Государство и кино

    Последнюю четверть века важнейшим из искусств для нас является телевизЕр. Ну, и большое кино, конечно, тоже. А когда большое кино в телевизоре – это искусство уже наиважнейшее. Как ни преклоняйся перед могуществом интернета, вектор в национальном информационно-культурном пространстве по прежнему задаёт именно кино, в том числе и телевизионное.
   Кинематограф по сути своей – искусство имперское. Что в свое время с блеском доказала Лени Рифеншталь (безотносительно идеологии ее творчества). Кстати,  американцы об этом очень неплохо осведомлены… Но когда империя разрушается, на её руинах, вместо пышноцветия национального кино, разрастаются мелкотравье артхауса и сорняки контркультуры. Поэтому, прежде чем начинать что-то делать в области поддержки кинематографа, надо бы осознать, что такой сферы искусства у нас практически нет.
   Начало процессу умерщвления отечественного кино было положено в конце 90-х, когда обломки советского кино оказались в распоряжении «малиновых пиджаков», и экономически, и художественно. Когда ныне здравствующие российские кинобонзы, взалкав оскароносности, как «иваны родства не помнящие», дружно взялись кроить свои «нетленки» на американский манер. И тому же учить молодых. Быстро позабыв своё, по-американски мы делать так и не научились. Поэтому составляющими социокультурного процесса последних 25-и лет неизбежно стали распад и деградация. 
   Главный признак деградации в том, что мы не созидаем свою киноэстетику. Государство и народ, которые начали заимствовать чужие культурные образцы и перестали внедрять свои, — обречены на вымирание как нация. Это - аксиома.
   России сейчас нужен внятный заказ на культурную политику. Потому что у тех стран, которые собираются выживать и сохраняться как страны, заказ в кино есть. Американский примерно таков: «Америка — самая свободная, самая лучшая страна в мире! Америка - капитан Вселенной!»  Социокультурный заказ, определяющий вектор национального развития, есть у французов, англичан, итальянцев, даже у китайцев. Хотя, почему «даже»? Судя по колоссальным темпам развития Китая, заказ у них более чем конкретный!
   Слава Богу, государство российское зримо, хотя и не столь быстро, как хотелось бы, обретает самосознание, формирует взгляд на собственное будущее. Одно из доказательств тому - сетка вещания федеральных каналов на 9 мая. В эти святые дни нас не потчевали, как это было ещё в прошлом году, порнушным «документально-творческим переосмыслением», русофобской «художественной правдой» типа пресловутых «Цитадели», «4 дня в мае», «Служу Советскому Союзу» и прочих «Сволочей». К сожалению, сляпанные по профессиональным американским шаблонам и идеологическим установкам «нулевых» сериалы бледнеют рядом с «Освобождением», со Штирлицем (даже крашеным), и пронзительным «В бой идут одни старики».
   Отдельные попытки вернуться на круги своя и развернуть ситуацию в сторону развития пока не носят системного характера. Удачи случаются только в виде отдельных проектов. Но уже сейчас у нас есть ремейк «Звезды», «Брестская крепость», «Мы из будущего» и «На безымянной высоте». А за пределами телеэфира, в российских кинозалах гордо реет «Легенда №17», уступая по популярности одному лишь «Железному человеку».
Это означает, что юная кинопоросль вполне еще может научиться быть русским национальным кино. Им самим это нужно не в меньшей, чем Государству, степени. Потому что на мировых кинофорумах эпигоны не интересны никому. Там востребованы умные, дерзкие, самобытные работы, выражающие гражданское сознание авторов. И  чтобы соперничать с качественным европейским, мастеровитым американским cinema, нашему полуживому, окраинному кино, существующему на задворках мирового кинопроцесса, для начала нужно как минимум остановить конвейер по производству ложных «державных скреп» и низкопробной пошлой «ржачки».
   Сегодня на планете живет 250 миллионов людей, объединенных русским языком. Хорошо бы объединить их русским кинематографом, русской литературой, театром… Не русскоязычной, а именно русской! И вопрос — будет ли в отечестве формироваться цивилизованная киноиндустрия или по-прежнему деморализованная киноотрасль будет паразитировать на теле государства — вопрос не экономический, а экзистенциальный.
   Нужна государственная воля. Напряжение политических мускулов. Нужно системное действие: в законодательной сфере, в сфере проката, в сфере подготовки кадров. Это и отчисление от проката иностранных фильмов, прямая поддержка отечественного кинопроизводства, и освобождение этой поддержки от налогов. Нужно срочнейшее строительство силами государства собственных киносетей! Фактически есть государственная задача: по-новому спроектировать кинематографическую отрасль при чудовищном давлении внешнего рынка.
   Весной Правительство поддержало законопроект о квоте на показ национальных кинофильмов в российских кинотеатрах. Однако, уже на апрельском совещании вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение ведомствам разработать комплекс мер поддержки отечественного кино. Отрадно создавать, что государство уже на уровне первого вице-премьера Шувалова понимает, что само по себе квотирование, без системной государственной политики, ничего не даст. Только продуманная и последовательная деятельность государства по возрождению отечественного кинематографа может дать результат, следствием которого станет отечественная кинопродукция, способная подвинуть "голливуд" в российском кинопрокате. И чтобы победить в идущей войне идеологий, нужна единая, сконцентрированная государственная воля, аффилированная с волей народов России.
   Как-то так...


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.