Роман Поколения Мария 16-18 главы

Глава 16
Утром зять уехал не попрощавшись. Разлуку перенести и трудно и легко. Была бы неприкосновенная вера в того, кого ты любишь,-тоску разлуки победит душа. Так сказал Тургенев. Эти слова запали Вале в душу. Тоску разлуки она не испытывала, наоборот в разлуке поняла, что со своим мужем они совершенно разные люди, что она  совсем не скучает и, кажется не любит его.
  Несколько холодных месяцев после родов Валя безвыходно жила у мамы.  Мария освободила её от всех домашних дел, но ребенок доставлял столько хлопот, что не хватало короткого зимнего дня. Ночами молодой матери доставалось ещё больше, по нескольку раз за ночь громкий голос дочки прерывал её сладкий сон. Молодость брала своё: постепенно она снова начала читать вслух по вечерам, иногда, когда дочка спала, бралась за вышивку. Дни текли своим чередом, письма от мужа приходили редко. Со временем она становилась такой же общительной и жизнелюбивой, как до замужества. От отца-осетина унаследовала Валя карие глаза, длинные ресницы, густые чёрные брови, волнистые чёрные волосы, смуглую кожу, прямой нос с горбинкой и энергичные немного пухлые губы. Валя посмотрелась в зеркало, улыбнулась, подмигнула себе. "Эх, не дурна все-таки",-решила она, вмиг настроение её улучшилось.
    Долгожданная роскошь лета обрушилась со всех сторон. После летнего ливня Валя вышла на прогулку с дочкой. Вокруг неё открылась головокружительная панорама: в звенящей вышине кружились городские ласточки; пухлые, как, взбитые сливки облака, плывущие караванами; порхающие над клумбами бабочки; осыпанные цветами кусты белой акации; блестящие  стёкла окон; огромные лужи после дождя; множащие её отображение. Да как не радоваться этому! И не надо думать о муже, об отсутствии перспективы, о благоразумии. "Тсс! Нельзя убивать радость",-решила она. Высоко подняв голову, катя впереди себя коляску со спящей дочкой, она пошла в сторону городского парка, навстречу своей судьбе.
Глава 17
Разгоралось утро летнего дня. Нежно-голубое без единого пятнышка, до бесконечности обширное ласковое небо простёрлось над землёй. Живой мир встречал новый светлый день стогласым трезвоном и суетой.  Звонко кричали петухи, над скворечниками рассыпала трели стайка скворцов, дворняги щурили глаза на оранжевый шар, поднимающийся чуть ли не с хозяйских грядок, когда пастухи выгоняли стадо за пределы старого города, который в основном состоял из частных добротных дворов. В утренней тишине раздавались их зычные голоса: "Ай да-пошёл"! И разрезающий густой воздух щелчок кнута с одной стороны, затем как эхо повторялось с другой стороны. Мария вышла из дома, она направлялась в лес по грибы. Уходя в лес, она не брала с собой часов, ориентиром по времени ей было солнце пасущееся поблизости  стадо. С ним она уходила в лес, с ним и возвращалась обратно. С вечера она приготовила всё для похода: одежду, резиновые сапоги, плетеную корзину, нож, фляжку с чаем и бутерброды.
Лес Мария любила с раннего детства. Как только сходил снег, и появлялась первая молодая травка, Мария со сверстниками отправлялась в лес. Задания давались разные в зависимости от времени года: если это была зима, Мария и братья с сёстрами ходили ломать берёзовые прутья, из которых дядя делал мётлы; если ранняя весна, то это был сбор щавеля, черемши, молодой крапивы и первых грибов-маслят. Потом, когда созревали ягоды: черника, земляника, малина, и в изобилии появлялись грибы, в лес ходили каждый день, делались заготовки на зиму. До Петрова дня заготавливались веники для бани. Так как семья была большая, их заготавливали большое количество. Ещё Мария занималась сбором трав, помогала во время страды, поздней осенью ходила на болота собирать клюкву, морошку, голубику. И что бы она ни делала, чувствовала себя в лесу всегда свободной. Лес её кормил и она не представляла себя без него. В лесу ей всегда  хорошо дышалось, особенно сейчас, когда она страдала астмой, и хорошо думалось. Вот и сейчас  Мария поднялась на гору,  перед ней открылась живописная картина. Стояло солнечное утро, над вспаханными косогорами, сбегавшими к лесу, плавал легкий белый туман. Малорослый березняк, разбросанный между огородами то круглыми, то продолговатыми островками, сверкал молодой зеленью. Мария, щурясь, смотрела на солнце. Оно светило ярко, но свет этот был, как обычно утром, мягкий, нежный, пронизанный голубизной. Высоко в небе кружились жаворонки, оглашая простор весёлыми трелями. Мария глубоко вдохнула свежий воздух. Ей припомнился случай из молодости.
Глава 18
В канун Петрова дня собрался Иван на рыбалку, он любил рыбачить и часто один или с отцом и сыном ходил с ночёвкой. Иногда они брали с собой и  Марию. Вот и в этот раз она напросилась взять её с собой. Собрался Иван на рыбалку на дальние омута, на клёв, на вечернюю зарю. Ночью от трав и цветов поднимался медовый запах, легкое дыхание ветерка доносило из сосняка освежающий запах смолы. Птицы на вечерней  и утренней  заре распевали на разные голоса. Засветло они успели добраться до чёрного омута. Иван нарубил лапника, под густой елью устроил шалаш, Мария достала наволочку, наполнила её травой. Землю в шалаше она тоже застелила лапником, сверху положила брезентовый плащ, под головы сделала подушку. Иван с удочкой устроился в черёмушнике, Мария ушла собирать хворост для костра.  На вечерней заре, слушая пение птиц, Иван наловил с ведро окуней. Развёл костёр, сделал из сучков сосны две рогатины, воткнул из в землю, на перекладину повесил котелок с водой под уху.  Спустился к воде, очистил с десяток окуней пожирней, соль у него всегда была с собой. Мария собирая хворост, наткнулась на поляну растущего калгана, откопала пару корешков для заварки чая. Начало смеркаться. Мария сидела на  берёзе, поваленной то-ли грозой, то-ли от ветхости, и зачарованно наблюдала за Иваном. Блики костра играли на его лице, когда он деревянной ложкой черпал из котелка, тихонько дул, едва касаясь губами краешка ложки, пробовал готовность ухи, или подбрасывал в костёр хворост, как факир, раззорив головешки, так что вверх поднимался столб искр. На небо выкатилась царица ночи, полная луна, окруженная со всех сторон свитой и своими придворными, большими и маленькими звёздами.  После ужина Иван предложил Марии отдохнуть в шалаше, сам остался поддерживать костёр и охранять её сон. Ночи в это время короткие, не прошло и двух часов, как заалела северо-восточная часть неба. Иван решил Марусю не будить, он взял удочки и перешёл на другое место. только солнце коснулось верхушек сосен, клёв прекратился. Иван собрал удочки, улов, пошёл насвистывая к шалашу. Маруся сладко спала на свежем воздухе, Иван тихонечко подлез к ней, обнял и тут же заснул. Утром, раздевшись до нога, они искупались в омуте, обсохнув, отдохнувшие и счастливые отправились домой.


Рецензии