3. слова и власть. правила игры

3. «Слова и Власть». ПРАВИЛА ИГРЫ.

В этот день в Институте журналистики почему-то чувствовалось не то напряжение, не то суета. Преподавательский состав у себя на кафедрах о чём-то усердно совещался. Это был вторник. Но именно сегодня должно было что-то случиться. Ещё с пятницы на информационном стенде появилось объявление с восклицательным знаком впереди. «!ВНИМАНИЕ! Всем студентам 4 курса. Во вторник 12-е октября собраться в лекционной аудитории №400 на десять минут раньше, т.е. – в 10.20. Просьба! – Опоздавшим не входить в аудиторию! – Во избежание недоразумений, тем, кто по каким либо причинам не успеет в указанное время – обращаться за информацией в деканат».
Этот особенный день пришёл и самое удивительное было в нём то, что, впервые, уже с далёкого первого курса, на пару явился весь поток учащихся и даже не за десять минут до начала, а просто – никто не уходил с предыдущей пары.
И вот уже в аудиторию подошли все преподаватели  кафедры «Журналистское мастерство».
Ася сидела рядом с Верой, а с ними и Дима. Подруги активно о чём-то шептались и даже не заметили, как в зал вошли два солидные мужчины: один из них был – ректор Института – Виноградов Пётр Васильевич, а второй – преподаватель по новой дисциплине «Слова и Власть». Ася только боковым зрением заметила кого-то до боли родного,  и почувствовала, как этот «некто особенный», вызвал по всему её телу электрический ток, но, когда она повернулась в ту сторону откуда исходила это необычная энергия, то увидела только закрытый Виноградовым профиль человека в белом костюме, присматриваться и рассматривать которого – она посчитала невежливым.
Ровно в десять тридцать Виноградов встал с места, вышел в центр преподавательской сцены и начал говорить:
- Уважаемые четвертокурсники, вы уже практически готовые специалисты  такой нелёгкой, но удивительной и интересной профессии, как – журналистика. Каждый из вас обладает своим почерком, т.е. манерой преподносить материал и способами поиска тем. Но вот, чего вам ещё не хватает, так это умения и мастерства всегда держать себя в руках, манипулировать обществом, контролировать вокруг себя ситуацию. Конечно, наверное, каждый из вас, кто навсегда останется в профессии, рано или поздно научился бы всему самостоятельно, но методом не всегда качественных проб и серьёзных ошибок. Но вот тот предмет, который я вам сейчас представлю и преподаватель, который донесёт вам это мастерство – помогут вам не тратить своё время на ошибки, а развиваться профессионально, начиная ещё со стартовой позиции. Итак, с сегодняшнего дня, в вашем расписании появился сложный, но бесконечно увлекательный предмет – «Слова и Власть», но он смог появится, этот предмет, в нашем институте только по счастливому стечению обстоятельств. Мой друг, простите Сергей Климович за фамильярность, высочайшего уровня профессионал, профессор с мировым именем впервые за всю свою преподавательскую деятельность заключил с нашим Институтом контракт на два года: целый год он будет вести предмет «Слова и Власть», а на пятом курсе, кому-то из студентов очень посчастливится под кураторством профессора с мировым статусом, писать диплом. Но я не буду больше отнимать драгоценное время, студентов, преподавателей и профессора, а представлю его вам – Сергей Климович Рубинштейн.
С этими словами мужчина в белом костюме встал и направился к Виноградову. С каждым его шагом у Аси в глазах становилось всё темнее, она наклонилась к Вериному уху и прошептала:
- Верочка, мне дурно.
- От того, что профессор, скорее всего – муж Ларисы Генриховны?
- Ещё хуже… Верочка, это тот «человек дождя»…
- Какого дождя?..
- Верочка, это тот мужчина… - моей мечты… с которым я вчера собирала каштаны.
У Веры глаза сделались круглыми от удивления. Она смотрела то на Асю, то – на профессора. А Ася тихонечко спросила:
- Верочка, ты веришь в столь яркие совпадения?
- Я верю в то, что все яркие совпадения – это уже – судьба.
- Спасибо, тебе Верочка…
Больше подруги не проронили ни слова.
Когда, послушав вступительную речь, преподавательский состав удалился из аудитории, профессор тут же переменился в своём образе, снял напущенную маску деловитого аристократа и ворвался уже, как модно говорить - «своим парнем» в студенческую общность с самого первого предложения, самого первого занятия:
- Жизнь – это игра, а не бездумная череда событий! И каждый из вас всегда должен помнить, что в игре, которая именуется жизнью, победитель, это не тот, кто завоёвывает свою победу любыми путями, а только лишь тот – к кому победа сама приходит в руки или же тот, кому приносят эту победу на руках и умоляют её принять. Либо – победа любой ценой, делает её (т.е. – победу) нищей. А кто же нищенку провозглашает победой? Кто возвещает нищенку – властью?.. Правильно – никто. Ведь власть, это беспретендентная сила.
Вы должны продумать свою игру так, чтобы все, кто вам хоть чуть-чуть дорог, мог в ней (в этой игре) остаться хоть на каких-либо незначительных, но – позициях. Но вот если вы об этом не побеспокоитесь, то вам грозит остаться одному. А ниши – вам дорогих людей, займут те, кому ваша игра понравится, и кто сможет в ней выжить. Таковы правила игры, таковы правила жизни. И – увы, с этим ничего нельзя сделать. Но, мы можем научиться играть так, чтобы в своей собственной игре быть победителями. А дальше – перед нами откроются врата на широкое поле игры, которая носит название «Мировая арена», т.е. главный приз уже в такой игре, это имя (т.е. – популярность), которое даёт вам возможность стать богатым (т.е. иметь много денег), а, в следствии чего, – вы имеете право претендовать на власть. «Имя – Деньги – Власть» - вот эта цепь, которая является венцом истинного победителя. Если же она разрывается, то победитель становится обыкновенным человеком из толпы. А если чего-то не хватает из этих трёх составляющих, то цепь становится не по размеру тесной и рано или поздно душит её обладателя.
- Но, а где в этой цепи слово? – Не удержался Вадим Громов.
- Верно. Хороший вопрос…- Сказал профессор, опустил глаза в пол – на несколько секунд, но не потому, что не знал ответа на заданный вопрос, а от удовольствия, что хороший вопрос прозвучал на первых десяти минутах первого занятия. – А слово, господин…
- Громов. – Тут же не упустил возможности представится Вадим, и тем самым вызвал ещё одну улыбку одобрения у профессора.
- А слово, господин Громов, это фундамент – в начале игры, и – материал для цепи, который помогает её оставаться целой  всё время. Слово это и имя, слово – это и богатство, слово – это и власть. Но Вы, как и все остальные в этой аудитории до конца не знаете всю силу слова. Этой силой в итоге и всегда – могут пользоваться только победители. Для других же людей слово – это всего лишь возможность изъясняться. Но такие люди, это просто одни из толпы, а все другие – уже личности.
Итак, с самого первого занятия, и   дальше, – на всех последующих, вы от меня не один раз услышите «аксиому стремления к власти». Что это значит? А это значит, что «Власть»  – это единственное средство самовыражения и именно по этой причине, каждый человек стремится к власти. Власть – это как джокер в игре, которая именуется жизнью.
Занятие номер один мы начали с вами с того, что я вам признался, что жизнь – это игра, в которой, хотите вы этого или нет, – есть правила. Вы спросите, какие же правила выдвигает жизнь? Но я тут же отвечу, что прежде, чем выучить их, вы должны запомнить для начала правила своей внутренней игры, игры, которую нам преподносит наша профессия. Итак, первое правило журналистов: никогда не расставаться с блокнотом и ручкой. Вы спросите почему? И я снова буду откровенен с вами. Всё лишь потому, что слово, это оружие, ваше слово – это ваше оружие и не советую его терять, иначе, - вам грозит погибнуть, или хотя бы быть раненым вашим же собственным оружием. Вы спросите меня: и что же – записывать все слова в блокнот – днем и ночью? Нет, это, естественно – полный абсурд. Что тогда? Я предлагаю вам, по мотивам своего личного опыта, вести дневник своих мыслей.
Кто-то в зале захихикал, кто-то кашлянул, а Тарас не удержался от реплики:
- Нам нужно раздобыть розовые девчачьи книжечки! Вы слышали Господа?! – поднялся смех. Но профессор ждал этой реакции, он подошёл ближе к рядам и попросил:
- Встаньте молодой человек. – Попросил он ровным и спокойным голосом,  указав взглядом на Тараса.
- Куда уж проще.
- Верно, куда уж проще, просто встать, но не так просто разыграть диалог с незнакомым человеком, но я Вам помогу:
- Я – Сергей Климович Рубинштейн.
- Я – Тарас Внуковский.
- М-г… Я – профессор.
- Я – студент четвёртого курса Института журналистики Белорусского Государственного Университета.
- Очень хорошо… Я буду преподавать Вам предмет: «Слова и Власть».
Тарас на несколько секунд задумался:
- Мне придётся при всём этом присутствовать.
- Вот!.. Вы уже себя и ранили своим же оружием. Попрошу записать последнюю реплику Тараса Внуковского: «Мне придётся при всём этом присутствовать». Продолжаем. Любая власть нуждается в оружии.
- Не спорю.
- Слово – это самое мощное оружие.
- Это аксиома для знающих людей и тех, кто умеет владеть словом.
- Очень хорошо. Запишите все, эти наши последние две реплики в дуэли.- Сказал в аудиторию профессор и продолжил. –  Моя миссия – научить Вас пользоваться этим оружием.
- Это не выполнимая задача даже для Вас.
- Хорошо… - С этими словами профессор взял небольшую паузу, отнёс за спину руки и скрепил их там в надёжный замок, а потом – продолжил.
- Я преподаю эту науку на одиннадцати языках мира: на английском, французском, немецком, итальянском, испанском, латинском, идиши, персидском, турецком, азербайджанском и, как слышите,  на русском.
- Я владею великим и могучим русским языком! При том – отлично.
- И я советую Вам, Тарас Внуковский, владеть своим, как Вы имели честь обозначить, великим и могучим русским языком… Запишите последние две реплики. – Профессор вновь бросил реплику в зал и  с этими словами вернулся в центр преподавательской сцены, чтобы обратится уже ко всей аудитории на равном интересе.
– А теперь, господа студенты, хочу разъяснить. Вы, Тарас Внуковский, можете присесть, и если вдруг захотите, то взять ручку и блокнот и записать или как то, по-другому, обозначить следующее, что будет происходить сейчас в аудитории. Итак, вы все только что стали свидетелями игры. Хотя –нет – это слишком громко сказано. Вы стали только что участниками макета мини игры, где из реплик, которые я просил обозначить вы можете извлечь правила. Также все могут воспользоваться моими подсказками, которые я обозначал в словесной дуэли. Но главная задача из всего этого – извлечь правильную формулу правил игры. Иначе вы все проиграете. Так для чего же вам ручка и блокнот? Это ваши верные друзья, которые помогут фиксировать правила, чертить правильную стратегию борьбы и побеждать. Каждый человек любит чувствовать себя победителем – это природная его составляющая, это его сущность, если хотите.
- Так зачем же записывать? Это же абсурд? – крикнул Вадим Громов.
- Да! Вы в чём-то правы: например, в том, что всё записать невозможно, но этого и не требуется. Также вы правы в том, что произносите слово «Абсурд», но я вам констатирую: для многих профессий это на самом деле -абсурд, а для многих обратно  – т.е. – необходимость, и ваша профессии одна из первых в том ряду, где фиксация слов, реплик, мыслей и более крупных словесных пирамид – является необходимостью.
- Но мысли можно запомнить, они же твои. – Произнесла Ася Звёздная.
- Ах да, Ася Звёздная. Мы знакомы с Вами уже целых три года.
В аудитории стало в одночасье тихо-тихо. Эта информация всех шокировала, а Асю заставила покраснеть. Такой прилив румянца был вызван сразу несколькими причинами: одна из них – это прилюдное обнажение тайны знакомства,  вторая – то, что Ася неровно дышала при виде профессора, а третья и в этот момент, по-моему, сама основная – это Асин внутренний вопрос:  «Как же он помнит, как меня зовут? И как он смог сохранить интригу до сегодня, при вчерашней встрече? И что вообще сейчас происходит?» Профессор заметил Асино смущение и тут же пришёл ей на помощь.
