Искусство художественной обработки металла

               
Эпоха ранней бронзы 5-3 тыс.до н.э. уже дала образцы ранних художественных
произведений, в основном литейного мастерства и близкой ему торевтики, когда
поверхность литого произведения дополнительно обрабатывалась с целью придания ей
большей выразительности или узнаваемости. Обычно такие обьекты, чаще всего
археологические находки, или коллекционные образцы, называют артефактами -
объектами носящими на поверхности следы орудийной  деятельности человека или
его искусства обработки металла. Самым древним рудником в мире считается  рудник
Рудна Глава на территории нынешней Сербии, 5-го тысячелетия до н.э..Закономерно,
что вблизи ранних рудных месторождений, в Подунавье,  возникают и первые славянские
поселения, например Эзеро, этого же времени. А позднее и многослойные поселения 3-го
тысячелетия. Среди археологических находок  Эзеро множество кованных металлических
предметов, литейных форм и шлакового материала. Что безусловно говорит о наличии раннего
развитого металлопроизводства в Подунавье, среди славянских поселений, задолго до
появления  более позднего кельтского металлопроизводства Северной Европы.
Все находки по своему типу и характеру декора близки эгейско-анатолийской и баденской
культурам. В пятом тысячелетии финикийцы приходят в Левант, где сразу отмечается
археологией расцвет ремесеел и появление значительного металлодельного производства
на основе бронзового, литейного.
 Многие из подобных литых произведений были оружейного дела, культовые, торгово-
мореходных нужд. Весьма интересен факт ранней (3-1 тыс.до н.э.) торговли бронзовыми
отливками для последующих передельных нужд, уже местного производства других регионов).
 Так, римские оружейные мастерские Дамаска работали на привозном из Индии вуце(литая сталь), Золотая Орда, не имея железа в нужном количестве, вывозила его, часто вместе с кузнецами.
По итальянским источникам (П.Карпини), в Орде работало значительное количество славянских ремесленников, кузнецов, ювелиров. Весьма интересен факт обмена мастерами ювелирами между дворами Оттона I (1279-1344) и Московским княжеством.
Епископ Порфирий(Успенский) в своем "Первом путешествии в Афонские монастыри и скиты",
весьма справедливо указует, что за 1000 лет до Рождества Христова все приморские места близ Афона были заняты халкидикийцами с острова Эвбеи, принесшие сюда искусство добычи,
 выплавления  и обработки бронзы. Именно здесь сложился один из первых центров металло-
промышленности Фракии. Нынешние исследователи культуры периода  ранней бронзы 
склонны считать, по обилию археологических находок,  что лучшими мастерами - литейщиками
были малоазийцы, выходцы  из северной Анатолии,  мастера Левантийского побережья
 нынешней Сирии, фракийские мастера. В период поздней  бронзы - мастера Колхиды.
 Подобные выводы в общих чертах подтверждаются данными археометаллургии и наличием
ранних плавильных печей в этих регионах, обилием шлакового материала, тиглей, - следами
 развитого литейного производства, а так же археологическими открытиями последних лет на
 территории Европы и Передней Евразии (Эзеро, Болгария; 5-3 тыс. до н.э.; Аркаим, Южный
 Урал,16-18 вв. до н.э.; Етрополе,Фракия, 4-5 вв до н.э).
 Для нас особо интересен факт, что в 16-18 вв. до н.э. на территории южного Урала, близ
нынешнего Ижевска, существовал  один из наиболее  ранних в  европейской части России
металлодельных центров,  в  Аркаиме, со значительным производством работавшим на вывоз,
 что соизмеримо с более поздней бронзоплавильной металлургической деятельностью Рима
 на Иберийском п-ве, в нынешней Испании, во Фракии, в Дамаске и Греции, в Лаврионе, а так
 же разработками разных  периодов, вплоть до Византийского, богатейших медных
месторождений острова Кипр.
