106. В. Агошков. Топонимия Подмосковья. Река Яуза

106. В.Агошков. Топонимия Подмосковья. Река Яуза.

*
ЯУЗА, река в северо-восточной и центральной части Москвы, левый приток р.Москвы. Общая длина 48 км, в пределах города 29 км.
Исток – в болотах на территории Лосиного Острова.
До XVIIIв Я. являлась частью торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе г.Мытищи.
Я. известна по летописи под 1156г, как Ауза.
 
В.Н. Топоров (1982) сопоставляет с балтийскими названиями – латыш. Auzes и auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Я.

((Яуза-Ауза-Луза-Лужа? Не могли ли древние переписчики спутать буквы «А» и «Л»?
Лужа-Луза-Лузиный-Лосиный Остров? Река, вытекая из Лосинового Острова, должна была называться Лоса-Лоза-Луза?!
Река Клязьма-Язьма-Яуза: Кл+Язь+ма; Клязьма – Около Яузы?

Овёс-Авса-Авза-Ауза-Яуза – так, по Топорову, развивалось имя Яузы.
Если Спиркин овраг, о котором мы рассказывали выше, замерзал в день Спиридона-Солноворота, 12 декабря по старому стилю, то, не исключено, что река Яуза могла быть названа в честь Авсеня – в восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым Годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия, персонифицированное начало года-прибытка (урожая).
 
Под Новый Год река Яуза замерзала, а в марте-апреле раскрепощалась ото льда.
Поэтому люди связывали имя реки с Авсенем. В имени языческого божества явно слышатся Осенне-Весенние мотивы.
В словаре «Мифология» (Москва, 1998г) так описывается АВСЕНЬ, он же Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень: «фигурирует в песнях колядочного типа (Коляда), распеваемых во время праздника на стыке Старого и Нового года, также называемого Авсенем.

«Асеневый» ритуал: Авсень идёт по дорожке, находит или делает топор, срубает сосну, мостит мост, по которому идут (едут) три брата…
Мотивы еды – блины, пирог, каша, свиные ножки, кишки (Севернее г.Мытищи видим нп. Свиноедово, правда, ближе к реке Клязьме, а западнее – нп. Ховрино. Есть и нп. Кишкино западнее нп Лосино-Петровский. Южнее его – нп. Кашино.-В.А.).
 
Связан Авсень с мотивом коня, с вождением «кобылки»; в песнях Авсень едет вместе с Новым Годом. (Авсень=Дед Мороз? Не отсюда ли появление нп. Долгое Ледово, восточнее истока Яузы?-В.А.)

В.В. Иванов и В.Н. Топоров считают, что наиболее старой формой имени Авсень является Усень. Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т.п. объясняются из «Усень» и восклицательного элемента (Та! Ба! Гой!).
 
Наиболее правдоподобны этимологии, связывающие имя Авсеня со старо-русским словом ОУСИНЬ (ЮСИНЬ) «синеватый», сравни названия декабря и/или января (стык одного и другого года) типа «ПРОСИНЕЦ» в разных славянских языках (от синевы, сияния).
Кроме того, учёные выводят имя Авсень из глагола, обозначающего восход солнца: литовское AUSTI, Аушра – утренняя заря, латинское – Аврора, русское Утро при верхне-луж. Justry.
Авторы отмечают, что Авсень ближе всего к латышскому Усиньшу, покровителю лошадей. Усиньш едет на девяти конях (или его конь бежит по девяти дорогам)…

Итак, река Яуза – это река Авсеня, которая имеет 9 притоков?!
Авсень-Усень-Узень-Аузень-Ауза-Яуза?
Может быть, и Лосиный Остров – Осиный-Авсиний Остров?
«Синим» остров мог быть всё по той же причине нахождения его на северо-востоке от города Москвы и самой реки Яузы.
Недаром недалеко от г.Балашихи находится нп. Восточный.
 
Населённый пункт Долгое Ледово=КО+Ледово?
Коляда-КоЛЕДА, в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также Божич).
Коляда-Сноп-Кукла-Каравай: Лосиный Остров-Ко+Лосиный=Колосиный (колосья).
Другой вариант – Косиный-Косино!
Или Козиный-Козино, ибо «колядованье сопровождается ряженьем в козу, коня, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие», пишут Иванов и Топоров.
Рядом с Долгое Ледово располагаются Медвежьи Озёра, нп. Большие Жеребцы, Супонево (кони)…

Конечно же, река Яуза связывалась с плодородием, с временами года.
Яуза была не просто «стеблем овса», а «снопом», связывающим реки, времена суток и года. И вновь мы говорим не только о воде, но и хлебе!
Сейчас выражение «На воде и хлебе!» означает бедную жизнь, а в древности, судя по всему, вода и хлеб были символом богатства.
Рать – битва, ратник – воин, ратай – пахарь…

Кстати, в греческой мифологии сына Одиссея звали Авсон-Авзон, который считался родоначальником авсонов – древнейшего племени Италии, которую в древности часто называли Авзонией (В.Я.).
Немного фантазии – и мы находим часть племени авсонов (купцов?) на берегах реки Яузы-Авзы?
 