- Я думаю, что Вы, госпожа Ася Звёздная, пишите стихи.
- Не я одна, это же Институт журналистики, здесь все пишут.
- Но мы сейчас говорим исключительно о Вас.
- Да. Я немного пишу стихи.
- И как Вы их пишите, задаете себе тему и ищите рифму?
- Нет. Если и пишу, то я даже не знаю, как это происходит, это льётся из меня.
- А по заданной теме можете?
- Естественно, но это больше не стихи.
- Значит, госпожа Ася Звёздная, то, что Вы называете «пишу стихи» – это настоящие стихи. Любая хорошая мысль, как и любой хороший стих или же прозаические произведение не сочиняются, а рождаются. Это, как дети: мы не задумываемся, как? -  А они рождаются. Может, кто-то сейчас посчитает сравнение грубым, но я именно сейчас скажу то, что должен, и теми словами, которыми должен сказать – так как это того стоит. Итак, потерянная мысль ровна аборту. Потому, как мы никогда не узнаем, каким бы был этот ребёнок, может быть, это был бы гений.
- Но, слова не обременяют в отличие от детей! – Выкрикнул Тарас.
- Госпожа Ася Звёздная, Вы присаживайтесь и не забывайте писать, думаю, у Вас это получается превосходно. А я тем временем собираюсь поспорить с господином Тарасом Внуковским. Итак, Вы утверждаете, что дети обременяют, а слова, тем временем, нет?
- Естественно. Если ты произвёл на свет ребёнка, то ты всегда ему должен, по крайне мере пока он не станет самостоятельным:  покормить, одеть, выучить и многое-многое другое.
- И это, по Вашему, бремя?
- А по Вашему, нет, если это лишает тебя свободы? А свобода, как известно – самое ценное в жизни человека.
- Свобода, господин Тарас Внуковский, на самом деле очень ценная в нашей в жизни, но суть этого понятия не так проста, как Вам кажется, и у нас будет посвящено этой теме целое занятие, и может, не одно. Но мы сейчас о другом затеяли словесную дуэль: известно ли Вам, что и слово может забрать или вернуть свободу человеку?
- Я об этом не думал.
- А Вы подумайте, и тогда Вы проясните для себя, что слово может быть гораздо большим бременем, нежели дети, и слово в случае безопасности свободы человека играет главенствующую роль, а дети там ни при чём, как бы прискорбно это не звучало. Дети в системе свободы человека играют опосредованную роль, но, этого нельзя сказать о слове. Так, что же значит бремя? – Этот вопрос вы все запишите себе, как дополнительный, т.е. – вне рамок программы. Потому, как я спешу объяснить вам, как правильно пользоваться блокнотом и ручкой и для чего вообще они нужны.
Хотите вы это слышать или нет, но я буду многие слова повторять не только от занятия к занятию, но даже – на одном занятии по несколько раз. И вы должны все знать, что то, на чём я таким образом буду фиксировать ваше внимание – это очень важные моменты. Итак, который раз сегодня я повторю, что жизнь это игра – и это – аксиома. В своей игре, то есть в своей жизни, - первоначально каждый  – победитель, и всю свою жизнь в своей игре вы – это главный герой, а это уже – аксиома. Естественно это так, ведь в самом начале в своей игре вы – один. Но каждый из вас может создать такую интересную и захватывающую игру, что все будут стремиться стать её игроками. Но всегда только помните, что каждая игра запланирована на определённое количество мест и не больше не меньше того. Мы также можем играть в нескольких играх одновременно и быть в каждой из них на неплохих позициях, но таких игр не может быть много, даже удерживать крепкие позиции  в нескольких играх, нужно быть виртуозом. И никак нельзя быть на хороших позициях в чужих играх, если вы в своей собственной игре не являетесь победителями. Ваша собственная отличительная игра – единственная возможность, стать участником «мировой сцены». Но для этого, естественно, какой бы увлекательной не была бы ваша игра, она должна быть ещё и замеченной, т.е. – популярной. Для этого и вы, и участники вашей игры должны быть очень яркими. Вы должны заразить, да, именно заразить своей игрой других так, чтобы пробудить в них азарт – всеобщее стремление  стать участником именно вашей игры, а никакой либо другой.
