася» – я как-то привык. Или, если пышнее, – Василий… Идёт?
- Как скажешь, Вася, – насторожилась Рита. Может, всё не так просто, как ей показалось?
Вася выпустил её руку и прошёл обратно на кухню, сел за полуразорённый стол.
- Ты знаешь, у меня сегодня был очень тяжёлый день.
Он замолчал, и Рита с тревогой увидела, как он словно гаснет и уносится куда-то далеко, а тут – так, одна оболочка пустая присутствует… Она села напротив, наклонившись, заглянула снизу в его опущенное лицо. Вася «вернулся» и виновато сказал:
- Я никак не ожидал, что застану тут целое общество. Хотел только немного отвлечься… А мать просила, чтобы я помог отцу увезти отсюда телевизор.
- Увезти телевизор?! О как! – Рита вскинула руки и рассмеялась коротко. Вася посмотрел на неё удивлённо:
- Что-то не так? Я что-то не то ляпнул?
Господи боже, да он совсем ничего не знает! Похоже, ему придётся объяснять всё с самого начала. Ещё один Кирилл Михалыч? Работа предстоит большая! Ab ovo. От печки.
- Вася, ты знаешь ли, чья это квартира?
- Тёти Капы… ты имеешь в виду – сейчас? – Вася растерянно пожал плечами. – Твоя, наверное? Ты ведь Капина внучка.
- И ты не знаешь, что Капитолина завещала квартиру твоему отцу?
Вася устало вздохнул – ну что за допрос… ерунда какая-то.
- Кажется, так. Я не интересовался.
- Вася, сосредоточься, прошу тебя. Это важно. Для тебя в первую очередь. Пойми: твой отец – владелец этой квартиры по завещанию. А я – по закону о наследовании. Уловил?
Вася глядел в напряжённое лицо Риты и не понимал.
- Я думал, вы договорились.
- Договорились? С твоими родителями?! – Рита откинулась и посмотрела на него внимательно. Нет, не врёт. Не похоже… – Хм. Договориться теоретически было бы можно. Подписать соглашение о долях. Но твои родители не хотели уступать мне, и собирались со мной судиться.
- Судиться? – удивлённо переспросил Вася слабым эхом.
- Именно. Чтобы суд определил долю каждого претендента.
Вася поморщился. Суд, доли… Чего она от него хочет?
- Они заняли крайне жёсткую позицию… назовём это так. Вели настоящую войну. Твоя мать… ладно, опустим детали. Сегодня всё изменилось – ты сам видел. Твоя мать отдала мне ключи от квартиры – вот они, – Рита вынула из кармана связку ключей и потрясла ею, – и предложила мне жить здесь. Ты понимаешь – почему?
Повисла пауза. Рита ждала. Вася вздохнул.
- Рита, ни черта я не понимаю. Я устал. Ты извини, но мне, честно говоря, не до того.
Рита вскочила и заходила по кухоньке:
- Нет, это невероятно! Уму непостижимо. Вася, ты не Двоеглазов. Ты, наверное, подкидыш!
Он молча улыбнулся. Она остановилась и вонзилась в него взглядом.
- Она предложила мне жить здесь – и владеть квартирой – на одном не названном, но очень прозрачном условии: жить здесь с тобой. В качестве твоей жены.
Вася молчал.
- Разве ты не понял, – нетерпеливо воскликнула Рита, – все эти её заходы и причитания? Нас объявили – при свидетелях! дядюшка Кирилл пригодился! – ПАРОЙ! Чуть ли целоваться не велели! Ещё немного – и стали бы «горько» кричать!
Вася наконец ответил, спокойно и серьёзно:
- Это вряд ли возможно.
Рита сверлила его взглядом. Да он просто не понимает! Не понимает всего!
- Так, – распорядилась она. – Ты действительно устал. Объявляется перерыв. Пьём чай и кофе.
Она налила себе растворимого «Чибо» и села на узкий подоконник с чашкой. Вася предпочёл чай и пил его за столом, глядя в пол.
Всё идёт не так, нервно соображала Рита. Ты зашла не с того конца. Надо было соблазнить его, не медля ни секунды, – и вся недолга. Чтоб опомниться не успел. А уж потом объясняться, с юридическими тонкостями. Всё было бы тогда уже по-другому, поздно ему было бы невинность, чёрт побери, блюсти… Впрочем, она с того и хотела начать – это он не принял её лёгкого тона. «Не надо никаких Базилей…» Ох, уж эти «сурьёзные» люди! Тут надо тонко, задушевно… Господи, а ведь всё так просто – ведь интересы совпадают! Редкий, исключительный случай… Объяснить ему этот самый интерес, его собственный, раз сам не сечёт… Шанс, кажется, всё же есть: как он сказал – «вряд ли». А если всё-таки?
Она отставила чашку, закурила сигарету.
- Закуришь?
- Вообще-то бросил… вроде бы. Давай.