БОЖИЧ – в южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках, наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку, старому году.

Божич-Сварожич (сын Сварога) – почитание Солнца. Златорогий Олень=Лосиный Остров?
У реки Яузы столько истоков-рогов, что и трудно сосчитать! Яуза-Златорогая?

Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская (1971) так объясняют слово ЛОСЬ: общеславянское, образовано с помощью суф. –СЬ от той же основы, что и ЛАНЬ, ОЛЕНЬ. Современное ЛОСЬ – из *ols (латинское alces).

Итак, ОЛСА-Олза-Оуза-Ауза-Яуза? Злато-Золото, образовано с помощью суф. –ТО от той же основы, что и ЖЁЛТЫЙ.
Удивительно, но и слово ЛОСЬ те же учёные объясняют, как произошедшее от «рыжеватый, жёлтый» т.е. животное было названо по цвету шерсти.
Так что наше предположение о том, что Яуза=Золотая (*zolto) вполне оправдано!
И река Золса (ЗолотоРогая, Лосиная, Оленья, Ланная (ЛАНЬ: индоевропейского характера, образовано с помощью суффикса –НЬ от той же основы, что и существительное ОЛЕНЬ, ЛОСЬ.

ЗлатоРогая=РОГ: общеславянское слово, латышское rag – «рог». Не отсюда ли ОВ+РАГ=Ораг=Овраг?! По такому же типу составлено и имя Яузы: ОВ+ЗОЛ (золото)=ОВЗАЛ=Авза=Ауза.
 
Безусловно, река Яуза – рогатая, так как имеет большое число истоков-рогов;
река – Золотая, поскольку начинается на востоке и Золотая по торговой причине, поит, кормит.
Южнее Балашихи расположен нпю Салтыковка=Золтыковка=Золотая?!
«Стебель овса, ость, солома», о которых пишет учёный, тоже «жёлтого» цвета, так что первооснова и у «золота», и у «соломы» – одна и та же!
Кстати, и на русском языке ЗОЛОто-СОЛОма пишутся почти одинаково: СОЛОто-Золото-СОЛОма. Солома-Слама-Лама (золотая или жёлтая?!).
 
Если Яуза – Золотая, то, что мы можем представить ещё в доказательство такой точки зрения. Мы уже писали о том, что на востоке Москвы, на территории ПКиО «Сокольники», между 1-м и 2-м Лучевыми просеками, находится …ЗОЛОТОЙ ПРУД! Пл. 11,0 га. Назван так, вероятно, из-за красоты места, пишут авторы. Но мы-то теперь знаем, почему пруд получил такое имя? Из-за реки Яузы!

Не все читатели знают о том, что ПКиО «Сокольники» находится на реке …Яузе, которая опоясывает парк с восточной и северной сторон. А почему парк – «Сокольники»?

Н.М. Шанский и др. предполагают, что общеславянское слово «сокол», возможно, является родственным словам «из греческого и других языков, где значит «большая птица и лебедь». Но так ли это? Ведь тут же данные учёные пишут о птице СОЙКЕ, имя которой образовано от СОЯ, т.е. СИЯТЬ (птица названа по цвету перьев). А не мог ли и СОКОЛ поменован по цвету перьев? Вполне! Так или иначе, но СИЯТЬ вновь приводит нас к …СЕНЬ (вспомним Авсень!). Поэтому и Золотой пруд и парк «Сокольники», и Лучевые просеки – названия не случайные на карте Москвы.

Есть ещё ЗОЛОТОЙ РОЖОК, Лефортовский ручей, река на востоке Москвы, левый приток р.Яузы. Во времена основания Спасо-Андроникова монастыря, когда, якобы, митрополит Алексий в память своего посещения Константинополя в 50-х гг. ХIVв назвал ручей Золотым Рожком (по константинопольской гавани Золотой Рог), имя реки Яузы, как Золотая, уже потеряло своё настоящее значение?

Обратим внимание на Золотой Рожок! Яуза=ЗолотоРогая!

Названия по «золотому признаку» находятся в бассейне «золотой, солнечной» реки Яузы.
Видимо, и речки СИВКА, Сивцев вражек, СИНИЧКИ – от СИНИЙ, СИЯТЬ. Всё, что на востоке-истоке, играло золотом, сияло, стояло у начала.

Запад, наоборот, находился в тени.
Любопытно, что глагол СИЯТЬ родственен готскому слову skenan – “светить, блестеть” и греческому skoios – «тенистый».
Как это понять: с одной стороны – свет и блеск, а с другой – тень?
Авторы поясняют: наше КОНЕЦ – это есть НАЧАЛО; в польском языке УРОДА – значит …КРАСОТА; даже на Украине «уродливый» – это «красивый»; глагол ЗАПОМИНАТЬ звучит в той же Польше, как zapominac – «забывать»!
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии