Проблемы ада с т. зр. удмуртского яз

Вообще, само слово "ад" имеет неясную этимологию и связано почему-то с огнем, кострами, сковородками, где жарятся исключительно грешники. В раю, как известно, оказываются святые, ну или по крайней мере, добрые души людей.

Итак, ад - это прежде всего огонь, причем огонь с очень большой температурой, которую души преспокойно выдерживают, т.е. ад все-таки подчеркивает плазменную основу души.

Что может сказать об аде удмуртский язык, который, исходя из прежних постов (см.ранее, например, значение слова "шайтан" или даже "бал"), имеет очевидную и очень разработанную систему в описании окружающей природы и мира с т.зр. неких невидимых обычному взгляду человека причин?

Слов, начинающихся на "ад" в удмуртском словаре не так много, причем некоторые слова я нашла только в этимологическом словаре Алатырева, который описывал язык южных удмуртов; жаль, что в статье сплошь да рядом идут почему-то ссылки на тюркские заимствования, хотя это совсем не так.  Далее можно увидеть, что основа слов вполне читабельна с удм.языка.

Смотрим: думаю, что основным словом в определении смысла ада можно считать такое - адашыны - запутаться, заблудиться (интересно, что в татарском языке значение точно такое же!)

Ад - т.е. плохое место (плазма??), ышыны - упасть, потеряться. Вполне согласующийся смысл слов, исходя из удм. языка. Где же тут заимствование?

К разъяснению природы ада  подходит слово "адаш", имеющего значение "друг, тезка". Из удм.яз. "эш" - это "друг" (ср. mountain ash рябина в англ. яз. т.е. сборище красных ягодок, пал-эзь на удм., эм-эзь - малина). Тезка, как известно, имеет одинаковое имя с данным рассматриваемым человеком. Итак, ад - это некая двоичность к одному человеку, друг, но еще и одинаковый в чем-то.

Смотрим дальше. Глагол Ад-"зыны (ад-дзьыны) - это "видеть, наблюдать". Мотивы "дза" (или ра, или га, или жа) ра-ссыпаны буквально повсюду в названиях и словах разных языков, имеет значение "рассыпающийся свет" (см.пост "Этимология слова Волга...")

Опять ад плюс "рассыпающийся свет".

Если "ба" - это "бытие", проявленное во вселенной "дунне", "ка" - это воплощенная душа, "аб" - связь между ними (см. посты про Ба, Ка..., Ка-аб-ба, Ка-аб-ба-ла), то, получается, что "ад" - это нечто плазменное, с высокой температурой, имеющее вид отражения, как в зеркале (только прямое, а не обратное), рассыпающее свет для того, чтобы наблюдать, видеть.

Но самое интересное слово, связанное с адом, это несомненно сам человек - ад-ями по-у(а!)дмуртски. Где ад - это горячая плазма, а "ями" или "ами" - это то же самое, что в европейских языках: амиго исп. - дорогой, амор фр. - любовь, т.е. ами - чудесный, дорогой.
 Вот вам и Адам в чистом виде. Только, Адам непонятно откуда произошел, а вот удмурты точно обозначили - из ада-горячей плазмы, причем, чудесным образом.

---
Выдержки из Е.П.Блаватской (как видите, и здесь тоже есть ад!):
       Санскритский  корень  Budh  - знать. (в русском языке - это Быть - Бытие -
      существовать, а также БУДить, БОДаться - все, что связано с головой).
      Budha - мудрость, Buddha - озаренный.

      Ад-хи будха - единая  первичная мудрость.
      Адибхута - извечная, несотворенная Причина Всего.

      Бодха - врожденное обладание божественным разумом.
      Будда - овладевший божестенным разумом личными усилиями и заслугами.
      Буддхи - канал, через который божественное знание достигает Эго,
      распознавание добра и зла, душа, являющаяся проводником для Атма -
      вселенского Духа


Рецензии