1. Рассказы о Баку - 1. Детство- рассказ

                1. Рассказы о Баку - 1. Детство

Начинаю писать, а в голове полный сумбур. Тут будет к месту вспомнить любимую поговорку одной из моих тёщ: КАК МАЛО ПРОЖИТО! КАК МНОГО ПЕРЕЖИТО! КАКОЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ! КАК МНОГО СДЕЛАНО ОШИБОК!
Пробегусь воспоминаниями по этапам жизни.

1. ДЕТСТВО

Детство проходило в окружении любви со стороны бабуси и мамы. Мама уделяла мне меньше времени, чем бабуся.
На маме лежала организация нашей жизни и её финансирование.
Мама, как и всякие женщины, после развода с отцом, пыталась найти спутника жизни. Поэтому, кроме работы она занималась и своей личной жизнью.
Бабуся, как мать, всячески стремилась обеспечить дочери время для того, чтобы бывать в компаниях. Поэтому, она полностью взяла на себя заботы о внуке, то есть обо мне.
В результате, именно она заложила в меня тот стержень основных пониманий –« что такое хорошо, и что такое плохо». Эти её наставления руководили моими поступками в дальнейшей моей взрослой жизни.
Основными наставлениями – были её правила поведения с людьми.  Именно это всплывало в моём мозгу, когда надо было принять решение – А что в таком случае делала-говорила бабушка! .
Как правило это были ерундовые мелочи.
- Надо вежливо здороваться с людьми!
- Не перебивай старшего, дождись когда он кончит говорить!
- Мой руки перед едой!
- Врать – это плохо!
- Уважай старших!
- Если идешь в гости – одевайся аккуратно!
- Проявляй уважение к старым людям!
-  В гостях ешь умеренно. Оставляй кусочек – ты не с голодного края! Это раньше называлось «ЦЕРЕМОНИЯ»!
- Много не болтай – лучше слушай!
- Никогда не злись и не мсти! Не таи в себе злобу!
- Будь всегда с людьми добросердечным!
- Проявляй заботу!
Эта «ЕРУНДОВИНА» помогала мне  чувствовать себя КОМФОРТНО  в среде – военных моряков; в авиационном конструкторском бюро; в коллективе КРАСНЫХ КУПЦОВ, как раньше называли сотрудников Минвнешторга; в коллективе Советско-Канадского предприятия; на газоперерабатывающем заводе.
………………………………………………………………
Бабуся заботилась о моём образовании с «младых ногтей».  Читала вслух мне книги. Сначала это были детские книжки, а потом она начала мне читать «Робинзона Крузо».
В этой книге, наряду с описаниями жизни Робинзона на острове, много внимания уделялось размышлениями автора о своей предыдущей жизни среди людей.
Длинные размышления автора о Боге и религиозные темы. Много я тогда не понимал, но видимо именно это, отложенное в памяти, привело меня потом, много лет спустя, к Богу и в Христову Церковь!
Эта память, чудесным образом вложила в меня желание написать книгу «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ»! Книгу я написал и получил Благословение в монастыре и у священника.
…………………………………………………………………..

