А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 35-36

                Глава 34. ЕДИНСТВО РУКОВОДСТВА

                «Закон Космоса незыблем, но в то же время видим,
                как бы колебания его. Незнающие будут недоумевать -
                как же незыблемость может так отклоняться?
                Но такое незнание будет лишь свидетельством о
                непонимании вместимости».
                (Агни-Йога, Аум, стр. 45)

      Прежде чем рассматривать содержание Единства руководства Миром, необходимо отдельно остановиться на самом понятии «руководство». Под «руководством» понимается направление или управление чьей-нибудь деятельностью. Именно поэтому, говоря о Единстве руководства Миром, нам необходимо различать два аспекта:
   1. Воздействие первооснов на различные последующие проявления Мира с целью обеспечения сохранения их структуры, поддержания условий и режима деятельности и реализация их программ (достижение целей);
   2. Воздействие разумных существ на природу или иные разумные существа (их совокупности).

      Оба эти аспекта взаимосвязаны, но определяющим следует признать руководство Миром первоосновами. Разумные существа, независимо от их уровня развития, сами находятся под воздействием руководства тех первооснов, из которых создан весь Мир и они сами. Подобно тому, как человек, хотя и способен воздействовать на природу, но будучи ее составной частью и взаимосвязанным с ней, подчиняется действующим в природе закономерностям, так и в Мире все разумные существа не могут избежать воздействие закономерностей, существующих на уровне первооснов. Поэтому начнем исследование Единства руководства именно с уровня первооснов.
Единство мира, как уже говорилось, основано не только на Единстве основ его построения, но и на Единстве существующих и действующих в нем Законов. Говоря о парадоксах Абсолюта и о Принципах, мы уже говорили о Единстве Законов мира. Все, что происходит во Вселенной, подчинено этим Законам.

      «Законы космические так мало понимаются человечеством! Все устройства жизненные идут вразрез с Космосом. Так, человечество понимает только малое количество видимых следствий, но отказывается принять сокровища Космоса. Причина этого есть неверия и тьма. Потому произошло разобщение. Как можно утвердить человечеству законы космические, когда такая стена отрицаний выросла перед человечеством! Так, каждый закон отвечает жизни и ведущим законам. Так можно строить на цепи Иерархии, которая ведет к Вершине явления Красоты. Принципы утверждения космических законов заложены в духе».(19,с.138-140)
      С момента проявления первых трех Космических Принципов, завершающихся проявлением Бесконечного (Мирового, Божественного) Разума или Духа и Корень-Природы (Корень-Материи) возникает первое соотношение духовного и материального (для того этапа правильнее было бы сказать Пре-духовного и Пре-материального) в состоянии гармонии. Именно это состояние Триединства можно рассматривать как один из основных Законов развития Мира, проявляющегося в дальнейшем в различных формах как на уровне еще непроявленной Вселенной, так и при ее проявлении, и, как уже говорилось неоднократно ранее, суть этой гармонии заключается в определенном соотношении между Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергиями.
«Созданное одним общим законом Космоса не разобщается велением космической энергии. Во всем пространстве явлено единение, и этот закон отражается во всех явлениях жизни».(18,ч.1,с.18)

      На первых этапах формирования самой Вселенной вся ее организация осуществляется под воздействием законов, заложенных и поэтапно проявляющихся через Вселенские Принципы, а точнее через первичных носителей Разума этого уровня. В дальнейшем, по мере того, как эти носители проходят свой этап эволюции и достигают того состояния, которое принято называть Божественным для соответствующей космической структуры, руководство всем происходящим осуществляется уже ими. В первом случае можно вести речь о действии законов через пока еще  недифференцированный, как бы растворенный, находящийся в состоянии Пралайи, Разум, во втором - через носителей чистого, уже дифференцированного Разума проявляющейся Вселенной.

      «Вечный Закон Беспредельности - дифференциация, взаимоиспытание и вечное собирание разъединенных атомов, несущих проявление начал. Космос начертан, как великий строитель и сердце космической энергии. Строитель Космос и его отражение микрокосм живет тем же законом. И живет в Космосе беспредельная гармонизация».(18,ч.1,с.57)

      Но и в первом, и во втором случае сохраняется Единство. Это Единство относится как к сохранению закономерностей на уровне Вселенских Принципов, так и на уровне творческой разумной деятельности Высших Разумных Существ в проявленной или проявляющейся Вселенной, под которыми можно понимать в том числе Творцов или Строителей Вселенной. В основе их заложен все тот же принцип гармонии, впервые проявившийся на уровне Третьего Космического Принципа и в дальнейшем проявляющегося в различных состояниях.

      Собственно само разделение на творчество Вселенских Принципов и деятельность  Строителей Вселенной чисто условно, ибо все это есть  творчество более высоких  Космических Принципов, которые необходимо рассматривать как первоосновы Вселенной. Можно сказать, что все во Вселенной творится Космическими Принципами, проявляющимися через Вселенские Принципы и деятельность Строителей Вселенной.
Учитывая, что само понятие ВСЕЛЕННАЯ нельзя рассматривать как нечто неизменно существующее, ибо состав ее в ходе всей Манвантары претерпевает изменения, также невозможно говорить об определенном числе Строителей Вселенной. По мере возникновения, развития и свертывания  космических построений разного уровня, меняется и число Строителей Вселенной. Ведь даже Строители нашей Планетарной Цепи могут рассматриваться как Строители Вселенной, не говоря уже о многочисленных Строителях других, более крупных космических построений.

