Лялька

   Сколько себя помню, в нашем доме всегда жили животные – кошки, собаки, даже голуби, которых моя бабушка приносила с улицы. В основном это были больные или искалеченные птицы, с повернутыми назад головами, поломанными крыльями или молодые неопытные птенцы, недавно вылетевшие из родительского гнезда и по наивности своей попавшие в лапы дворовым кошкам. Голубей поселяли в картонный ящик, и бабушка самоотверженно принималась выхаживать больную птичку. И знаете, что удивительно – голуби выздоравливали! Даже те, которые, казалось, были уже обречены и безнадежны. Но видимо сила любви бабушки ко всему живому воистину творила чудеса. Поправившись, птицы улетали, но каждый день возвращались, садились на балконные перила, громко ворковали, вызывая свою хозяйку, и доверчиво клевали с бабушкиных рук пищу.
   
  Эта любовь к животным (быть может, она закладывается генетически?) передалась и мне. Поэтому когда у меня появилась собственная однокомнатная квартира, первым моим приобретением в нее был котенок -  маленький белоснежный комок пуха с большими грустными глазами цвета гречишного меда и милой плоской мордахой. Мама моей питомицы – это была девочка – была персом. Ее подарили моей знакомой учительнице благодарные ученики в канун ее шестидесятилетнего юбилея. У мамы-кошки была длинная родословная и великолепные гены. Проживая в частном доме пожилой женщины, не пожелавшей лишить свою любимицу счастья материнства, киска то и дело влюблялась в «обыкновенных» соседских котов, вполне пролетарского происхождения. Несмотря на это все котята рождались похожими на мать – белоснежными, с плоскими, хотя и без «персидского залома», мордочками. Гены брали свое.
   
  После долгих раздумий и жарких споров мы с моим, тогда еще пятилетним, сыном решили назвать малышку Беляночкой за ее белоснежный окрас. Очень быстро длинная и не слишком удобная в ежедневном использовании  кличка Беляночка превратилась в короткую и нежную – Лялька.

                *****
 
  Первый день пребывания Ляльки в семье был трудным для нас всех. Малышка тосковала по матери, отказывалась от налитого для нее в блюдце молока и только тихо и жалобно пищала, глядя на нас своими грустными глазенками. Мне было жаль крошечное существо, но я была уверенна, что котенок быстро адаптируется в новых условиях. Когда же и на второй день наша питомица наотрез отказалась лакать молоко, я начала беспокоиться. Что если котенок болен? Жалко будет, если малышка погибнет. С такими тяжелыми мыслями я приступила к приготовлению обеда. Достав из холодильника минтай, я уложила рыбу на разделочную доску, и принялась нарезать на куски… и тут услышала громкое требовательное «Мяу!». 

- Ты рыбки хочешь? – Удивленно спросила я у кошки. – Ведь не будешь есть. Маленькие детки не едят рыбу, они пьют молочко.
 
  Тем не менее, я отрезала небольшой кусочек и положила перед котенком. Каково же было мое удивление, когда Лялька, громко урча, набросилась на рыбу и принялась с аппетитом проголодавшегося тигра поедать угощение. Обрадованная, я положила рядом с ней еще кусок. Котенок, не выпуская рыбу из остреньких зубок, вытянул крошечную лапку, ухватил коготками добавочную порцию, прижал ее к полу и предупредительно зарычал, мол, не тронь, мое! Так, не выпуская из коготков еду и грозно урча, она и доела предыдущий кусок. На протяжении последующих лет рыба была основным продуктом Лялькиного питания. Любое лакомство съедалось лишь после того, как она отведает рыбки.