Уже к 12 веку на территории всей  Евразии,  как отмечает в своей монографии "Искусство эмали" Н.С. Кондаков -"... высокое искусство художественной обработки металла, в отличие от "низкого", варварского, по латинскому определению кельтских ювелирных изделий - "barbarian opus", встречалось повсеместно, а одними из лучших мастеров, приглашаемыми для придворных работ, были мастера из Северо-Восточной Руси, работавшие, например, при дворе императора Оттона I, славянской Померанской (поморской) династии Гриффинов. По опубликованным в 12 веке писменным источникам, таким как рукопись по ремёслам De Diversis Artibus монаха Теофила из монастыря в Падерборне и описанию действующей ювелирной мастерской в энциклопедическом справочнике Александра Некхама (1157-1217), можно говорить о высочайшем искусстве обработки металлов, известном в средневековой Европе. Собственно, до знакомства мастеров с византийскими и арабскими диковинами, наводнившими дома европейской знати  после первых крестовых походов.
Следуя ещё финикийской, египетской и античной традиции бережного отношения к дорогостоящему металлу, была широко распространена техника ювелирной обтяжки тонким золотым листом формы основы. В этой технике, имитирующей массивные литые изделия из золота, работали и чеканщики окладов. Например почти все массивные золотые касты ранних
византийских и европейских окладов делались в технике обтяжки с последующим восковым  или мастичным заполнением пустот. Подобным же образом создавались литые накладные элементы реликвариев. В технике тиснения, литья по выплавляемым моделям, просечные или выпильные ажурные композиции. Достаточно рано было освоено ртутное золочение "через огонь", после которого было трудно отличить чисто золотое изделие от вызолоченного. При отсутствии в раннем средневековье клеймения изделий, ювелирный рынок получил большие возможности для внутреннего развития и роста цеховых городских братств. Способствовало активному ювелирному производству и чеканка первых золотых монет во Флоренции в 1252, Франции в 1254, Сицилии и Неаполе в 1278, Венеции -1284. Почти все золотые изделия до этого периода создавались из передельного арабского и византийского металла.
 Единственной технологией получния достаточно тонких листов драгоценных металлов и их сплавов была - холодная и горячая ковка. Литая заготовка, как правило отлитая в земляную форму или в форму с инфузорной землёй, уплощалась многочисленными ударами молотка. Работа велась на наковальне с попеременным отжигом нагартованного(упрочненного) металла в горне. Технология подобной обработки для черного полосового металла отмечена по археологическому материалу с начала 1-го тысячелетия до н.э.( по Б.А. Рыбакову). В золотодельном ювелирном производстве, всегда стремившимся  к экономии дорогого и редкого материала, было принято получать по той же технологии - ковки, более тонкие листы, вплоть до толщины листов сусального золота. Работа в этом случае велась с перекладыванием разбиваемых золотых листов между слоями прочной кожи
или кусками бычьего пузыря. Античные мастера, как малоазийские, этрусские, финикийские,
греческие, так и их римские последователи использовали такой тонкий металл для
разнообразных  ювелирных изделий, как правило дублируя золотом деревянную, матричную
основу, создавая эффект массивности произведения. Это, безусловно, удорожало произведение, делало его востребованным на рынке. Часто, вместо обтяжки золотом  деревянной основы, применяли заполнение золотой оболочковой формы мастикой или воском, а так же технику изготовления тонкостенных ювелирных изделий в технике выплавляемых восковых моделей, а, познее,- и вытравляемых. В этой технике, хорошо описанной Теофилом в 12 веке,  а позднее Бенвенуто Челлини,  предпочитали работать западные и восточные ювелиры в течение нескольких столетий, вплоть до нашего времени.
 Именно в этой технике выполнены аметистовые запоны, предположительно 12 века, и дробницы с орлами, с оплечья саккоса ( ТК-1, Оружейная Палата МК ) Митрополита
 Московского, всея России чудотворца Алексия. Причем, благодаря густой позолоте по медной  основе, долгое время  эти дробницы считались исследователями историками и 
 искусствоведами - золотыми.