Ага! Бросил – но закурю. «Вряд ли» – но… Есть, есть шанс! Не монолит. Стенка кирпичная, и шатается. А мы подтолкнём! Она пересела к нему с пепельницей.
- Ты разошёлся с женой? – внезапно нарушила она молчание. Он не спешил отвечать, через две затяжки (держи, держи паузу, Марго!) медленно сказал с трудом:
- Всё очень сложно. – И добавил с отчётливой горечью: – Возможно, я ей больше не нужен.
Рита протянула руку, коснулась его волос, сказала мягко:
- А мне, Васенька, – нужен. Ты очень, очень мне нужен…
Вот так – ключевое слово: «нужен». Все мы хотим быть кому-то нужными. Никто не желает быть никому не нужным. Пусть запомнит, вникнет: нужен. Нужен!
- Я? – Он недоверчиво покачал головой, не глядя на неё. – Ты меня не знаешь. Чем это я тебе нужен?
- Ты – моя надежда. Исполнение моей многолетней мечты. О своём доме. О своей семье. Знаешь, Вася, моя семья кончилась со смертью отца. У матери другая семья, и я туда не вписалась. Лишняя я там, бесповоротно лишняя. Ненужная. У них у всех даже фамилия другая. Я вечно чувствовала себя среди них приёмышем приблудным. И везде… Бабке, Капитолине, я тоже оказалась не нужна. И вот впервые у меня надежда получить свой собственный кров…
- Рита, это авантюра. Чушь! Нельзя строить свою жизнь в зависимости от барахла. От него плясать.
- Это не барахло! Свой собственный кров – не барахло, пойми! Так веками было – человек строил свой дом, и приводил туда спутника жизни. От чего же плясать? От одних чувств, никак и ничем не защищённых? В «шалашный рай» я не верю. Любовь в шалаше долго не проживёт.
- Просто ты не любила, – тихо возразил Вася.
- Может быть. А ты любил. И чем кончилась твоя любовь в шалаше?
Вася болезненно сморщился и покачал головой:
- Не надо, Рита. Ты не знаешь… Она кончилась не поэтому. Она жила двенадцать лет.
Ага! Всё-таки «кончилась». Отлично!
- Там… дети? приёмные… Маленькие?
- Да нет, как раз – большие. Шестнадцать и восемнадцать лет.
- Ого! Выросли уже… Они что, называли тебя папой?
- Нет, просто Васей. Это не то, Рита. Дети тут не при чём. Они действительно выросли. Алина уже второй год живёт в другом городе – учится.
- Вот как. И я той же дорожкой шла! До боли знакомо – составная семья…
- Как? Составная? Почему составная?
- Очень просто: частично составленная из чужих по крови людей. Ненастоящая.
- Я так не считаю. В конце концов, обычные, традиционные, семьи тоже состоят из чужих по крови людей. А ещё свойство – по браку… тёщи, свёкры… Разве люди, родные по крови, не бывают зачастую дальше, чем по крови чужие?
Да, подумала Рита, ты сам Двоеглазов только по фамилии…
- Мне кажется, – продолжал Вася, – что семья – это сообщество людей, близких по духу… Это прочнее, надёжнее.
- Ан нет! – она вскочила, обогнула стол и присела у его ног, заглядывая снизу ему в лицо. – Нет, Вася! Уж извини! Тут у меня больше оснований, чем у тебя, делать выводы и обобщения… У тебя ведь нет своих детей, и тебе не с чем сравнивать. А я могу сравнить. Мой отчим – очень приличный, порядочный человек. Но для него я и своя, кровная дочь – две несравнимые, несопоставимые величины! Это не преодолимо никакими нравственными соображениями. Это биология! Это животное начало. Инстинкт. Это громадная сила… Посмотри на меня, – она схватила его за руку, – я рожу тебе твоих собственных детей! Твоя мать права – у нас будут очень красивые дети! наши дети!
Вася растерянно смотрел в её сверкающие вдохновением глаза, и этот блеск завораживал его.
- Пусть тебе кажется сейчас, что это авантюра… но разве любая любовь – не авантюра? С неизвестным никому результатом? Люди вступают в брак, будучи зачастую знакомы лишь несколько часов – и живут счастливо десятилетиями, благословляя ту единственную минуту, секунду, когда увидели друг друга, и – решились? Можешь считать, что я полюбила тебя с первого взгляда… Вот увидела тебя сегодня и подумала – да… Да! Ты «в минусе», не нужен, и я – «в минусе», тоже не нужна… Давай сложим наши минусы в маленький пока плюс, а там, вот увидишь, он разрастётся в плюс огромный, счастливый… Тебе сама судьба подсказывает это, даёт тебе шанс! Эта Капина квартира – словно пароль у разведчиков: разорванная пополам купюра. Каждая половинка – всего лишь бумажка, а сложи их вместе… Рискни! Попробуй. Начни жизнь заново! Переверни страницу! Хватит делать в жизни ошибки… ты уже нашёл человека – меня… И свой собственный дом!

(Продолжение http://proza.ru/2013/08/18/67)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.