- Почему же заразить именно азартом? – Спросил Тарас Внуковский.
- Азарт – это единственное, что даёт возможность почувствовать вкус победы. Я сейчас же вам докажу это, т.е. – я хочу разжечь ваш азарт. И потому именно на первом занятии я скажу, что моя игра – это «Мировая сцена» и я хочу пригласить на эту сцену только два участника. Т.е. в конце учебного года вы сможете узнать, кто именно из вас будет принят в мою игру – станет моими дипломниками. Только два дипломника будут в моей игре. О них станет известно только в конце года!
- А кто мы сейчас в Вашей игре? – Не выдержал, чтобы не поинтересоваться, Вадим Громов.
- Сейчас вы все – наблюдатели.
- А почему Вы, господин профессор, уверенны, что кто-то из нас вообще захочет попасть к вам в игру? – Едко спросил Тарас.
- Естественно, каждый, кто претендует на роль победителя, на известность, имя, власть – как единственной возможности полной реализации личности, захочет ко мне в игру, так как это дверь на мировую сцену. И так может статься, что для многих из присутствующих в этой аудитории, это вообще – единственный шанс попасть на мировую арену.
- А как попасть тогда в Вашу игру? – заинтересовался Дима Ханин.
- Моя игра – это игра, где можно играть только исключительно по правилам. А иначе в ней присутствовать не интересно, и вообще – не возможно. В разных словарях, вы найдёте не одно обозначение слову «правило». Но я же вам всем настоятельно рекомендую запомнить самое, как мне кажется, простое, а значит, и самое естественное обозначение, которое позволит вам всем освоиться в нашей с вами игре хотя бы наблюдателями. Итак, запомните, что «правило – это условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего либо достичь». И кстати, это не цитата знаменитой личности, а моя личная находка из Интернет-свалки, там это оставил неизвестный, который подписался «студент-ботаник», может быть это даже кто-то из вас? Знает, первое и главное правило великой игры. Моё же основное правило – это соблюдать каждое  правило и больше никаких правил.
Но, чтобы кому-то из вас получить только шанс на вступление в мою игру нужно осмелиться,  даже  – отчаяться,  уже сегодня на перезагрузку.
И ещё вы должны знать то, чтобы сыграть в мою игру вам понадобится покинуть на некоторое время свою, а может быть – навсегда.
Моя игра куда сложнее вашей, но чем крепче стратегия игры, тем дороже победа и тем шире горизонт её возможностей после.
Все также должны помнить, что нет вообще никакой игры без цели, но цели у каждого могут быть разные, но может так совпасть, что эти цели вольются в одну глобальную – одну на всех цель. А когда цель одна, – то и победитель один.
Как утешительный трофей, для тех, кто не станет победителем в игре с одним призом, это то, что по окончанию игры можно ставить новые цели и – побеждать. Что касается игры, в которой участники ставят разные цели, так в такой игре, может быть столько победителей,  сколько разных целей. Но победителем ты становишься в любом случае только тогда, когда ты достиг своей цели.
- А ничья бывает в игре именуемой жизнью? – Поинтересовался Вадим Громов.
- Да – такой факт имеет место быть. Например, в одной из моих игр, которая развернулась именно сейчас, вы все её участники: моя роль в ней исключительно – преподаватель, у вас у всех одна цель – получить хорошую отметку в аттестат. Ваша победа с сегодняшнего дня – в ваших руках, и вы все её получите, если захотите, но моя личная игра в этой же игре  – совсем другое дело: я должен ввести на мировую сцену два очень ярких и крепких игрока. И вот если я не ошибусь в своём выборе дипломников, и вот, когда они ярко себя проявят, тогда я могу быть уверен, что я победитель.