Дом в Баку, построенный в начале прошлого века братьями Гасановыми, имел форму буквы «П».  Второй и третий этаж, опоясывали открытые галереи-балконы.
В этом здании на втором этаже, я и провёл своё детство. .По балкону я бегал, гоня пред собой колесо из фанеры. .Движение этого колеса управлялось палочкой.
Очень популярная игра по тем временам!
………………………………………………………………………
Потом мне купили велосипед. Это было трёхколесное движущееся средство. На нём я катался и на балконе, и на бульваре, в сопровождении бабушки и мамы.
…………………………………………………………………….
До сих пор помню просьбу молодящейся мамы – Юрик! Не называй меня мама! А как? Ну. Валя, сестра….! Тут мама краснела, запиналась, а я продолжал на весь трамвай кричать – МАМА!
……………………………………………………………………
Не знаю уж как попала в нашу семью походная брезентовая офицерская кровать. Мне её расставляли. Я устраивал мачту из ручки швабры. На неё вешалась маленькая простыня. Получалась морская шхуна.
Я «плавал» в этой шхуне часами. Старшие были довольны, что я сам себя занимаю и к ним не пристаю.
Иногда ко мне в шхуну садился сосед Алик. Становилось веселее. Так мы с ним и плавали по морям и океанам.
Видимо память об этой «шхуне» и привела меня в высшее военно-морское училище.
……………………………………………………………………..
Помню свои ощущения начала войны 1941-45 гг.
В детском саду нас накормили обедом и уложили в кровати на дневной сон.
Я был разбужен плачущей мамой, хныканьем детей. Вся зарёванная мама спешно одевала меня. Что произошло она не сказала.
Но на соседней кроватке была девочка. Именно она и просветила меня -  На нас напал страшный, многоголовый дракон! Ух, страшно! – и зарыдала.
………………………………………………………………………….
Детский сад работал бесперебойно. Немного освоившись с новой военной ситуацией, мама опять стала приводит меня в детский сад.
На очередной прогулке, я чуть не упал от страшного удара по правой брови. Всё лицо мне залила кровь. Оказалось, что в меня попал камень, выпущенный из рогатки хулиганом из кустов.
 Неожиданно я стал героем в нашей группе – раненный. Ко мне стали подходить и я с гордостью, показывал ранку. Для детишек это было приключение – кровь на лице – Дай посмотреть!
………………………………………………………………………
В детском саду я подхватил то ли корь, то ли скарлатину, не помню.
Меня немедленно положили в инфекционное отделение больницы. Болезнь эта страшна тем, что нельзя есть солёное и мясо.
Нарушение этого правила трагично. Мамаша-азербайджанка из сельской местности, решила накормить сыночка котлетами.
Накормила и парень стал на её руках умирать.
Мы дети страшно перепугались воплями несчастной женщины. Нас стали успокаивать, одновременно приговаривая – Нельзя есть солёное и мясо!
Это был жестокий урок!
……………………………………………………………………
И ещё! В этом возрасте я узнал чем отличается девочка от мальчика. К этому меня склонила азербайджанская девчушка на год младше меня. Это был забитый приёмной матерью ребёнок.
Для каких целей её удочерили  - не знаю. Знаю, что приёмная мать частенько устраивала в своей квартире музыкально-танцевальные вечера. Возможно девочка и существовала для развлечения гостей.

Мать-ханум пела, танцевала, стучала в бубен и….била её смертным боем. В результате повредила ей позвоночник. Девчушка стала волочить ногу. По молодости лет, темпераментно скакала на одной ноге, подволакивая другую.
Мы её жалели. Она часто приходила к нам пить чай. Потом мы с ней выходили на балкон и дурачились в детские игры.

Однажды эти игры, по её предложению стали называться – А давай играть в доктора!
Собственно вся игра состояла в том, что она стащила с себя штанишки и пожаловалась доктору – У меня здесь болит! – приглашая меня осмотреть её. Смотреть было не на нечто – так складочка
Как я не сопротивлялся, пришлось и мне расстегнуть штанишки. Тут было на что девчонке смотреть и потрогать.

Игра эта мне не понравилась. Больше в «доктора» мы не играли.
Девчушка вскорости исчезла. Куда её дела мать-ханум – неизвестно.
…………………………………………………………………….
В военные годы, в Баку было открыто много госпиталей, в которых лечили раненных фронтовиков.
Немного странным образом, но и я участвовал в их выздоровлении.
Дело в том, что у мамы был прекрасный голос. За эту её способность, она была принята в коллектив вокалистов Клуба Моряков Баку.

Мама часто брала меня на репетиции. На них я сидел на стуле и, неожиданно, выучил весь репертуар этого коллектива. Многие романсы я потом исполнял и сам многие годы.
Вокальную группу, часто направляли в госпиталя, дать концерт раненным бойцам.
Пока мама была на сцене, я сидел у раненных на коленях.

 Израненные люди тосковали по свои детям. Вот я  как-то удовлетворял эту тоску. Раненным очень нравилось со мной лялкаться.  Это была очень хорошая психотерапия для выздоравливающих бойцов.

Позже, я обнаруживал в кармашках курточки кусочки сахара, сухарики – это были гостинцы.
И еще! После концерта, артистов приглашали в госпитальную столовую. Забирая меня с собой, мама немножко хитрила. Ребенка усаживали  за стол вместе с артистами. Ничего с собой нельзя было из госпиталя выносить – надо было угощение съесть за столом.
Таким образом мама ухитрялась меня немного подкормить в голодное военное время!



Создано
Юрий Елистратов
Москва
16 августа 2013г.


Рецензии