Общая квартира

   Мира Ходжоян
В Дом пограничников  моя семья вселилась, как только здание  было построено в тысяча девятьсот первом году. Сначала это была двухкомнатная  в общей квартире на втором этаже. У наших соседей была однокомнатная.

 К этому времени мне было полгода. У моих родителей трое детей: я младшая, брат Сережа на четыре, года старше меня и брат Рафик на четырнадцать лет старше. В общей квартире мы прожили до того, как я пошла в школу. В эти годы отца помню по двум эпизодам. Как-то на кухне папа с мамой разговаривал, я рядом с ними стою, слушаю и бросаю какую-то реплику, какую не помню, но получаю такую пощёчину, что страх перед отцом оставался долго, ещё и потому, что пощёчины получала не раз, но о них позже.

 Второй эпизод приятный. Утром просыпаюсь и к маме с папой в кровать. У всех хорошее настроение. В этой квартире папу  не видела. Он часто отсутствовал. Понятно. Война. Служба на границе.

Соседи  менялись часто. Там проживала семья без детей. Но к нам приходили наши друзья – это соседи с других квартир. Было весело, нам не запрещалось играть в разные игры. С соседями дружили. Мама рассказывала,  как однажды соседка спасла моего брата, который захлебнулся во время купания в ванной, и так как мама была чем-то расстроена и не заметила,  как  намылила сына, что он не мог дышать. Но думаю, это купание, может,  было на кухне в тазу, а то, как соседка увидела и приняла меры для спасения.
 
Вспоминается, как я серьёзно болела, и, проснувшись, увидела надо мной склонившееся лицо мамы и рядом, сидевшего на полу брата. Их лица постепенно прояснялись. Они были перепуганы. Видимо, высокая температура была у меня.

С этой квартирой связана история пропажи маминого золотого обручального кольца и золотых серёжек. Поскольку было запрещено носить золотые украшения жёнам военнослужащих, мама их хранила в чемодане. Осталось невыясненным, кто причастен к краже ценностей. У мамы появилось новое обручальное кольцо только тогда, когда папа подарил  жене в связи с пятидесятилетием супружеской жизни. Но это уже было другое время, так что по наследству  от родителей не получила золотых украшений.. Их не было. Но я слышала всё время от родителей, что они довольны государством, которому честно служили, живут и благодарны за те условия, которые обеспечили им независимую ни от кого старость.


Рецензии