Только реставрационные работы начала 80-х, автора этой статьи, дали возможность
точно определить материалы и технику выполнения этих уникальных ювелирных образцов.
 В этой технике, оружейники и ювелиры  Александрии, Стамбула, Бухары, и других
 восточных оружейных центров изготовляли касты под многочисленные камни,
 украшавшие   всевозможное восточное оружие. Из тонкого золотого листа, в
 басменной технике, изготовлялись нашивки на одежды как персидской знати,так и 
 византийской, что  стало прообразом узорочья архиерейских саккосов. Позднее,
 в 16- 17 вв., вдохновляло, уже итальянских мастеров, на создание их знаменитых 
 петельчатых аксамитов с обилием золотных нитей, повторявших во многом богатство
 восточных одежд.
 Итак, следует особо отметить, что наиболее ранние произведения из благородных металлов,
 полученных изначально в массивной отливке, монетном материале или других  изделиях,
 переделывались ювелирами в тонкостенные произведения разнообразных  форм, с большой
 экономией редкого материала.
 Наиболее ранней техникой исполнения окладов и крышек всевозможных византийских  реликвариев (4-6 вв.)можно считать с достаточной уверенностью технику напайного на  плоский лист набора из сканных и зерневых элементов, отдельных литых фрагментов дробниц и фигур наугольников в сочетании с центральной мишенью и разнообразными камнями в оправах. Чуть позднее. в 6-7 веке,появляются  жемчужные обнизи.Для всех элементов набора, крышка или пластина является своеобразной монтажной картой. Классическими примерами подобных окладов являются - окдад "Морозовского Евангелия", оклад "Евангелия Кошки", вкладные оклады почитаемых икон, "Троицы","Иверской","Донской" и многочисленные другие.
 В технологической основе всех этих ювелирных изделий лежит простой расплющенный тонкий
 лист металла из которого разными приёмами формируются ювелирные элементы.
 Сканная проволока - методом волочения, зернь- методом нарезки проволоки и плавлением  на
 берёзовом угле до образования шариков зерни. Ювелирный объем получают литьём, тиснением
 по матричной форме, чеканкой или выдавливанием.
Толстостенные заготовки можно обрабатывать в технике резьбы, так называемой в
торевтике - обронной, когда металл режется резцом, штихилем,  вглубину объема, а
часть его утрачивается - "оброняется". Эта техника, требующая работы профессиональных резчиков или гравёров,была излюбленной в крупных  оружейных центрах Европы( Милан, Северная Германия, Утрехт, Париж), в 15-16вв. и наряду с травлением поверхности металла кислотой, позволяла получать сложный и изысканный рисунок и объем на больших поверхностях доспеха, щитах, столешницах и разнообразных панелях, плакетках и реликвариях.
Серебрянные реликварии с изображением святого, чьи мощи хранились в нём, были частью
хорошо поставленного, с раннего средневековья, ювелирного дела.
 Отдельные полоса кованного металла основы спаиваются по долевой до получения крупного
 листа основы. Характерными технологическими особенностями таких ранних произведений являются всевозможные,технологические дефекты, появляющиеся в результате использования
не очень высоких температур горна и февки, самодельных тугоплавких припоев на основе меди. Значительным улучшением техники пайки можно считать изобретение финикийскими
мастерами(как считают  историки археометаллургии) сортутки или соединения золотого и
серебрянного порошка с ртутью. Использование подобной пасты упростило задачу пайки
тонкостенных золотых сканных и  зерневых  изделий. Позволило паять набор чисто, без дефектов пережженого металла и затёков. По сей день считаются непревзойденными по технике исполнения финикийские женские украшения, подвески и серьги, с зернью от
0,3-0.4 миллиметра в диаметре. Подобные изделия редки и яввлялись уникальными, так-как секреты "невидимых припоев древности", как и приёмы ювелирного искусства строго охранялись цеховым, корпоративным правом, и практически утрачены для нашего времени.
 Бонус для прочитавших весь текст:
http://wn.com/bainite;
http://www.cylinders.ru/index.html

               


Рецензии