      Строителей Вселенной нельзя рассматривать как некую отдельно существующую высокоразвитую цивилизация1) в общепринятом смысле последнего понятия. Если такие формулировки могут быть приемлемы для характеристики каких-то этапов развития человечества, то использование такого значения относительно характеристики Высших Разумных Существ совершенно невозможно. Не случайно в оккультной литературе мы не встречаем понятия цивилизация относительно разумных существ любого уровня. В ней используются понятия «совокупность», «сонмы» (устаревшее значение понятий СОБРАНИЕ, СКОПЛЕНИЕ, МНОЖЕСТВО КОГО-ЛИБО) или «Иерархия». Каждое из этих понятий, отражающих различную классификацию объединений Разумных Существ, имеет свое назначение и, в большей степени, способно отразить место той или иной группы в общей структуре.

      В свою очередь необходимо сказать, что и сами Космические Принципы нельзя рассматривать только как бессознательное проявление заложенных в них закономерностей. Подобно тому, как Строители Вселенной, пройдя этапы эволюции, способны достичь состояния, именуемого Божественным, отдельные из них могут достичь такого совершенства, что способны существовать уже на уровне Космических Принципов, пройдя ту грань, о которой ранее упоминалось в «Тайной Доктрине» как о «Не преступи!». ИМ УЖЕ ДАНО ПРЕСТУПИТЬ ЭТУ ГРАНЬ (!!!), выйти за рамки сначала Первого Вселенского Принципа (Логоса), а затем и за рамки Седьмого Космического Принципа.

      Подобно тому, как на уровне Проявленной Вселенной эти носители Разума проходили этапы эволюции, так и на уровне Космических Принципов они проходят аналогичные этапы.
«Этот Первый, или, вернее Единый Принцип назывался: «Небесным Кругом», символизированным иерограммою в виде Точки в Круге или Равнобедренного Треугольника, причем Точка означает Логос. ...Монада или Точка есть Начало и Единица, от которой исходит вся числовая система.  Эта Точка - Первичная Причина, но То, от чего она исходит, или вернее, чье выражение она составляет, Логос, обходит молчанием. В свою очередь, всемирный символ - Точка внутри Круга, не была еще Строителем, но лишь Причиной этого Строителя; и последний стоял к ней в таком же точно отношении, как сама Точка к Окружности Круга, который не может быть определен, как говорит Гермес Трисмегист».(1,т.1,с.527)

      И там, за чертой непроявленного, они продолжают свое Высшее Творчество на новом уровне существования.
      (В этом заложен принцип и смысл бесконечности совершенства.
      Ранее мы говорили, что рассматриваемый нами Абсолют «абсолютен» только для нашего Мира, но это не исключает существование иных Миров, иных построений, где наш Абсолют являются лишь одним из проявлений более высокого Абсолюта. Подобно тому, как проявление Вселенских Принципов еще не означает окончательное проявление всей Вселенной в ее окончательном виде, а лишь создание основ для поэтапного и своевременного проявления различных космических построений, так и наш Абсолют можно рассматривать как аналогию с таким проявлением: он лишь основа для проявления Космических и Вселенских Принципов.

      Памятуя о том, что «об Абсолюте невозможно рассуждать» и что все сказанное о нем будет лишь нашим представлением о нем, позволю себе все же сказать, что и на уровне понимания Абсолюта нашего Мира (то есть состояние Мира до проявления Первого Космического Принципа) и еще на более тонком уровне  Беспредельности есть РАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА, которые хотя и невозможно сравнить даже с Высшими Разумными Существами нашего Мира, не говоря уже о человеческом уровне, но принципиально аналогичны или подобны (но не равны) им. Конечно, это совершенно не те Существа, которых мы можем представить исходя из нашего понимания понятия «Высшее Существо», ОНИ не обладают ни каким плотным или даже энергетическим (с позиции понимания «энергия» на уровне первых трех Космических Принципов) телом, но ОНИ есть и ОНИ еще более РАЗУМНЫ. Подобно тому, как трудно сопоставимы Строители изначальной Вселенной (уровень Логоса Вселенной) со Строителями нашей Планетарной Цепи (уровень Логоса нашей Планетарной Цепи), также относящиеся к Строителям Вселенной, или как последние трудно сопоставимы с человеком, но принципиально схожи друг с другом, также и ОНИ принципиально схожи с Высшими Существами уровня Космических Принципов и с Высшими Существами уровня Вселенских Принципов.

      Такой понимание возможности бесконечности совершенства сохраняет не только смысл существования Всех Разумных Существ нашего Мира, даже тех, кого мы можем назвать Богом Земли, Богом Солнечной Системы, Богами различных космических построений, Богом Вселенной, и даже Богом всего нашего Мира, но и позволяет понять смысл существования всего нашего Мира, ПРИЧИНУ Беспричинной Причины и многое другое. Но подобно тому, как мы не можем себе конкретно представить даже образ хотя бы Высшего Разумного Существа нашей Планетарной Цепи, не говоря уже о Высших Разумных Существах других космических построений, так и для последних ОНИ остаются НЕПОЗНАННЫМИ БОГАМИ.

       Можно конечно усомниться в данном моем высказывании, поскольку уровень, о котором говорилось выше, для нас был и останется ВЕЛИЧАЙШЕЙ ТАЙНОЙ, но там, где прерывается АНАЛОГИЯ или ПОДОБИЕ, там обнаруживается конечность Беспредельности. Правильное понимание и применение аналогии и подобия позволит исследователю заглянуть туда, куда в чистом виде человеческий Разум проникнуть не может. «Познай себя - и ты познаешь мир» - это и есть подход познания через аналогию или подобие. Другое дело, что, во-первых, не каждый готов к такому исследованию; во-вторых, не каждый сможет правильно применить эту аналогию (подобие); в-третьих, не каждый сможет правильно оценить относительность полученных знаний; и, самое главное, в-четвертых, не каждый может осознать значимость и сделать правильные выводы из познанного.)

      Если на этапе первичных носителей Разума в проявляющейся Вселенной это творчество осуществляется через реализацию Четвертого Вселенского Принципа - Фохата, то в дальнейшем творчество является результатом деятельности Высшего Сознания Божественных Существ.
«Вибрируя в ложе инертной Субстанции, Фохат вызывает ее к деятельности и руководит ее первичными дифференциациями на всех семи планах Космического Сознания».(1,т.1,с.405)

      «Творцы» есть неправильно употребляемое слово, ибо ни одна религия, ни даже секта Васиштадвайта в Индии, которая очеловечивает даже Парабрамана, не верит в творение ex nihilo, как это делают христиане и евреи, но лишь в эволюцию из предшествующих материалов.

      Группа Иерархий, которой поручено «творить» людей, есть особая Группа; она развила человека-тень в этом Цикле, точно так же, как высшая и еще более духовная Группа развила его в Третьем Круге. Но так как эта Группа Шестая по нисходящей шкале Духовности - последняя Седьмая уже Духи земли (Элементалы), которые постепенно формируют, слагая и уплотняя его физическое тело - то эта Шестая Группа развивает лишь форму-тень будущего человека, тонкую оболочку, едва уловимую зрением, прозрачную копию себя самих. Задача Пятой Иерархии - таинственных Существ, возглавляющих созвездие Козерога, состоит в одушевлении пустой и эфирной, животной формы и создание из нее Разумного Человека».(1,т.1,с.294) 

      Более подробно о «творении» людей мы еще будем говорить позднее, когда будем рассматривать структуру Иерархии, а также место и роль человека во Вселенной. Сейчас нам важно получить просто общие представления о сложности иерархического построения Космоса и осознать существование Единого Руководства.

      «...Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. План намечен в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательством этому. ...Самый факт, что эти приспосабливания происходят и, что наиболее приспособленные переживают в борьбе за существование, указывает, что то, что называется «бессознательной Природой», в действительности, есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа (Элементалы), направляемые Высокими Планетарными Духами (Дхиан-Коганами), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и его Непреложный Закон».(1,т.1,с.344)

      Сказанное выше позволяет совершенно иначе взглянуть на обычное понимание Иерархии, роль и место Божеств в мире. Во втором разделе уже приводилось высказывание Е.П. Блаватской о том, что Тайная Доктрина преимущественно касается нашей Солнечной Системы и в особенности нашей Планетарной Цепи. Именно поэтому можно понять, почему так мало она останавливается на всей Вселенной, и еще меньше говорит о Космических Принципах. Не случайно все ее комментарии в большей степени начинаются с Логоса нашей Системы и лишь в отдельных моментах она упоминает о том, что сумма Логосов аналогичных Систем и других Вселенских образований являют Единый Логос.

      «Бесполезно говорить о «законах возникающих, когда Божество готовится творить, ибо «законы» или, вернее, ЗАКОН, вечны и несотворены, и Божество есть Закон. Кроме того, единый вечный Закон развертывает в Природе (которая должна быть) проявленной, все сущее на семеричном принципе; среди прочего и бесчисленные круги Цепей Миров, составленных из Семи Глобусов в порядке постепенности, на четырех низших планах Мира Формирования (три других принадлежат к Миру Прообразов)».(1,т.1,с.205)

      Говоря о Единстве руководства, невозможно оставить без внимания вполне логичный вопрос: «Если существует Единое руководство, управляющее Миром, почему же тогда мы видим, хотя бы на Земле, нарушение гармонии?» Действительно, если мы говорим о том, что весь Мир создан Едиными Законами, основан на принципе гармонии, находится под Единым руководством, то почему-то мы обнаруживаем множество примеров, свидетельствующих о нарушении и Единства, и гармонии и руководства. Христианство, например, объясняет это кознями Сатаны и подвластных ему темных сил, которых Бог, как творец всего мира, а следовательно и Сатаны, почему-то терпит до поры. (В противном случае необходимо признать, что Сатана существует на одном уровне с Богом, что явно не укладывается в христианское учение.)

      Ответ на этот вопрос необходимо искать не только в деятельности разумных существ более низкого уровня развития, но и в самой схеме проявления Мира, которая была изложена в двух последних разделах книги. Рассматривая Космические и Вселенские Принципы, мы говорили не о конкретных этапах происходящих в Мире изменений, а лишь о наиболее значимых, принципиальных. Это не означает, что параллельно с принципиально значимыми, практически идеальными процессами не происходят иные, менее идеальные.

