Ром Албар. Банально об оригинальности

Конкурс Копирайта -К2

Когда мне предложили изложить свои мысли на тему «Возможно ли придумать оригинальный сюжет?», я  усомнился, что смогу поведать что-либо захватывающе-интересное по этому поводу.
Но вовсе не потому, что до меня исследованиями сей проблемы весьма успешно занимались множество достойных людей. И не потому, что практически в каждом более-менее уважаемом пособии по писательскому ремеслу содержатся советы по решению данной проблемы. Сомнение в собственных силах вызвал лишь тот факт, что сам я никогда не задавался вышеупомянутым вопросом в принципе.
Да, я согласен с тем, что количество сюжетов в мировой литературе ограничено. Но каким бы ни было их конечное число (насколько знаю, разные версии обсуждались), я никогда не пробовал начинать работу над художественным произведением с изучения этих списков.
Итак, с чего же всё начинается?
  Чаще всего идея возникает на основе вполне конкретных, реальных событий.
Именно те ситуации, в которые попадаю я сам, мои знакомые или же незнакомые, но вполне реальные люди, и ложатся в основу сюжета. Для краткой фиксации заинтересовавших меня случаев «из жизни» я завел папку (аналог полевого блокнота), куда и складирую информацию, впоследствии участвующую в разработке сюжетных линий. И чем более яркой и необычной оказывается ситуация, тем больше шансов  на оригинальность конечного продукта.
Однако наличие нетривиального начального материала — это только первый шаг. Идею желательно ещё и оригинально подать.
Можно поиграть с литературными форматами. Например, усилить драматизм гротеском и пройтись по грани фарса. Или же в детективную историю добавить юмор, а женский роман смешать с мистикой, фантастикой или триллером. Также неплохо смотрится с определенными   убжанрами стёб и т.п.
Если нет желания «смешивать краски», можно попробовать прийти к оригинальности за счет неожиданных поворотов сюжетной линии. Этот же прием используется и для усиления читательского интереса: чем более неожиданным кажется поворот, тем интересней и оригинальней история. Но здесь необходимо соблюдать правила — поворотов, ведущих к усложнению/ухудшению ситуации должно быть больше (в идеале тот, который улучшает положение ГГ, должен присутствовать в единственном экземпляре), и после каждого из них ГГ герою желательно давать надежду (которая в очередной раз оказывается обманом). При этом надо учитывать, что наиболее сильный эффект на читателя окажет тот поворот, который заставит ГГ кардинально изменить тактику поведения — обычно такой финт используют в точке кульминации, хотя я далеко не всегда придерживаюсь подобной тактики. Единственное, что надо помнить, все должно быть оправдано — поражать воображение читателя дозволяется в пределах логики.
Есть еще один мощный рычаг, позволяющий добиться оригинальности. Это неожиданный финал. Особенно он хорошо смотрится в малых формах, когда достичь нужного эффекта при помощи поворотных точек в сюжетной линии весьма трудно из-за ограниченного объёма текста. И тут, опять таки, необходимо соблюдать некоторые условия: являясь неожиданностью для читателя, такой финал, тем не менее, должен укладываться в сюжетную схему.
Помимо сказанного, весьма банальную историю можно преподнести оригинально при более сложном подходе  - за счет прорисовки дополнительных сюжетных линий.
Например:
а)  если основная линия, например, любовная, то параллельной может быть, исполненная от того же лица, линия в виде профессионального конфликта, решения проблем подруги ГГ, самостоятельная детективная линия и т.д..

б) сюжетные линии обе от одного лица, но разнесены хронологически: например, на фоне основной линии, ГГ вспоминает детство, находит некие документы их прошлого или выясняет семейную тайну, но в этом случае линии желательно замкнуть.

в) сюжетные линии разнесены во внутреннем хронотопе: часть сознания ГГ живет в параллельном мире - в снах, грезах, фантазиях, бредовых состояниях, где тоже происходит нечто интересное, прямо или косвенно влияющее на внутренний мир героя.

г) вводится второй персонаж со своей линией, возможно - с рассказом от своего лица (параллельный повествователь), что порождает собственную интригу, параллельную основной, и в идеале подчеркивается собственной стилистикой - типа вставной новеллы или романа в романе;

д)  получение доступа к чужим документам, дневнику, почте, аккаунту и пр., то бишь,  двойная жизнь некто, ставшая доступной ГГ, представляющая собой вторую сюжетную линию.

Безусловно, кроме перечисленных, имеется ещё масса других приёмов, позволяющих добиться оригинальности при написании художественных произведений. Ведь, несмотря на то, что все сюжеты повторяются бесконечное количество раз, у каждого из нас есть весьма оригинальный источник вдохновения -  жизнь..



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213060300419

рецензии http://proza.ru/comments.html?2013/06/03/419


Рецензии