- А можно ли, если уже вступил в Вашу игру, выйти из неё, когда захочешь? – Спросил Тарас.
- Исключено. Я этого не допущу. Так  как, тогда проиграю и я. Моя игра станет тонущим кораблём. А мы все – утопленники из-за какого-то единственного слабака. В моей игре такого не бывало, так как свою команду я набираю сам.
- А если, я всё же буду выбран Вами, а потом в середине игры пойму, что мне не интересна эта игра, я возьму и перестану  играть.
- Собираетесь умереть?
- Нет, допустим, собрался  променять Вашу игру на другую.
- Из моей игры можно уйти только мёртвым. Конечно, - не в прямом смысле этого понятия, но это мало чем отличается от действительности, потому как с того самого момента, как Вы самовольно покинете мою игру, Вы будете жить мёртвым, так как, поверьте мне, что я сделаю всё, чтобы  Вас никто не захотел пригласить в игру.
- Это момент мщения?
- Это моя тактика, чтобы сделать свою игру интересной нужно сделать так, чтобы игрок не мог уйти тогда, когда ему заблагорассудиться. Иначе это получится не игра, а проходной двор. И потому я делаю всё для того, чтобы с моей игрой этого не произошло. Я уничтожаю такого игрока ещё в игре, а потом освобождаюсь. Именно этим моя игра и интересна, так как в ней нужно идти или до конца,  или – конец тебе. А теперь, когда вы все всё знаете, я предлагаю начать играть по крупному. Кто готов перезагрузиться и вступить в мою игру? – Спросил профессор у аудитории.
Первой встала Ася, за ней – Тарас.
- Что? - больше не нашлось смелых? – Спросил с лёгкой иронией профессор.- … Что ж. – С такими словами профессор подошёл к Асе и сказал:
- Вы же сегодня усвоили основное правило моей игры, которое глоссит: «игры нет без цели». Итак, Ваша цель.
- Я ставлю целью по средствам Вашей игры добиться исполнения своей глобальной мечты. – Ещё всё робея, отозвалась Ася.
- Замечательно. – Радостно отметил профессор и направился к Тарасу.
- А Вы, господин Внуковский?.. Какова Ваша цель?
- Я ставлю цель  –  стать Вашим дипломником. – С нотой безупречной уверенности сказал Тарас.
- Достойно… Учитывая  то, что моя игра не для робкого десятка. Надеюсь, что вы оба помните, что в моей игре никто не имеет право нарушить правила. Я люблю чувствовать вкус победы, так как я очень азартный игрок… Очень… По другому не было бы мировой сцены… Вы приняты в мою игру, примите мои поздравления, а руку я пожму, когда мы все станем победителями.
- Но победитель может быть только один. – Возмутилась Ася.
- Отнюдь, сударыня, я  хочу Вас обнадёжить, что, как я понял, в нашей игре есть у всех возможность стать победителями, у нас у всех – разные цели. Тем и интереснее. А теперь все возьмите ручки и блокноты и запишите правило нашей общей игры. – Обратился ко всем профессор.
- Итак, первое правило – блокнот и ручка – неразлучные ваши друзья. И поверьте, этот набор после –  создаст из вас всех и каждого в отдельности, тот образ, который каждый сам себе сотворит.
Второе правило – на все мои занятия отключать мобильные телефоны и не пользоваться мобильным Интернетом, если я вам этого не позволил. Это очень простое правило и потому не считаю нужным его объяснять или повторять. То есть, кто его нарушит – просто встаёт и покидает аудиторию, выбывая тем самым из игры на штрафное время – до следующего занятия.
Все остальные правила мы будем извлекать из занятий постепенно. Итак, господа, пара закончена. – И в ту же минуту прозвучал звонок.
Сергей Климович подошёл к Асе и уверенным, но слегка приглушённым голосом сказал:
- А Вас, госпожа Ася Звёздная,  сегодня после занятий буду ожидать у себя в кабинете. – Проговорив это, профессор развернулся и направился к выходу.
Ася на некоторое время замерла. Потом улыбнулась счастливой улыбкой и сказала вполголоса:
- Конечно, профессор, я же в игре.


Рецензии