      Например, когда мы рассматривали модели совокупностей, мы ограничивались лишь основными, совершенными моделями. Но наряду с ними не только возможно, но и реально происходит формирование менее совершенных моделей, которые, хотя и не являются определяющими в общей схеме, но оказывающими влияние на последующие проявления. Причина этого кроется в объединении АТОМОВ не только с сгармонизированным соотношением энергий, в результате которых создаются практически идеальные или совершенные модели, но и в объединении АТОМОВ с различным соотношением энергий (сильным, оптимальным или слабым). В результате совокупности, образуемые последними, являются менее совершенными и идеальными, а потому назначение и продолжительность их существования отличаются от совершенных. Так, менее совершенные совокупности уровня додекаэдрона, также могут образовывать вихреобразования, которые будут отличаться от вихреобразований, которые мы рассматривали при анализе Шестого Вселенского Принципа. Соответственно, и взаимодействие этих двух видов вихреобразований в дальнейшем может образовывать менее совершенные формы.

      Если при этом учесть, что мыслеоснова формируется на уровне, соответствующем модели в виде додекаэдрона, а мыслеформы - на уровне вихреобразований, то не трудно понять, каково влияние разумных существ на Тонкий мир этого уровня. Сознание менее совершенного разумного существа формирует как совершенные, так и несовершенные мысли (что, к сожалению, бывает чаще) и все это в конечном итоге сказывается на процессах формирования совокупностей и вихреобразований. В результате происходит концентрация различной степени менее совершенных вихреобразований, что формирует определенные области с соответствующей внешней энергетикой. То, что принято считать «темными силами», нельзя считать скоплением только таких несовершенных вихреобразований, там присутствуют образования всех видов, но с преобладанием несовершенных. Точно также и в построениях на базе практически совершенных вихреобразований могут и будут находиться рядом менее совершенные.
С другой стороны, если совершенные модели или вихреобразования могут рассматриваться как форма нового, более высокого уровня проявления (например, додекаэдрон, являющийся элементом Пятого Вселенского Принципа, может рассматриваться как первичный вихрь, то есть форма следующего, более высокого, Шестого Вселенского Принципа), то менее совершенные модели или вихреобразования по своим характеристикам не полностью отвечают даже форме совершенных моделей или вихреобразований. Можно использовать следующую аналогию: подобно тому, как дикарь и человек, достигший высочайшего совершенства, внешне схожи, но фактически представляют совершенно разные уровни развития человека, т.к. один более близок к уровню животного, когда значение физического тела является определяющим, а другой близок к уровню, когда в будущем (в новом воплощении) у него возможно уже  существование без физического тела, то есть на энергетическом уровне.
Более подробно понять ответ на этот вопрос можно будет, прочитав главу о соотношении Добра и Зла.

      Из сказанного выше становится понятным, почему оккультные знания так отрицательно воспринимаются современными христианские теологами и представителями современной науки. Первые, будучи не в состоянии более подробно, нежели только на экзотерическом уровне, описать почитаемое ими Божество, возможно даже и не обладая соответствующими знаниями, не могут согласиться со взглядами оккультистов. Объяснение последовательности проявления мира и главенства Единого Закона устраняет элемент чуда, который позволяет теологам скрыть за этим свое незнание. Вторые, будучи не в состоянии объяснить и признать единство духовного и материального, описать хотя бы общую, концептуальную картину мира, вмещающую в себя все имеющиеся знания и наблюдения, предпочитают уклоняться от любых рассуждений о Боге, считая его выдумкой теологов.

      «Повелевающий есть Вечный Закон, а повинующийся - Элохим, известная величина, действующая внутри и совместно с х, или коэффициент неизвестной величины, Сила Единой Силы. Весь этот Оккультизм может быть найден в архаических Станцах. Совершенно неважно, назовем ли мы эти «Силы» Дхиан-Коганами или же Офанимами».(1,т.1,с.416)

      Как мы уже могли убедиться, оккультные знания позволяют не только заметить перспективы познания Мира, но и понять его Разумность и Единство. То, что христианские теологи пытаются приписывать Божеству, подчеркивая его изначальность, как выясняется, является лишь неудачной попыткой описать свойства и возможности Божеств, рассматриваемых  в оккультизме.

      Осознание Единства Космоса, его сложности и формирование хотя бы общих представлений о нем позволит людям совершенно иначе взглянуть на мир, обнаружить в нем совершенное иные Законы, пересмотреть свои знания о мире, а следовательно и переосмыслить свою жизнь.
«Насколько люди обезобразили все великие космические законы! Насколько люди отошли от Истины! ...Сущность жизненного принципа настолько сложна, что человечество должно призадуматься над законом космического магнита. Ведь сложность так высока, что представление сущности так близко касается утверждения самого смысла Бытия. Когда установим разумное соотношение между силою дифференциации и собиранием магнитом, тогда можно установить ту связь, на которой держится Вселенная».(18,ч.1,с.105)


                Глава 35 . ОСОЗНАНИЕ ИЕРАРХИИ.

                «Когда космический закон  осознается,
                то устанавливается понимание цепи Иерархии.
                Так лучший исполнитель уявится приближением
                к Иерарху. Только явление исполнения Высшей
                Воли есть Иерархия Служения».
                Агни-Йога, Иерархия, с.