                *****
 
  От своих знакомых я слышала, что кошку можно научить справлять свои нужды на унитазе и решила попробовать. Вырезала из оргстекла прямоугольник, пристроила его в чаше унитаза и, проделав еще некоторые необходимые манипуляции, принялась высаживать туда котенка. Поначалу Лялька недоумевала, зачем ее сажают в большую, незнакомо пахнущую посудину. Осторожно обнюхивала унитаз, пыталась пить стекающую тонким ручейком воду и однажды все-таки сообразила! Аккуратно, чтобы не замочить, расставила лапки, приподняла хвостик и довольно жмурясь, сделала то, что от нее требовалось. С тех пор я, уходя на работу или возвращаясь домой, высаживала котенка на «горшок». Лялька оказалась невероятно способной к обучению, и  вскоре уже самостоятельно ходила в туалет. Пока она была крохой, приходилось ставить рядом с унитазом маленькую скамеечку, чтобы кошечка как по лесенке могла забираться на унитаз, но когда малышка подросла, скамеечку убрали. Навык появился, а рефлекс остался. Привыкнув к тому, что я, приходя домой высаживаю ее на «горшок», Лялька терпела, ждала моего прихода. Стоило мне войти в квартиру, как она опрометью бросалась в туалет. Со временем она научилась с его помощью платить нам за обиды. Если ее за что-то поругали или в доме вдруг не оказалось ее любимой рыбы, Лялька шла в туалет и, спрятавшись за приоткрытую дверь, ждала, когда кто-нибудь из домочадцев захочет справить нужду. Едва кто-либо из нас направлялся в ее сторону, как она тут же запрыгивала на унитаз и, делая вид, что «тоже хочет», сидела, исподтишка наблюдая, как «вершится месть» и нетерпеливо притопывающий от желания страдалец, с трудом сдерживаясь, ждет, пока освободится место.

                *****
   
  Женское начало присуще даже кошкам. В этом я убедилась, когда в нашем доме появился мужчина.  Вместе с мужем у меня появилась и соперница в лице моей собственной кошки. Лялька всячески демонстрировала свое отношение к мужу: принимала соблазнительные позы, стоило ему меня обнять, как она  влезала между нами, обнимала его за шею, терлась о щеку и нежно мурлыкала. Вечером, выйдя из ванной, я заставала такую картину: муж спит, а Лялька лежит рядом с ним – голова у него на плече, лапа на груди.

- Уйди. – Говорила я кошке. – Это мой мужчина. Заведи своего и обнимай.
Она бросала в мою сторону презрительный взгляд и удобнее устраивалась на плече мужа. Ну, просто ревновать впору!

                *****
   
  Если бы Лялька попала в цирковую кошачью труппу Юрия Куклачева, она без сомнения стала бы звездой программы. Невероятная восприимчивость к дрессуре и довольно покладистый характер кошечки позволили мужу, шутки ради, обучить ее некоторым забавным штучкам - выполнять команды «ко мне», «сидеть», «голос» и «дай лапу».

- Ко мне. – Командовал муж, и кошка послушно приближалась к нему, выжидательно заглядывая в глаза.

- Сидеть. – Послушно садилась, обернувшись пушистым белым хвостом.

- Голос. – Продолжал муж подавать команды.

- Мя-а-у. – Отзывалась Лялька.

- Дай лапу. – И она послушно протягивала ему лапку.
 
 Однажды мой младший брат пришел к нам в гости со своей девочкой. Муж с гордостью продемонстрировал юной гостье Лялькино умение. Девчушка удивленно округлила глаза.

- А-а-а… это как…?! – Только и смогла произнести она.

- А он родственник Куклачева. – Пошутил брат, и я едва сдержалась, чтобы не захохотать в голос при виде благоговейного восторга, с каким наивная девочка посмотрела на моего мужа.

                *****
 
  Лялька без сомнения была необыкновенной кошкой. Недовольство, возмущение, упрек, любовь - все эмоции присущие человеку были написаны на ее круглой плоской мордашке. Однажды одна моя подруга сказала:

- Не люблю твою кошку.

- Это почему? – Удивилась я, несколько оскорбившись за свою любимицу.

- А у нее не морда, у нее – лицо. Аж жутко. – Пояснила подруга и я рассмеялась – в чем-то она была права.

