Попрошайка

В 60-70 годах прошлого столетия  в СССР было повальное увлечение «садоводством».

 Для власти, это была компания выполнения «Продовольственной компании», а для населения,  в большинстве тяга к земле, к природе!

 Но многие считали (мало разбирающиеся в земледелии и экономике!), что с участка будут иметь большие доходы.

 Им было невдомек, что выделяемые земли или выработанные, или от происхождения неплодородные, и поэтому потребуют больших вложений и труда.

 Вот и я взялся за это дело. С огромным желанием проводить лето на природе, большой семьей в уютной обстановке. Пить чай на веранде под абажуром и при «пыхтящем» самоваре и слушать пение птиц.

 Какие славные мечты, которым было не суждено осуществиться! Но я всегда действовал по принципу – « взялся за гуж, не говори, что не дюж!».

 Идет освоение участка тайги. Валю лес, местами обрабатываю землю, даже посадил две яблоньки на месте, перед окном будущего дома. Думаю, подрастут, будут цвести, и такой запах будет  вливаться в мое окно, такая благодать!

 Но, как говорит мой коллега в подобных случаях – «не вышел каменный цветок».

 Пока лежал в больнице с клещевым энцефалитом (еще одна прелесть «Продовольственной программы» в Сибири!), полевки, а может быть зайцы, под корень «срубили» нежные саженцы под корень.

 Мораль! Не лезь во владения лесных жителей, хлопот не оберешься! В первое время создания плантаций, полевки и зайцы «подчистую подстригали» угодья земляники и другие посадки.

 Но, конечно, в конце концов, человек победил. Однако  я уже рассказывал, что «летучие» хозяева тайги всегда брали «верх» своими налетами над хозяевами «фазенд».

 Лишь одна из птиц, кедровка, больше не прилетала ко мне, после того, как я разорил (не по злому умыслу!) ее кладовку.

Работа - работой, а как в армии говорят,- «Служба службой, а обед по расписанию!».

Пришлось создавать импровизированный «блок питания». Для этого понадобилось четыре колышка и три дощечки. Колышков достаточно, а дощечки, по дороге на «дачу» я прихватил разбитый ящик на куче мусора.

 Следует отметить, что каждый, уважающий себя новоиспечённый дачник, садился в электричку с различной кладью, с заранее упакованной или с чем-либо прихваченным  по дороге. Все годилось в нашем хозяйстве!

Эти дощечки и послужили мне столешницей и лавочкой.

 Красота, кругом лес (и его жужжащие обитатели), и ты восседаешь в этой красоте. Сам процесс обеда сопоставим с обедом в хорошем ресторане.

 Но не надо забывать, что эти годы были последними днями существования Советского Союза, и с продовольствием была «напряженка». Отсюда и скудность моего «ланча».

 За целый день на жаре,  любой продукт мог испортиться, да и выбор был не велик. Правда торговля еще изобиловала консервами «Завтрак туриста». Его-то я и брал с собой, да еще почти ведро чая (было очень жарко).

Не знаю, как туристы с таким  «Завтраком» добирались до конечной точки, но мне с ним было туговато целый день работать.

 Содержимое этой плоской (шпротной) банки состояло из каких-то овощей с небольшим количеством риса, обильно политой томатной заправкой.

 Но это было подспорьем к хлебу и «бутербродному маслу» (улучшенная форма маргарина).

Все вышесказанное – это незапланированное вступление. Просто может быть, кто из туристов, был лишен прелести съедания на привале баночку «Завтрака туриста»? Неповторимое действо!

В этом меня убедил сосед-бурундук! Да, да! Он подтвердил, что эти консервы прелесть. И я вполне с ним тогда был согласен.

 А дело обстояло следующим образом. За обедом я насладился содержимом названной баночки. Но почему-то не подобрал по обыкновению остатки овощей и томатной пасты кусочком хлеба, закрыл крышку и бросил на землю недалеко от столика. Я еще не оборудовал мусорный контейнер.

Продолжаю свой ланч хлебом с бутербродным маслом , предо мной большой чайник лесного чая с Иван-чаем, смородиной и др. Такая прелесть, это тебе не грузинский чай советского «разлива».

Тишина, ни ветерка, от такого покоя наваливается дрема! Вдруг слыша какой-то непонятный шум, и не сразу сообразил, в чем дело.

 Прервав приятное чаепитие, я огляделся. Смотрю, а бурундук мордочкой гоняет банку из-под «Завтрака туриста» по траве.

 Я впервые видел этого зверька в живом виде. Банка закрыта крышкой внутрь и он, видно захотел проникнуть к столь роскошному оставшемуся содержимому банки.

 Это было так потешно, он понимал, что для достижения цели банку надо открыть, а получалось наоборот.

Я рассмеялся, встал, но моего гостя как ветром снесло. Я открыл банку, но так как кроме хлеба у меня ничего не было, то положил в банку несколько кусочков хлеба в качестве приза за сообразительность и отвагу.

 Продолжая свой обед, я ожидал его возвращения, но он не появлялся. Время шло, и я забыл о моем госте.

Когда я вновь вспомнил о госте, то банка была пуста, не знаю, кто проворней был, бурундук или полевки, которых в этом году было видимо-невидимо.

 Полевки на много больше обычных мышей и очень проворные. Съестное от них надо было подвешивать, иначе в любое место доберутся.

Напротив моего  обеденного уголка располагался штабель досок, концы которого были в 1,5- 2 метрах от стола, доски разной длины и образовывали вроде полочек.

 Когда я садился есть, то раскладывал для бурундука кусочки хлеба, иногда орешки. Гость ловко и  с удовольствием все это забирал, но где его домик я так и не узнал, бурундук очень ловкий и быстрый.

 Однажды я положил ему карамельку, он даже не обратил на неё внимание. Конфетка пролежала 2-3 дня и пропала, добрались полевки.

В то время я еще не полностью очистил участок от леса, но с южной стороны разработал небольшой участок и посадил немного земляники. Ягод было немного, да и к этому времени ягода «отошла», но на отдельных кустиках были запоздалые маленькие зеленые ягодки.

Бурундук постоянно посещал меня в обед, но в этот день его не было видно. Я подумал, что он отправился на промысел, это было время сбора кедровых орехов.

 В нашем лесу мало кедровых деревьев и они далеко друг от друга, следовательно, путь у моего друга не ближний. Я не стал ему раскладывать угощение и занялся своим обедом.

Гостя нет. Развлекать меня было некому, и я о чем-то задумался. И, вдруг, вижу, что на концах досок двигается мой дружок, с зеленой ягодкой в лапках.

 Вначале я не понял его телодвижения, но когда присмотрелся, увидел, что он демонстрируем мне, свое бедственное положение.

 Он держит в лапках  зеленую землянику и делает вид, что пробует ее съесть, потом откладывает и снова повторяет действо. Он этим как бы показывал мне,- «Посмотри, чем я питаюсь! Ты, забыл обо мне?»

Ну, что тут поделаешь? Он получил хлебушка и унес к себе в домик, а где он я так и не узнал.

 Ну, разве можно действия бурундука в этом случае, объяснить инстинктом? Они были явно осознанными! Или я ошибаюсь?!

 Недавно слушал по радио, что английские ученые близки к разгадке языка собак. И что скоро издадут перечень звуков собак, выражающих те или иные значения. Но посмотрим!

В конце концов, я вырубил весь лес на участке, и, наверное, разрушил его домик, сам того не желая.

 Наступила осень, потом зима, и больше моего друга я не встречал. Может быть, они ложатся в спячку? Так я расстался со следующим «соседом» по даче!


Рецензии