      В  предыдущих главах неоднократно упоминались различные формы существования разумных существ или носителей Разума, говорили о различных их состояниях и степени совершенствования. Они, являясь частью Единого Мира, испытывают на себе действие все тех же Единых Законов, властвующих в проявленной Вселенной и непроявленном Космосе (на уровне Космических Принципов). Подобно тому, как вода может быть представлена в виде пара, жидкости и льда, оставаясь при этом все той же водой, имеющей все ту же формулу, так и носители Разума, вместе с различными образованиями  материального или вещественного плана, представляют собой все те же проявления Вселенского Разума на различных уровнях.

      Мы также говорили о трех направлениях эволюции проявленной и непроявленной Вселенной: материальной, духовной и сознательной, которые основываются все на трех первых  Космических и Вселенских Принципах соответственно. Все они представляют собой, подобно трем состояниям воды, одну суть, проявленную в различных состояниях, а точнее в различных степенях проявления. О том, что представляет собой сознательное направление эволюции относительно материальной и духовной, можно сказать следующее. Если проявление Второго, а затем Третьего Вселенского Принципа можно рассматривать в качестве первичного носителя Разума на уровне проявляющейся Вселенной (где носитель - Третий Вселенский Принцип, а Разум - Второй Вселенский Принцип), то Четвертый Вселенский Принцип  можно принимать за проявление первого творения Сознания этого уровня. Сами же носитель и Разум вместе - суть Сознание. Не случайно именно с этим уровнем (Принципом) связывают понятие Фохат, что соответствует значению ВСЕЛЕНСКОЙ ВОЛИ. (Воля, как продукт Сознания. Причем, если сама эта Воля именуется Вселенской, то и Сознание является Вселенским.)
Единство Космоса и Вселенной, Единство Закона или Законов, единство процесса проявления Космических и Вселенских Принципов предопределяют и Единство разумных Существ разного плана, именуемое ЕДИНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИЕЙ1). В свою очередь она подразделяется на целый ряд других Иерархий, существующих для разных сфер (областей) или уровней существования Космоса и Вселенной. В первую очередь необходимо разделить два вида Иерархий: Иерархия Разумных Существ и Иерархию Творцов или Строителей. (При этом не следует считать, что Творцы или Строители неразумны, речь идет о другом.) Первая существует во Вселенной весь период существования последний, в то время как Иерархия Творцов или Строителей действуют лишь для соответствующих космических построений.

      (Пусть читателя не смущает, что в этой и следующей главах часто будут приводиться выдержки из «Тайной Доктрины». Но именно Е.П. Блаватская более точно и полно сумела сказать об Иерархии Разумных Существ. Хотелось бы еще раз напомнить, что все, что она говорит в «Тайной Доктрине», главным образом, если не в полном объеме, трактует только о космогонии нашей Солнечной Системы, и в особенности нашей Планетарной Цепи, о видимом вокруг нее после Солнечной Пралайи, и относится лишь к нашему видимому Космосу, после Ночи Брамы. Она хорошо описала Семь Вселенских Принципов. Этого вполне достаточно, чтобы по аналогии или подобию продолжить построение до определенного уровня познания Беспредельности. Важно только правильно соотносить подход и уровень понимания этих Принципов применительно к Иерархии.)
«В каждой Космогонии позади Божества «Творящего» и выше него пребывает Божество Превышнее, Планировщик, Зодчий, по отношению к которому Творец является лишь выполняющим посредником. И еще выше, над и вокруг, внутри и во вне находится Непознаваемое и Неведомое, Источник и Причина всех этих Эманаций».(1,т.2,с.58)
Данная цитата позволяет понять всю сложность построения Иерархий, вершина которой уходит в беспредельность. Тот или иной Бог или Божество, принимаемые за наивысшего, главенствующего, изначального - это лишь установленная граница понимания сложности Мира. Наиболее сложные иерархические построения Богов или Божеств можно отметить в самых древних мировоззренческих и религиозных учениях. В то же время менее древние религии имеют более короткий список Богов, Божеств и, соответственно, менее сложную структуру Иерархии. Но общая схема их построений чаще всего прослеживается, независимо от названия Богов и иных Высших Существ.

      Иерархия нашего Мира выявлена Абсолютом и есть носитель Абсолютного Света или еще Непроявившейся Тьмы. Она не только есть Все Принципы, но и их носители. От сотворения Всего до ухода в Великое Ничто все творится Иерархией. Иерархия есть не просто структура организационного построения Великих Разумных Существ, Строителей и других менее развитых разумных существ, но это одна из определяющих частей космоса. Для того, чтобы подняться на ступень Иерархии эти Существа прошли свои этапы эволюции. Каждый этап - есть восхождение. Восхождение к новым задачам, делам, трудностям, возможностям и испытаниям.

      Абсолют, подобно Лайа-Центру, выявляет Духоразумную и материальную основу. Подобно тому, как Иерархии существуют и за Лайа-Центрами, так и за Абсолютом есть другие Абсолюты. Абсолют - есть Логос нашего Космоса, подобно Логосу Вселенной для Вселенной. Для нас Высший Иерарх - Абсолют, но наша Иерархия - одна из многочисленных ступенек Великой Иерархии Беспредельности. Наш Разум - проявление еще более Высоких Разумов. Наше Творение - Продолжение Единого Великого Творения Беспредельности. Для этого и предназначена Иерархия.

      Иерархия, как структурное построение, не может основываться на каких-то новых или самостоятельных Законах. Являясь частью Единого Мира, она строится по тем же Принципам и Законам, как и весь Мир, являясь своеобразным его отражением, с той лишь разницей, что действие этих Законов для каждого уровня будет различным. Все же особенности той или иной Иерархии или иерархического звена необходимо относить именно к специфике дифференциации соответствующего уровня Бытия и действующих в нем Законов. Каждая Иерархия или иерархическое звено представляет собой совокупность, построенную исходя из строго определенного критерия подбора составляющих. В основе ее всегда стоит Иерарх, который и руководит этой Иерархией. Сама же Иерархия, как единство, может быть рассмотрена в качестве простой составляющей еще более высокой Иерархии, которая, в свою очередь также входит в состав еще более сложной Иерархии. Подобно тому, как мы, по определенным принципам, пытаемся конструировать космические построения, разделяя их на отдельные планеты, звезды, созвездия, системы, Галактики и т.д., вплоть до Вселенной, можно говорить и о схеме Космической Иерархии. И точно также, как мы говорим о том, что сама Вселенная, как обобщающее понятие, есть для нас наиболее сложная структура понимания построения Мира, имеющая свое связующее начало, так и относительно Иерархии можно говорить о наличии в ней Иерарха или соответствующего Владыки. Исходя из религиозного понимания, во главе Иерархии стоит Бог, понимаемый как основа Единства и Творец мира. В зависимости от глубины космогонических знаний, структура религиозной Иерархии для разных религий различна.

      «От Ману, Тот-Гермес, Оанн-Дагона и Идрис-Еноха до Панодора Платона, все они говорят нам о семи Божественных Династиях, о семи подразделениях Земли и как в Лемурии, так и в Атлантиде» о семи первоначальных и двояких Богах, которые спускаются со своих небесных обителей и царствуют на Земле, уча человечество астрономии, архитектуре и всем прочим наукам, дошедшим до нас. Эти Существа сначала появляются как Боги и Создатели; затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как «Божественные Цари и Правители». Но этот факт постепенно был забыт».(1,т.2,с.459)

      Известные нам иерархические построения Богов и Божеств чаще всего свидетельствуют о том, что они относятся уже к уровню проявляющейся Вселенной, то есть к уровню проявления Вселенских Принципов. Это связано прежде всего с тем, что уровень проявления Космических Принципов чаще всего либо не признается этими космогониями, либо вообще неведом им. Вместе с тем отдельные упоминания о Космических Принципах мы все же можем обнаружить. Например, это можно проследить по используемому в древнеиндийских философско-религиозных учениях понятию Брахма или Брахман.

      «...Брахма (Брахман) есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который бестелесен, нематериален, нерожден, вечен, безначален и бесконечен. Он всенаполняющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом».(11,стр.86)
Такой подход возможно обусловлен тем, что человеку говорить о существовании Бога или Божеств на уровне непроявленной Вселенной не только сложно, но и не всегда необходимо, ибо представить этот уровень для неподготовленного человека не всегда возможно. Говорить о существовании того, что не-существует для такого познающего очень сложно, а иногда и просто бессмысленно.

      «Сокрытое Единство есть Эйн-Соф2), Бесконечное, Беспредельное, Не имеющее Бытия до тех пор, пока Абсолют пребывает внутри Улум’а3) в Бесконечном и Бессрочном Времени; как таковой Эйн-Соф не может быть Творцом или даже Формовщиком Вселенной, не может быть ОНО и Светом. Потому Эйн-Соф есть также Тьма. Неизменно Бесконечное и абсолютно Беспредельное не может ни желать, ни думать, ни действовать. ...Когда  наступает срок, Абсолютная Воля естественно распространяет Силу, заключающуюся в ней, согласно Закону, внутренней и ультимативной Сущностью которого она и является».(1,т.1,с.437-348)

      (Выражение «Абсолют пребывает внутри Улум’а» сложно для понимания, поскольку ранее мы говорили о том, что Абсолют вне времени и пространства и нет ничего, что бы могло вместить в себя Абсолют. Поскольку на уровне Абсолюта еще нет выявления, а тем более проявления никаких Принципов, нет Бытия или Не-Бытия, а также нет до начала выявления Космических Принципов ничего в нашем непроявленном Мире иного, в чем бы мог находится Абсолют высказывание о том, что Абсолют может находиться в чем-то парадоксально. Однако, если учесть, что данное выражение скорее всего относится к уровню выявления Космических Принципов, где уже существует Вечность, то все становится на свои места. Здесь мы имеем как раз один из примеров, когда Блаватская, на первый взгляд, допускает высказывание, противоречащее всему ранее сказанному об Абсолюте, однако на самом деле она упоминает здесь в скрытой форме об уровне Космических Принципов. И приведенную ею фразу необходимо понимать примерно так: «Абсолют пребывал в состоянии своих первичных выявлений на уровне Космических Принципов». Подтверждением этому может служить и первая фраза приведенной цитаты - «сокрытое Единство есть Эйн-Соф, ...», что необходимо отнести уже не к самому Абсолюту, а к его первичным выявлениям.)