                *****
 
  Как-то раз муж, войдя в кухню, застал Ляльку на кухонном столе, когда та пыталась стащить с него какую-то еду. Он поднял кошку за шкурку и, слегка потыкав носом в ее миску, строго сказал:

- Нельзя есть на столе! Нужно кушать из своей миски, как все хорошие кошечки.

Через несколько дней после этого, я, достав из морозилки кусок мяса для приготовления обеда, положила его на стол – размораживаться. Пошла в комнату, прилегла рядом с мужем на диван, чтобы пока мясо разморозится, посмотреть телевизор и задремала. Проснулась я от характерного шлепка о кухонный пол.

- Мясо! – В один голос воскликнули мы с мужем и рванули на кухню, спасать свой обед. Влетев в кухню, мы замерли на пороге – Лялька сидела возле своей миски и с аппетитом уплетала из нее наше мясо. Мы переглянулись. Ну как ее наказывать?! Ведь она как «хорошая кошечка», стащив хозяйское мясо, положила его в свою миску и в полной уверенности, что все делает правильно, спокойно его поедает. И смешно и мяса жалко и кошку наказывать вроде бы не за что.

                *****
 
  Животные невероятно преданы своим хозяевам и готовы «не щадя живота своего» защищать тех, кого любят. Это качество обычно присуще собакам. Считается, что кошки в большей степени привыкают к месту своего обитания, чем к хозяевам.  Это ошибочное мнение и я могла в этом убедиться.
   
  Однажды муж и сын затеяли шуточную борьбу – толкали друг друга, брали в захват и, в конце концов, повалились на пол. Разумеется, сын стал сдавать позиции, я бросилась ему на помощь, получилась куча-мала. Мы катались по полу, хохотали, в шутку тузя друг друга. Вдруг Лялька, которая все это время сидела в кресле, с ленивым равнодушием наблюдая за спаррингом моих мужчин, вздыбила шерсть, сорвалась с места, в один прыжок, оказавшись рядом с нами, и вцепилась когтями и зубами в ногу мужа.

- Ой-ой-ой! – Вскрикнул муж и дернул ногой.

Я увидела, как кошка, отлетела метра на два и, ударившись о стену, вскочила и вновь набросилась на многострадальную ногу мужа.

- Да ты что?! Озверела?! – Воскликнул он и снова отбросил ее в сторону.

Она, не обращая внимания на боль от ударов, вновь и вновь бросалась в бой. Досталось и ноге мужа и руке сына. Я, ошарашенная поведением кошки, которая никогда в жизни не проявляла ни малейших признаков агрессии, отделилась от кучи-малы и, вскочив на ноги, собралась уже поймать внезапно озверевшее животное, но стоило мне отойти в сторону, как Лялька мгновенно успокоилась и, подойдя ко мне, прижалась дрожащим тельцем к моим ногам.  Тогда мы поняли, что это она меня защищала! Я взяла все еще дрожащую Ляльку на руки. Она моментально обняла меня лапами за шею и, прижавшись, замурлыкала в ухо.

- Защитница ты моя. – Ласково приговаривала я, гладя ее по шелковой шерстке. – Что бы я без тебя делала? Пропала б не за грош.

                *****
 
  Лялька прожила в нашей семье десять лет. Умерла она от болезни печени, которая была вызвана употреблением в пищу ее любимой сырой рыбы. Мы слишком поздно узнали, что кошкам вредна сырая рыба. Помню, как уходя на работу, я в последний раз погладила ее похудевшее слабое тельце. Вернувшись с работы, я узнала, что Ляльки больше нет. Она не мучила нас своей болезнью, не жаловалась, стойко и молча перенося страдания, и ушла тихо, во сне, оставив после себя пустоту в доме и трогательные радостные воспоминания в сердце. 
 
   
   


Рецензии
Добрый и трогательный рассказ.С какой теплотой вы рассказали нам о своей любимице.Все-таки кошки- необыкновенные животные.

Алла Курмаева   06.02.2014 18:23     Заявить о нарушении
согласна с Вами. Спасибо большое.

Риша Грач   08.02.2014 06:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.