11. Оттепель

НА СНИМКЕ: Илья Григорьевич Эренбург, советский писатель, поэт, переводчик, фотограф и общественный деятель.


Повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» появилась еще в 1954 году, ранее ХХ съезда КПСС. В ней все события происходят на фоне суровой зимы, после которой наступает потепление. Оттаивает не только природа, но и человеческие души, становятся теплее отношения между людьми.

Я недавно перечитал ее и увидел лишь намеки на критику сталинского режима, а надежды на какие-либо перемены можно было только почувствовать между строк. Тем не менее, тогда эта повесть казалась необычно смелой, и слово "оттепель" стало символом целой эпохи – послесталинского хрущевского периода.

Эта повесть была, пожалуй, первой в ряду подобных материалов, появившихся в этот период.

Не подумайте, пожалуйста, что таких выступлений было очень много. Их можно буквально по пальцам перечесть. Я приведу здесь те, которые мне запомнились. Может быть, я чего-то и кого-то упустил, но я не историк и не литературовед. Я пишу только то, что происходило со мной. То, что сам читал и что оставило след в моей душе и формировало меня как личность.

Я взахлеб прочитал роман "Не хлебом единым" Владимира Дудинцева, когда он вышел в 1956 г., и он потряс меня.

Этот роман сразу стал широко известен. Его повсюду обсуждали, и эти обсуждения часто выливались в резкую критику существующего положения в стране. Одновременно началась и травля Дудинцева. Его «прорабатывали» в писательских организациях всех уровней, ругали в газетах, .вызывали на допрос в КГБ. К его соседям вламывались «неизвестные» молодые люди. Дудинцева перестали печатать.

Не знаю, что еще было издано к весне 1956 г. Возможно только первый выпуск альманаха "Литературная Москва", который составляли Вениамин Каверин, Маргарита Алигер и Эммануил Казакевич. Но он не стал сенсацией, хотя и понравился своими материалами.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/18/340


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.