      Вместе с тем, прерывание иерархического построения Высших Разумных Существ означало бы признание конечности Разума не только во Вселенском масштабе, но и относительно Беспредельности, о которой мы уже говорили ранее.
«Каббалисты говорят: «Божество едино, ибо Оно беспредельно. Оно троично, ибо Оно вечно проявляется».(1,т.1,с.105)

        «Эзотерическая Доктрина учит, что именно, эта первоначальная, предвечная эманация Всемирного Разума - Божественный Свет, исходящий от Логоса - образовала нуклеи всех «самодвижущихся» тел в Космосе. Это есть оживотворяющий, вечносущий двигатель и жизненный принцип, Жизне-Душа Солнц, Лун, Планет и даже нашей Земли; первая латентна, последний активен, «невидимый» Правитель и Руководитель грубого тела, привязанного и соединенного с его Душою, который есть духовная эманация этих существующих Планетарных Духов».(1,т.1с.752-753)
(Аналогично ранее рассмотренному «противоречию» необходимо понимать и первое предложение приведенной выше цитаты: «ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ, ПРЕДВЕЧНАЯ ЭМАНАЦИЯ ВСЕМИРНОГО РАЗУМА - БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ, ИСХОДЯЩИЙ ОТ ЛОГОСА - ОБРАЗОВАЛ НУКЛЕИ ВСЕХ «САМОДВИЖУЩИХСЯ» ТЕЛ В КОСМОСЕ». Божественный Свет, исходящий от Логоса, это не тот свет, которым выявляются Космические Принципы, а его аналогия, с помощью которого проявляются уже Вселенские Принципы. Именно поэтому далее речь идет о «нуклеях всех самодвижущихся тел в Космосе», что подтверждает уровень проявляющейся Вселенной, поскольку именно на этом уровне только начинают образовываться основы телесного со (физического) стояния форм Вселенной.)

      Сказанное выше позволяет понять, почему «Тайная Доктрина» более глубоко описывает Космическую Иерархию, показывает многообразие Высших Существ, именуемых Богами, и почему она отрицает общепринятое в христианстве понимание Бога. Последнее дает повод теологам обвинять «Тайную Доктрину» в атеизме, то есть отрицании существования Бога. В действительности она говорит о том, Кого можно считать Богом, Верховным Иерархом или Творцом, но на совершенно ином уровне, недосягаемом для многих теологов.

   1) Тайная Доктрина не учит атеизму.
   2) Она признает Логоса или коллективного «Творца» Вселенной, Демиурга, в смысле, употребляемом, когда говорится о «Зодчем», как о «Творце» здания, тогда как этот зодчий никогда и не дотронулся до единого камня его, но начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам. В нашем случае, план был дан Представителем (мыслеосновой) Космоса, а строительный труд был предоставлен Множеством Разумных Сил. Но этот Демиург не есть личное Божество - то есть, несовершенный, вне-космический Бог, но лишь совокупность Дхиан-Коганов и прочих Сил.
   3) Дхиан-Коганы двоичные по своей природе; будучи составлены из (а) неразумной, грубой Энергии, присущей Материи и (b) разумной Души или Космического Сознания, направляющей и руководящей этой энергией, которая и есть Дхиан-Коганическая Мысль, отражающая Представление Космического Разума.
   4) Материя вечна. Это есть Упадхи или Физическая Основа Единого Беспредельного Космического разума для построения на ней своих представлений.
   5) Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности и Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраманом».(1,т.1,с.348-350)
Иерархия свята для знающих и пустой звук для невежд. Люди готовы поклоняться Иерархии выдуманных божеств, но отвергают Иерархию Разумных Существ. Многие из Богов и Божеств основных религий действительно входят в Иерархию, но только Посвященные знают об этом.

      Исходя из принятого в данной книге общего принципа изложения информации, я не пытаюсь раскрыть все многообразие возможных подходов и аспектов понимания вышесказанного. Думаю, что основное, касающееся осознания существования Иерархии в Космосе и Вселенной, все же удалось донести до читателей.

      «Все затруднение в том, чтобы правильно понять другую тайну: тайну реального факта - на первый взгляд такого непонятного и трансцендентального - о «Семи Принципах»  человека, отражении в нем семи сил Природы физически и семи Иерархий Бытия, интеллектуально и духовно.
      ...«Семь Принципов», разумеется, являются проявлением единого неделимого Духа, но это единство появляется только в конце Манвантары, когда они становятся воссоединенными на плане Единой Реальности».(1,т.3,с.326)

      Всему в проявляющейся Вселенной, начиная от проектирования, разработки форм и способов воплощения планов, создания их моделей (в глобальном масштабе и в конкретных формах) предшествует этап планирования. Далее идут задачи творчества - от Всей  Структуры (в нашем случае - Планетарной Цепи) до определения соответствующих основных вихреобразований, используемых в этом построении.

      И самая кропотливая работа - обеспечение развития элементов творения по плану их эволюции.

      «Существуют Иерархии Строителей Форм и ряды форм и степеней от высших до низших. Если высшие создаются под руководством Строителей-Богов, или Космократов, то низшие строятся Элементалами, или Духами Природы».(4,с.122)

      «Строители - это класс Космократов, или невидимых, но разумных Масонов, которые придают форму материи в соответствии с идеальным Планом, подготовленным для них тем, что мы называем Божественным или Космическим Промыслом. Ранее масоны дали им собирательное название «Великого Архитектора Вселенной». Сейчас же для современных масонов «В.А.В.» - их личный и единственный Бог».(4,с.64)

      В зависимости от масштабности космических построений во Вселенной проектирование и строительство соответствующих форм осуществляют представители различных звеньев Иерархии: чем масштабнее система космического построения, тем более высокие Существа участвуют в этих процессах, а чем меньше уровень творения, тем более низкие Существа задействуются в этом.

       «Строители - это те, кто строит и придает объектам форму. Это слово можно одинаково применять как  по отношению к Строителям Вселенной, так и малых глобусов, подобных тем, которые входят в нашу Цепь. Под Планетарной системой имеется в виду только наша Солнечная Система».(4,с.72)

      (Говоря о «высоких» и «низких» Существах, необходимо помнить, что речь идет лишь о месте этих Существ в общей цепи Иерархии и целях, стоящих перед ними. Если сравнивать Существ, участвующих, например, в формировании нашей Галактики, Солнечной Системы и Земли, то безусловно сложность задач в первом случае будет значительнее, нежели в двух последних. Степень развития или совершенства первых будет более высокая, нежели у последних. Но для нас людей все эти Существа безусловно являются Высшими Разумными Существами.)

      «Видите ли, древние были лишены высокомерия, которое присуще современным людям, и особенно теологам. Из-за него этот маленький комочек грязи считается чем-то несказанно более величественным, чем любая из известных нам звезд или планет. К примеру, если эзотерическая философия учит, что Дух (опять же коллективный) Юпитера гораздо выше Духа Земли, то это не потому, что Юпитер в несколько раз больше Земли, а потому что его субстанция и структура намного тоньше и выше, чем у Земли. И соразмерно этим качествам Иерархии соответствующих Планетарных Строителей отражают и реализуют замыслы Всемирного сознания, которое и есть действительный Великий Архитектор Вселенной. Он есть Архетип этих Иерархий, которые являются Его дифференцированными типами. Единственный Безличный Великий Архитектор Вселенной –это МАХАТ, или Всемирный Разум -это символ, абстракция, аспект, который в представлениях человека, стремящегося придать всему материальные качества, приобрел смутную объективно существующую форму».(4,с.65-66)

      В предыдущей главе мы говорили о том, что Иерархия, как составляющая Всего Сущего в нашем Мире существует столько же, сколько существует сам Мир, а следовательно проходят те же самые этапы: проявление и растворение. По мере растворения более мелких космических построений, например, отдельных Планетарных Цепей, их Строители продолжают свое существование до того момента, когда более сложные космические построения, в состав которых входила растворившаяся Цепь, не растворится. При этом нижние цепи Иерархии растворяются раньше, нежели более высокие. И только наиболее высокие уровни разумных Существ могут достичь состояния Логоса. Когда же наступает Пралайя Всей Вселенной, то практически вся Иерархия подвержена растворению, уходя сначала в Логос, а затем уже в Космические Принципы и Абсолют.

       «И Брама, и все другие Дэвы и Боги сливаются в Абсолюте. Поэтому оккультисты им не поклоняются и не молятся - в противном случае нам нужно было бы либо поклоняться многим богам, либо молиться Абсолюту, который, будучи лишен атрибутов, не может иметь ушей, чтобы услышать нас. Даже тот, кто поклоняется многим богам, будет неизбежно несправедлив ко всем другим богам. И как бы ни старался он охватить в своей молитве всех богов, окажется, что поклоняться каждому из них в отдельности практически невозможно. И, если по незнанию он изберет какого-нибудь одного, это вовсе не значит, что он изберет самого совершенного. Поэтому будет гораздо лучше, если он не будет забывать, что в каждом человеке есть Бог, или прямой Луч Абсолюта., Небесный Луч Единого, и что его «Бог» в нем самом, а не вне его».(4,с.69)
«В одной только Индии 300 миллионов богов и богинь. Ману и Риши -тоже Планетарные Боги, поскольку, говорят, Они появились с возникновением человеческих рас для того, чтобы наблюдать за их эволюцией и чтобы спускаться на Землю и воплощаться ради обучение человечества. Есть еще Сапта-Риши, или Семь Риши, которые, как утверждает экзотерика, пребывают в Созвездии Большой Медведицы. Они то же Планетарные Боги».(4,с.70)

      В завершении этой главы хотелось бы еще раз повторить, что именуя звенья Иерархии Разумными Существами, необходимо помнить, что не все они обладают проявленным Сознанием. Как уже говорилось неоднократно, Сознание возникает лишь на этапе проявления Третьего Вселенского Принципа, когда Разум приобретает свой материальный носитель. У Разумных Существ уровня Первого Вселенского Принципа (Логоса) и Второго Вселенского Принципа такого носителя нет, а потому они не обладают Сознанием на Вселенском уровне.

      Пока нет смысла говорить о задачах Иерархии в полном объеме. Все зависит от масштабности задач. Относительно осознания существования Иерархии на уровне нашей Планетарной Цепи такой краткий обзор будет вполне достаточен.
И еще, о чем бы хотелось сказать относительно осознания Иерархии. Столь сложная модель Иерархии не должна вызывать у читателя мысль о том, что если мы являемся творением (на какой-то стадии) этой Иерархии, то она обязана заботиться о нас, помогая нам. Поверьте, Иерархия заботится о нас, помогает нам, но все это не означает, что нас, как малых детей должны водить за руку, кормить, потакать нашим прихотям и неограниченным желаниям. Пример дикой природы (растения, животные) дает нам возможность понять: нам дали возможность родиться, вырасти до определенного уровня понимания Мира, а затем каждый из нас обязан сам взаимодействовать с Миром, достигая гармонии с ним и своего совершенства. По пути эволюции и к Иерархии будут двигаться только такие люди, хотя и каждый своими шагами, с разной скоростью и с разным успехом.
                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 18 августа 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии