Басни из итальянского шкапчика. Часть1. Я еду!

              (Рассказ N 2 из цикла “Друзья и дороги»).
                Эпиграф

      Когда я первый раз приехал в Советский Союз, точнее, в Москву (а это было в августе в середине 80-х) у меня вызвали удивление и врезались в память  три вещи.

      Во-первых, глаза таможенника. Он так смотрел на меня, что мне стало страшно. Словно он ненавидит лично меня, и мне не стоило приезжать. Иначе это плохо закончиться. Я даже посмотрел, нет ли у него автомата.

      Во-вторых, в нос ударил очень неприятный специфический запах. Он сопровождал меня на улице, неважно на какой. На всех. Потом я узнал, что это был запах разогретого солнцем асфальта. Мне сказали, что так пахнет битум.

      И, в- третьих, я решил, что в Москве произошёл военный переворот, а от нас это скрыли. На улицах, в метро, в магазинах было много людей в военной форме. Это настораживало. Теперь я уже знаю, что в Москве  было много военных академий различного профиля, и все слушатели  и преподаватели академий носили  военную форму.
 
                Из разговора с молодым американским архитектором, который     работал в Москве  в  совсем «холодные» времена, когда советские люди боялись общаться с «живым» американцем, дабы не испортить себе характеристики.


     В детстве мне казалось, что слова «космос» и «заграница» примерно одного понятия. Никто из наших соседей, знакомых, соседей знакомых даже не допускал мысль, что туда можно попасть. Причём, о первом печаталось гораздо больше, чем о втором. Поэтому я считала, что космос ближе и понятнее, ведь там уже побывали хорошо знакомые по фотографиям в газетах собаки  Белка и Стрелка. А  в «заграницу» не летали даже собаки. Но мы с моими детками - однолетками особо не зацикливались на непонятном. Нам надо было побыстрее  сделать домашнее задание: прополоть грядки, принести керосин из лавки или сбегать в магазин.  А уж потом можно было до  самой темноты играть в  «Классики», «Испорченный телефон» или в  «Казаки - разбойники». Детвора  собиралась со всей улицы, было весело. И страшнее наказания, чем запрет «не пущу гулять», не существовало. Мы дружно носились в одних ситцевых трусах и сандалиях по  пыльной улице или  прятались в запутанных дворах, так называемого, «частного сектора».  Мы были дружны, равны и счастливы. И никакая заграница нам не была нужна.  Росли мы. Менялись и мы, и страна. И вот уже шептались соседи, что  «Сидоровы, мол, были заграницей, в Болгарии». «А у Меркуловых дочь-то вышла замуж то ли за немца, то ли за югослава...». 
     Это потом было: «Курица – не птица, Болгария -  не заграница».  «Хочу только в Париж!». Хотя мне – то заграница вовсе не «светила». В это время я уже работала в «почтовом ящике».  И я точно знала, что ни в космос, ни за границу я не попаду. А мне очень туда надо было. Нет,не в космос, а за границу. Меня там ждал Давид…

     Время летит, ползёт, бежит, утекает и, обязательно, меняется.  Поездка за границу для многих потихоньку превратилась из сказочного события  в обыденное. Волнующим событием оно остается для новичков, детей, алиментщиков и граждан, желающих  «сэкономить»  на штрафах. А эти нескончаемые очереди  «туда-сюда» летающих людей! Это они превратили взгляды таможенников  из «страшных»  в просто внимательные с примесью той же обыденности, усталости и какой-то отрешенности. Людей в военной форме в Москве стало намного меньше. То ли академии позакрывали, то ли люди форму сняли, то ли военные закончились. А вот «благоухание» асфальта летом в жару  не изменилось, к сожалению.  Кажется, что такое треть века! А изменения в асфальт не закатаешь независимо от того, нравятся они Вам или нет.

     Эта история с поездкой в Италию на фестиваль началась даже не в тот год, когда я заняла первое место  в конкурсе «Волшебное перо - 2012». Этот конкурс  ежегодно проводит фирма «Пирамида Тур» среди участников своих фестивалей. Даже не тогда, когда  я выбирала столь заманчивую награду, как бесплатная поездка на зарубежный фестиваль. А выбрать надо было  один из трёх предложенных победителю фестивалей (приятно! душу греет!). Эта история началась более полувека назад, когда я была совсем маленькой девочкой и только научилась читать. И я начала читать все печатные буквы, какие мне попадались на глаза.  Поначалу смысл прочитанных слов  я не очень могла понять. Например, чем «бидон» отличается от «бетона». Слышится, ведь, одинаково!   Тем более, с бидоном меня бабушка отправляла за молоком к бочке. А куда ходят с бетоном? Слава богу, сейчас я разобралась. С бетоном очень выгодно ходить за прибылью. Но я не об этом. Я об Италии. Надо отметить одно кардинальное отличие Советского времени от времени нынешнего: тогда периодическую литературу выписывали в большом количестве, почти все её читали: детки  смотрели  свои «Весёлые картинки» и «Мурзилки», пионеры - свой «Пионер». А уж взрослые! Чего только мои родители не выписывали: и «Иностранную литературу», и « Юность», «Знание-сила», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и много чего другого. Всё это передавалось из рук в руки по друзьям и знакомым, зачитывалось до дыр, хранилось и снова перечитывалось. Именно, благодаря журналам, я полюбила читать и художественную, и научно- популярную литературу, и научную фантастику (может, кто-то ещё помнит такие маленькие журнальчики издательства «Молодая гвардия»?). И моя тяга к  путешествиям - это наследие «периодики»,наследие журнала "Вокруг света". Все старые журналы  я и мои друзья могли пересматривать сколько угодно: и на чердаке, и в сарае, где они хранилась с 50-х годов.. Но был ещё и солидный книжный шкаф, который моя неграмотная бабушка уважительно называла «шкап». И вот в этом чуде меблировки хранились толстые книги с атласной и прохладной на ощупь бумагой, в которых жила память  о богах и богинях, героях, красавицах и чудовищах древней Греции и такого же древнего Рима. Маленькая я думала, что это фотографии людей без глаз, носов или рук. И очень их боялась. Сердце моё замирало от страха, но я снова и снова тайком пробиралась к шкапу и смотрела на них. И мне казалось, что что-то здесь есть необыкновенное, какая – то тайна связана с ними. Я их боялась и любила.  Особенно, кудрявого Давида. Многих из них («хороших») я зачислила в свои друзья.  Но шло время, и я узнала, что есть слово «история».  Узнала  мифологию древней Греции и Рима.  Мне было грустно расставаться с мыслью, что они не фотографировались, но пришлось. Но, даже узнав, что это фотографии скульптур, которые находятся в Италии и Греции, я не стала их исключать из списка друзей. И очень жалела Давида, который раздетый стоял на площади в далекой  Флоренции.  Я росла, кумиры менялись. Были среди них и Олег Видов, и Ален Делон, и Владимир Коренев (куда ж без него в те далёкие времена, без «человека – амфибии»). Но их черно-белые фотографии в киоске стоили 8 или 9 копеек. А для моего Давида всегда находилась красивая толстая книжка, да ещё и в глянцевой обложке. Помыслить о поездке за границу в капиталистическую Италию в те времена я не могла. Это просто было немыслимо! А уж когда я стала работать в закрытом городе Арзамас-16,  в «ящике», тем более: даже мысль о капиталистической Италии надо было замазать черной краской в голове. Так и стоял мой одинокий недосягаемый Давид   под солнцем и звездами  не моей Флоренции. Но я упорно продолжала надеяться на встречу. Я ждала…

    И дождалась. Именно с этого я и начну свой рассказ о VII Международном фестивале – конкурсе «Вива Италия»-2013. И начну словами гимна,  который поют все участники всех фестивалей, проводимых ООО «Туристическая фирма Пирамида Тур». Так вот длинно получается, если писать официальным языком. «В миру» бы участники сказали проще: «фестивали, проводимые  Пирамидой». Эти слова гимна очень полно отражают смысл титанической работы, проводимой Пирамидой. Фестиваль - это не только деньги. Почитайте слова, а ещё лучше побывайте на фестивале, и ответ на вопрос «Зачем?» сразу появиться.

                Мы собрали Вас всех, чтобы мир сделать ярче,
                Чтобы наша земля закружилась в блестящем
                Круге танца, игры, в волшебстве сотворенья,
                Чтобы мир и любовь овладели Вселенной».

                Гимн «Мы дети 21 века».Муз.Д.Дунаева, сл.И.Овериной

     Хорошие,  добрые слова из гимна, который все с удовольствием поют. В Италии я их не только услышала, но прочувствовала и полюбила. Первый раз этот гимн я слышала на Словацком фестивале «Еврофест». Но там под моей ответственностью были дети, родители, преподаватели, выступления, участие в гала-концерте. Поэтому, кроме «слышала», «пели», ничего сказать не смогла бы.  Ой! Вспомнила про фестиваль «Еврофест» в августе 2012 года, отвлеклась и перечитала свой отчёт «Сороке где-то бог послал кусочек Словакии».  Спасибо тебе, дедушка Крылов, за твою басню, что помогла победить в конкурсе «Волшебное перо»! Эта победа принесла заманчивое предложение из «Пирамиды Тур» от руководителя проекта: было предложено на выбор три фестиваля. Один другого интереснее.Но сразу вспомнилась твоя, дедушка, басня «Лебедь, рак и щука». Ведь эти фестивали стали мою душонку тащить  каждый в  свою сторону! Удивительное это слово:  «Выбор»! Этот выбор, что ветер,  поднял, как пыль, сумятицу в моей голове. Сначала долго выбирала, мечтая сразу и о Вене, и о Риме, потом стала метаться между Чёрным и Средиземным морями. Потом всё-таки выбрала.  И как только всё твердо решила, сразу подкрался этот самый выбор и начал нашептывать: «А правильно ли ты выбрала? А не промахнулась ли?»  Слава тебе, Создатель! За меня выбор сделали обстоятельства, на них и можно переложить всю вину, если будет промах.

     Итак.…  В марте я должна везти делегацию из своей школы искусств на Московский фестиваль... И образ прекрасной Вены с распрекрасной Прагой растаял в дымке рабочей атмосферы.  Этот фестиваль тоже проходил в марте. Следующий – в начале июня.Тут уже подсуетились «шустрые  ручьи» суматохи, вызванные окончанием учебного года, и «смыли»  золотые пески Болгарии. Поняв, что если я не возьму в одну руку веер для разгона дыма  рабочей атмосферы, а во вторую - лопату для отведения в сторонку  сих шустрых ручьев,  то и  с Италией мне не встретиться. Взяла веер. Взяла лопату. Устроила сквозняк, прокопала канаву, собрала чемодан и покатила в неизвестность под названием «VII Международный фестиваль-конкурс «ВИВА ИТАЛИЯ!»

     Ехала и удивлялась, что еду. Что-то я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы мне доставалось что-нибудь  даром и без усилий. Нельзя же назвать усилиями, когда ОРЗ и температура заставили меня написать отчёт о Словацком фестивале 2012 года. Правда, им ещё помогал бронхит, заработанный в дороге из Словакии. Как говорит один мой добрый приятель: «Ты что, головой ударилась о косяк, что стала писать отчёты?» Но вот я уже в Москве. 19 июня мы вылетаем… 18 июня 6 часов вечера, а я не знаю, когда и откуда вылетаем. Внутри звякает колокольчик тревоги...Но зазвонил телефон, и не слон, а «Пирамида». Колокольчик заткнулся! А следующим утром я, весёленькая, еду в аэропорт « Домодедово». Путешествие началось!

     А сейчас я начну «Басню №1 из итальянского шкапчика»,  точнее побасенку. Прошу не путать со сказками. Дедушка Крылов, я твоя преданная и верная поклонница. И первую басню я назову «Без труда не вынешь рыбку из пруда», что  переводится с сорочьего языка как «без мытарств в Домодедово не займёшь место в самолёте». Но всё по порядку. «К барьеру!» Точнее, «К стойке регистрации!». И я всё-таки начинаю «Басню №1», но, чтобы сразу оградить себя от упреков типа « Ну, а об этом Вы зачем написали?  Хорошего было больше»,даю пояснение. Беленькое на черненьком очень хорошо смотрится,  да и чёрненькое выглядит как-то ярче, эффектнее  на беленьком. Кому не хватает полутонов – сами поработайте с  серой красочкой разных оттенков! Это же просто мои впечатления о  поездке!  И вот мною выбранный эпиграф. Конечно, из басни Крылова. А откуда ж!

                Таланты истинны  за критику не злятся:
                Их повредить она не может красоты;
                Одни поддельные цветы
                Дождя боятся.
                Басня И.А.Крылова «Цветы».

     Экспресс мчал, экспресс домчал. Я в Домодедово. « Пирамидой» встреча назначена у стойки регистрации нашего рейса. Народ «толстой кишкой» выстраивается в очередь. Я тоже выстраиваюсь, но без документов. Игра из разряда «Авось!» или «На всякий случай». Часики тикают, но документы ниоткуда не появляются. Начинаю метаться по очереди и приставать к разным группам с детьми. Вдруг и они такие же бедолаги. Наконец-то, нашла группу, желающих вылететь на фестиваль «Вива Италия».  Мечемся вместе. По телефону приятный женский голос отвечает «Ждите! Пробки!» И вот, наконец-то, у колонны сбоку начал клубиться народ около молодой женщины. Подходят к ней несколько возбуждённые, а отходят, почти все, довольные. Я тоже захотела стать довольной и стала пробираться в середину толпы жаждущих.  Мне, второпях, вручили стопку документов, и  оттёрли от колонны. Читаю и понимаю, что неожиданно становлюсь руководителем группы численностью не меньше 20 человек. Причём все с незнакомыми для меня фамилиями. Куда девать эти бумаги, кому отдавать? Только назад, к колонне, там спасительница, которую, правда, уже закружили взволнованные руководители. Кое-как удаётся вернуть документы. Но не все. Так как мифическая Соколова вписана в один документ со мной.  Уж его я точно не собираюсь выпускать из рук. Хожу, как зомби, по всей очереди, повторяя: «Вы не Соколова? А Вы?» Но преодолен и этот барьер. Зарегистрировалась, получила желанное место в самолёте «у прохода». Вздохнула, зачехлила нервные колокольчики и, гордая, от «хорошего улова рыбки из пруда», иду на посадку. И тут понимаю: то ли я сачок для ловли рыбки забыла, то ли ячейки у сачка слишком большие, но рыбка не вынимается из пруда.  Ах, вот в чём дело: работники аэропорта  «забетонировали пруд»!   На втором этаже перед входом к заветной таможне колышется, колеблется, подёргивается огромная толпа потных сердитых мужчин и женщин с зажатыми между ног испуганными малышами. Духота. Стоят молча и, похоже, насмерть. Информации никакой. То ли зависли компьютеры, то ли привычный российский бардак, то ли и то, и другое. Мне показалось,что  страна решила избавляться только от людей из бывших советских республик. Тоненьким, еле слышным голосочком, дежурная зазывала на посадку пассажиров, улетающих в Ташкент, Тбилиси и Душанбе. И они, как тяжеловозы, пытались рассечь спёкшую от духоты массу людей, чтобы добраться до заветной ленточки, отделяющей таможню от нас.  В фарватере за ними протискиваются одуревшие папы и мамы с придушенными  маленькими детьми или взрослые дети с обвисшими пожилыми родителями. «Люди X» с  других рейсов. С трудом добираются они до разграничительных ленточек, разделяющих  второй этаж аэропорта Домодедово на два мира. Первый мир - это ничего непонимающая бесправная толпа пассажиров, спрессованная волнением, недостатком информации и кислорода в огромный кулич из человеков, желающих улететь. И второй – спокойная, вольно стоящая рать охранников и сотрудников, причём второму миру доступен кондиционированный воздух. Везет же некоторым!  Но вот и мы, риминьские, прошли, пробились, протиснулись в прохладу за ленточкой, тут же позабыв о проблемах оставшихся. Нас манят кресла залов, блеск и аромат магазинов «Дьюти фри». Тем более, что у меня не было оторванных и потерянных пуговиц на одежде, и это способствовало хорошему настроению. Ещё и девушки из «Дьюти фри» постарались. Они вручили мне вместе с духами с новым ароматом красивую косметичку с чем-то, что я удосужилась рассмотреть только перед отъездом из Италии. А зря! Это был подарочный набор кремов и декоративной косметики. Или второй бесплатный подарок судьбы!  Но жадность не проявила бдительность, и оптом подарки судьбы в чемодан не плюхнулись. Зато я радостно плюхнулась в заветное кресло у прохода  и с облегчением сказала себе: «Всё-таки, я вытащила эту рыбку из пруда! Я – молодец!»

     Полёт проходил на нужной высоте и в  прямом, и в переносном смысле. С полным набором упражнений и развлечений. Упражнения под кодовым названием «Глухая акула» выполняли симпатичные стюардессы, чем очень радовали пассажиров. По лицам мужчин было видно, что они точно не думают о голодной акуле, которой в глаз будет светить лампочка, когда мы окажемся в воде, и она нами начнёт обедать. Обычный стандартный набор развлечений: сок и вода, обед и чай-кофе, дремота и туалет. Ан, нет! Не всё, как обычно. Снова подарок судьбы! Мне, невнимательной, да ещё не носящей так необходимые мне очки, удалось сделать доброе дело. Найти сначала золотую цепочку, а потом и красивый золотой кулон ( причём, из гарнитура, вдвойне обидно потерять!) для одной симпатичной невысокой блондинки элегантного возраста, Она даже не заметила сего прискорбного факта, но, естественно, очень обрадовалась. Как выяснилось в дальнейшем, это я порадовала нашего председателя жюри. Вот такие совпадения. Дальше всё протекало в штатном режиме. И после радостных аплодисментов экипажу мы вышли под ласковое  (ну, такое вот оно было) солнце Италии. Прилетели, посуетились, расселись и поехали. Не очень далеко, что нам понравилось, Кажется, на 24 остановку к нашему отелю.

      А вот тут начинается «Басня №2 из итальянского шкапчика».  Но мораль второй басни много лет назад уже написана: «А, вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!»  А может это басня под названием «Волк. Коза. И капуста»? Но к написанию её Иван Андреевич Крылов, к счастью для него, никакого  отношения не имеет. Её писали  «с листа». Кто, конкретно, не знаю, но кто-то ещё кроме нас.  В таком заселении я  участвовала первый раз.  Даже с учётом моего доброжелательного отношения могу прокомментировать так:  «Садись! Три с минусом!» Что говорили руководители делегаций, я писать не могу. Сказать: «Расселение в режиме «Замедленная съёмка»- это будет неточностью. Гораздо медленнее! Подробно знаю о своём заселении. Меня сначала заселили в одноместный номер, от которого я всячески отказывалась, так как в ваучере у меня была ещё записана  в пару к Сороке  Соколова. Я даже пошутила: «У нас будет «Птичий номер». Но…  Мой номерок был симпатичный, хотя я долго искала душ. Все хотят в душ после длинной дороги, и я хотела. Мне было невдомёк, что душ и лейка под потолком, разбрызгивающая  воду на унитаз, раковину и на всё, до чего она могла дотянуться - не дальние родственники, а что лейка и есть душ. Это устройство покорило меня своей незатейливостью. Я аккуратненько разложила всё,что можно разложить, развесила то, что хотело висеть, на плечики, и решительно пошла знакомиться с  так потрясшим меня устройством. Я погорячилась! Ко мне постучали и предложили перебраться в «шкаф»  или «купе» с двумя раскладушками, в России гордо именующими себя «еврораскладушки». Но, как не выпендривайся, если ты раскладная кровать, то ты и есть,по-русски, раскладушка! Именно, благодаря этой «каморке папы Карла» и родилось название «Басни из итальянского шкапчика». «Материальное рождает духовное» -  так развивается гармония по-риминьски. Какое материальное, такие и басни. К счастью, в нашем шкапчике было такое же устройство, и я смогла им насладиться. И я, и унитаз, и раковина,и туалетные принадлежности с туалетной же бумагой, и даже полотенца. Мы ни в чём себе не отказывали, мылись дружно! После длинных экскурсий мы даже по-любили наш «душ по- итальянски.» Раньше я никак не могла понять некоторые отзывы об отелях в интернете, а сейчас, пожалуйста. Вот что значить перейти на новый уровень развития. Но ещё на более высокий уровень знакомства с отельным бизнесом я перешла, когда зашла в гости к председателю жюри! Вот это уровень демократии! Как сказала Оверина Ирина Георгиевна: « Таких номеров в природе быть не должно». К другим людям, после увиденного, я побоялась зайти. Зато у Лидии Абрамовны не было «роскошного» вида, как у нас. На задний двор с  засохшим деревом и мусорными контейнерами. А амбре! Хорошо, что мы не наслаждались отдыхом на балконе. Малюсеньком балкончике.  Мы бы там просто не уместились, будь он даже с видом на роскошный морской закат.
      В нашем шкапчике я жила вместе с Соколовой Татьяной Алексеевной, руководителем  из Тулы и, по совместительству,  рекордсменкой по переселению из комнаты в комнату. Наш номер был у неё по счету четвёртый. Причём, в третьем выяснилось, что туда был поселён ещё и дяденька. Но ей это «не показалось», и, переждав суматоху, она благополучно устроилась   со мной в номере. Это притом, как она сказала, что  доплачивала за одноместное размещение. Но я пишу «благополучно», потому что жили мы дружно. Она, как добрая фея, превратила нашу каморку в светский салон, где её интересные рассказы и наши  весёлые разговоры продолжались  далеко за  полночь. И коллектив, с которым она приехала, состоял из симпатичных приятных девчонок и их замечательных мам. Они меня не бросили в одиночестве, и я  притулилась к туликам. Вот такой каламбур, для меня очень приятный.

      Вообще, на этом фестивале мне везло на общение с  интересными, замечательными людьми. Я приехала одна. Причем мой статус не всем был понятен, точнее, всем был непонятен. Да и я сама затруднялась определить, что же я должна делать,и каково моё предназначение. Примечателен в этом смысле разговор на следующий день после приезда в ресторане во Флоренции, куда мы пошли с одним из членов жюри Степашкиным Виктором Алексеевичем. Прохладный зальчик, расслабленная атмосфера, вкусный обед.  Жара забыта, помнится только потрясающая экскурсия, устроенная для нас гидом Сергеем.  Хорошо…. И вдруг он задаёт вопрос: «А вы здесь  в качестве кого?». Я пытаюсь объяснить, что, мол, в прошлом году… и так далее. И рассказываю всё про «Волшебное перо». «Так Вы будете писать о нас?» И я мямлю, что я писать-то не умею, что до этого конкурса, где я победила, я лишь 40 лет назад в школе писала сочинения. Кстати, как и все, кто учился в школе. Велика заслуга! «Так Вы нас фотографировать будете для следующего конкурса?» - пытается выпытать у меня хоть что-то о моей роли на фестивале Виктор Алексеевич. Этот вопрос резко увеличил размер моих глазок, проще говоря, я вытаращилась от удивления или недоумения. Я!? Фотографировать!? Да я это и не умею! И фотоаппарат у меня старая «мыльница», у которой главное достоинство: крохотность. Перед ней изначально никто и никогда не ставил задачу делать качественные  кадры. В общем, ни я,ни моя «мыльница» делать этого просто не умеем.«Так что же Вы будете делать на фестивале?» Так что же я должна делать на фестивале? А я должна? Или не должна?

     И тут на помощь мне снова пришёл уважаемый мной дедушка Крылов со своей басней «Ворона и курица» (Птица Сорока всё о птицах печётся). Мораль в басне замечательная.

                Так часто человек в расчётах слеп и глуп,
                За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
                А как на деле с ним сочтёшься-
                Попался как ворона в суп.

     И я решила, коль попала на фестиваль, то не хотелось бы вызывать в людях одно недоумение. Как сумею, так и напишу итальянские побасенки. Какие кадры получатся, из тех и сделаю фоторепортаж. Конечно, «беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник!» Но  Иван Андреевич не жил в бурные 90-е, когда ломались судьбы!   Тогда все перепутались: и «сапожники», и «пирожники». Но люди с характером «испекли» или сумели «стачать» себе новую судьбу. И у некоторых это вышло очень даже неплохо. Может кто-то себя увидит на моих фотографиях и скажет: «А я здесь ничего получилась!»  А некоторые вдруг даже прочитают до конца мой отчёт и подумают: «Мура какая-то. Я бы лучше написал». И в следующий раз возьмут и напишут. Вот это и будет хорошо. И сомнения, типа «между небом и землёй поросёнок бьётся», стали отступать. К спокойствию моему приложила руку и сама Ирина Георгиевна Оверина. Она определила, что место моё среди членов оргкомитета и жюри, и что я не должна «скользкой противной медузой» болтаться между коллективами. Место моё было названо «независимый наблюдатель». Людям было сказано, что я могу про них и написать. Но всем это было «фиолетово». Италия, лето, море, красное вино. Да и я не только черное вижу. Ведь не «Хавронья», а Сорока. Да, опять Крылов!

                …но как же критика Хавроньей не назвать,
                который, что не станет разбирать,
                имеет дар одно худое видеть?

     В моей писанине, как в песне «…не дойду я до дома! Завела меня тропка дальняя…» Ведь стала писать об интересных людях и отвлеклась.
Начну с КВН-2013, с 1/8 финала, с выступления команды из Одессы. «За англичанина всё всегда решает королева, за американца - конституция, за китайца - компартия, за одессита - мама». Я бы добавила: «за фестиваль - руководитель проекта».  Чтобы руководить организацией фестиваля надо быть сильной личностью,уметь решать кучу и обязательных вопросов, и неожиданных. Жить жизнью очень занятого человека. Такое сложилось впечатление. Но тут я могу и ошибаться, так как фестиваль - это готовое блюдо, которое мне удалось попробовать в разных городах и странах.  В итальянском блюде, по-моему, не хватало информации.  И отсутствовал официант (читайте, администратор или координатор). Ведь кто-то это блюдо под названием фестиваль «ВИВА ИТАЛИЯ!» должен красиво донести до потребителя. Шеф-повара, по-моему, не должны этого делать. К этому выводу меня подтолкнул пятрадцатилетний стаж  поездок на фестивали разного уровня. Я, например, была удивлена, когда на Круглом столе в последний день фестиваля руководитель из Якутии сказала, что они бы тоже с удовольствием посмотрели выступления других коллективов в первые два дня фестиваля, но они не знали. Им никто не сказал. Сами они выступали  только на третий день. А они ведь ехали до Италии чёртову уйму времени. 2,5 суток плыли на корабле из своего малюсенького села Жиганска до аэропорта, затем летели до Москвы из Якутии, 2 суток отстучали  на поезде, затем сутки на автобусе по Европе до Римини. И, взглянув одним глазком на Италию, должны будут проделать весь маршрут в обратном порядке. Конечно, им охота посмотреть как можно больше. Что слышала, о том и пишу. Но на кухне у «Пирамиды Тур» я не была, рецепта приготовления фестивального блюда не знаю, писать буду про другое. Про людей, которые мне встретились на фестивале.
 
     География фестиваля широка. Условия проживания и условия работы у всех разные. Но всех руководителей, с кем я познакомилась, объединяли такие качества как энтузиазм, влюбленность в своё дело, энергичность. Одних можно сравнить со степными простором: они терпеливы, спокойны и их трудно рассердить. Другие как ручьи: весёлые, улыбчивые, дружелюбные. Была даже одна "бабушка- грозовая туча". И когда она "проливалась дождём" всем мало не казалось.С энергетикой на фестивале всё было нормально. Вообще мне нравятся энергичные люди, умеющие добраться до поставленной цели. Я, к сожалению, не могу этим похвастаться. Я как-то одну руководительницу с мощной для женщины энергетикой сравнила с долиной гейзеров, а ей не понравилось. Вот что в справочниках можно прочитать об этом чуде природы: « явление в природе редкое и необычное». Или « долина состоит из гейзеров, горячих источников, грязевых котлов, термальных площадок, водопадов и озёр. Обладает большим биоразнообразием. Высокая контрастность природных условий и микроклимата. Нельзя предсказать, где и когда появится гейзер или сработает грязевой котёл. Долина уникальна, весьма уязвима к внешним воздействиям». Очень подходило для описания её характера.Я вкладывала смысл, что редкие качества заложены ней,а в ответ услышала, что её сравнили с грязевым котлом. А-а-бидно! Стараешься рассказать пообразнее,и на тебе: грязевой котел!  Может я не совсем правильно описываю характеры, так как на фестивале лишь «шапошно» успеваешь познакомиться с людьми.Но одно я точно знаю и про долину гейзеров, и про всех талантливых энтузиастов: «В целях сохранения равновесия уникальной экосистемы рекреационная нагрузка должна жестко нормироваться».Очень сложная работа быть руководителем творческого любительского коллектива. Таких людей надо беречь, им надо помогать. Энергетика энергетикой. Но на каждую энергетику всегда найдётся свой Чубайс. И всё-таки с большим удовольствием я напишу о детях: участниках и главных действующих лицах фестиваля. Стройные красотки-"камышинки"-девчонки из танцевальных коллективов. Мальчики- танцоры, как "молодые дубки, не вошедшие в силу". А рыженькие "лисички" калужского хора!? А "изюминки" любого фестиваля малыши!? "Галчата"  с раскрытыми клювиками- хоровики, прыгающие "лягушатки"- танцоры, и симпатичные важные "котята"- инструменталисты. Радость души и глаз! И всё это "разнообразие" управлялось и направлялась режиссёрами. «Двое из ларца». Симпатичные молодые ребята. Видно было, что стараются. Стремятся стать профессионалами. Я поняла, что это их первый проект за границей. Вот так на мой взгляд выглядел пёстрый состав участников. А я как акын, что вижу, то пою.

      Кстати, об акынах. Сложное это дело «дружба народов»! С нами в отеле был размещён коллектив детского хора из Астаны. Такие чудные шустрые ребятишки. Как птенцы с открытыми клювиками и чёрными глазками, преданно смотрящие на свою преподавательницу. Мы ими все любовались, но лишь до определённого предела. Предел был определён бабушкой, приехавшей с этим коллективом.  Таково недоброжелательства и разнузданного поведения у взрослых непьяных людей я не встречала. Она любой разговор сводила к одному,что Вы нас, казахов, ненавидите и унижаете. При этом, забыв «об уставе в чужом монастыре», везде вела себя, мягко напишем, неадекватно.  Причём избавились от этой напасти мы неожиданно. Когда она стала оскорблять хозяйку гостиницы (добралась и до неё), та просто сказала, что позвонит в консульство с жалобой, и они 10 лет не смогут приехать в страны Шенгена. И мы все вздохнули с облегчением. И в ресторане стало тихо. Но не в венецианском. Там уж она добавила  свою последнюю "ложку дёгтя" в нашу "бочку мёда". Но потом её вправду не стало слышно. Видно, перешла на шепот.

      Выше я упомянула о хозяйке гостиницы. Здесь я чуть задержусь. Евгения. Женя. Русская женщина с необыкновенной судьбой. Из тех, кому в жизни выпала и «горящая изба», и «конь на скаку». Но она не сломалась, не ожесточилась, не стала чёрствой. Осталась улыбчивой и внимательной к людям. Умница, Женя! Так держать!  Огромное спасибо и её сыну Саше. Пришлось столкнуться с медициной по- итальянски.  Не мне лично. Бог миловал, прошла сопереживателем. Ездила с Овериной. Если бы не Саша, не знаю, как бы мы перешли этот «Рубикон».  Конечно, о страшном нельзя языком анекдотов. Но вот вспомнился анекдот про чукчу, которой дверцей такси сбил мечущуюся на переходе бабку. Как в анекдоте, Саша с полным правом может сказать, что «если бы не я, жизнь твоя,как та бабка, мимо проскочила».  Короче, с июня месяца я больше не ругаю российскую медицину. Знакомство с итальянской отшибло напрочь такое желание. Критикую вместе с народом медиков в  длинной очереди в кабинет врача, но тихонечко, по - щенячьи  повизгивая. Теперь ценю, ценю, ценю.  В итальянской клинике, сидя в одиночестве на холодном железном стуле, я почему – то вспомнила слова из далекой школьной истории: «звериный оскал капитализма». Хотя вокруг всё было такое радужное:  бело-голубое задание клиники, бирюзовые простыни, автоматы с колой и чипсами, яркие и разноцветные, как рыбки в Красном море, стайки медсестёр.  Вспоминать не хочется об этих 4 кошмарных часах. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Вот и эта история со счастливым концом.

      Но я не о медицине. Я о людях, с кем ездила на экскурсии, на концерты, с кем загорала и провела немало приятных минут за трапезой. Люди интересные, эрудированные, эмоциональные, доброжелательные,  с богатым жизненным опытом.  Они с юмором рассказывали об этом самом опыте, а я слушала и думала: «Как мне повезло, что я сижу с ними за одним столом!» Вы, наверное, уже поняли, что это члены жюри. Нет, крылышек и нимбов у них нет. И, когда однажды вечером Лидия Абрамовна Устинова (председатель жюри) «выдернула перо из моего распушившегося хвоста», мало мне не показалось. Я сразу опять вспомнила о Крылове с его басней «Ворона»:

                Когда не хочешь быть смешон,
                Держися звания, в котором ты рождён,
                Простолюдин со знатью не роднися:
                И если карлой сотворён,
                То в великаны не тянися,
                А помни свой ты чаше рост,
                Утыкавши себе павлиным перьем хвост.
                Ворона с Павами пошла гулять спесиво…

     Нет, я не вела себя, как та Ворона, и не навязывалась Павам. По крайне мере, мне так казалось и так хотелось. Просто иногда высказывала своё мнение с позиции «А мне нравится!» или «Что-то не очень». Но как пишет Иван Андреевич:

                Я эту басенку вам былью поясню…
                И сделалась моя Матрёна
                Ни Пава, ни Ворона.

     А как Вы думаете! Профессорско-преподавательский состав! Иногда казалось, что я юная пионерка, с гиканьем несущаяся по коридору школы. И, будто бы, на глазах у директора школы я роняю и пионерский горн, и барабан, и (о, ужас!) знамя пионерской дружины. Но это был мелкий эпизод. И председатель жюри Лидия Абрамовна, и все члены работали очень ответственно, справедливо и доброжелательно. Было очень интересно всё это увидеть (побывать на «адской кухне») и даже капельку в этом поучаствовать. Многократное участие в фестивалях за долгие годы работы  убедило меня, что все довольными быть не могут.  Часто руководитель коллектива  работает на энтузиазме, за нищенскую зарплату,  с трудом находя средства на костюмы и поездки. Низкий поклон им за это! Они столько отдают детям! Но. … Но общую картину фестиваля видят члены жюри и не за один день. И на этом фестивале они работали высокопрофессионально.  Хотя и им иногда было трудно. Ведь на этом фестивале можно было стать или Лауреатом, или получить Диплом участника. Про Гран-при я тут не говорю. Просто нужны ещё и Дипломанты разных степеней. Тогда справедливости будет больше,а огорчённых меньше.  Вот так неспешно я и выхожу к теме «Про самое главное – про выступления». Про «слона», которого нельзя было не заметить. Про сам фестиваль -  конкурс!

     Вот уже более десяти лет я с учащимися и преподавателями нашей  школы искусств  бываю на разных фестивалях – конкурсах: и Областных, и Всероссийских, и Международных. Последние из названных мы посещаем как в нашей стране, так и за рубеж ездим.  Слава богу, с кем ездить и что показать нашей школе на фестивалях имеется. Было бы на что. Обычно  наблюдается такая закономерность (вероятно, из-за финансов): фестивали, проводимые в Рос-сии, многожанровые, многочисленные. Сильнее, так что ли написать. А  вот какой будет за рубежом! Попадали на разные. Но в этот раз фестиваль «Вива Италия!» приятно удивил. Это отмечали многие руководители коллективов, с кем я разговаривала. Было много участников, причём, много сильных коллективов, удачные номера,  хорошие сцены, хороший звук. Созданы условия для закулисной жизни. Коллективы приезжают, и это показатель хороший. Все сейчас имеют доступ к информации, обмениваются информацией и стараются выбрать лучшее для своих коллективов. Но это всё около, а теперь о самом конкурсе.

     «Было у меня три счастливых дня!» Это о нём, о  нашем конкурсе. О хорошем, сильном конкурсе!   Никто не сможет сказать, что Сорока из-за птичьего снобизма  не  заметила очень большого, талантливого, эмоционального и доброго "слона» по имени Конкурс.  Первый день нас всех удивил и порадовал разножанровостью коллективов. И даже разнообразием номеров внутри одного коллектива. Выступления на фоне древнеримской арки, особенно на фоне ночного неба с изящной риминьской луной,  выглядели очень эффектно. Красиво подсвеченная арка императора Августа,  теплый летний вечер и пьянящий воздух Италии – вот самые лучшие декорации для конкурса. Этот фактор добавлял доброжелательности строгому жюри и воодушевления участникам.  Наверное, где–то, и звукорежиссёру, и осветителю. Все три дня аппаратура не смела свистеть, гудеть и пищать. Один раз взбрыкнула, но её так быстро и так строго  призвали к порядку, что больше она об этом не помышляла. Интересно было и «за кулисами», условными.  Взгляд изнутри:  на ребятишек, их мам, их руководителей, на то, как они переживают за «своих» и  смотрят за выступлениями «чужих». Но, главное, конечно, выступления на сцене. Многие коллективы произвели хорошее впечатление и запомнились:  кто какой–то «изюминкой», кто костюмами, кто симпатичными конкурсантами.  А  кто–то всем сразу. Вспоминаются  выступления «на одном дыхании».  Я могу написать, кто мне понравился и запомнился или не очень понравился и этим запомнился. Например, маленькие девочки, наряженные в чёрные плащи и в чёрных очках, наверное, изображающие взрослых, вызвали недоумение.  Даже непонятно, зачем всё так ускорять в этой жизни. Что они дальше не повзрослеют? Очень забавно смотрелся ансамбль русских народных инструментов «Кубанские казачки» из Краснодара.  А чего стоит название песни  «Строительство домика кума Тыквы»!  Сразу расположили к себе. Инструменталистов было немного,  и они поэтому запомнились. И квартет «Карусель» из Омска был хорош в номинации 14-16 лет. Особенно, с номером «Кантри». Понравились Константин и Ольга Кизимовы. Номинация «Профессионалы», и этим всё сказано. Они ещё и юную поросль привезли, что бы привыкала. Это я о юном Диме Кизимове. Огорчило, что было  немного  народной  песни. Зато хорошее исполнение было у Леночки Тюриной из Тулы. Это и было оценено Гран -  при. Но ей ещё и танцевалось, и выступала она в костюмах, которые сама сшила и которые победили в  декоративно - прикладном конкурсе. И это не удивительно.  Всегда заметно, что если одарённого ребёнка поддерживают родители, толк получается. Ленина мама была с ней на конкурсе. И помогала, и переживала, и мешала, и радовалась. Но, главное, разделяла  интересы дочери. Как важно ребёнку это знать.  Мне понравился хор из Калуги. Очень симпатичный хор «Майский день». Хороший солнечный майский денёк! И не зря понравились. Жюри высоко оценило их выступление.   Но этот фестиваль хорош был танцами: и народными, и современными. Исполнялись и большими танцевальными коллективами. Иногда казалось, что немаленькая сцена у Арки Августа крошечная. Танцева-ли и квартетами, были солисты. Да разве можно не отметить выступление Халидам  Махмутовой  из Алматы. Такая пластичная  девушка! А мимика! Это была не приклеенная профессионально заученная улыбка!  «Театр мимики и жеста!», «Театр одного актёра!» Танцуя, она вся светилась! Уйгурские танцы понравились своей необычностью. К разряду «Экзотика» можно отнести и якутские обряды в исполнении народного фольклорного ансамбля  «Осиктакан» из далёкого села Жиганск в Якутии.   Одна из танцевальных композиций называлась «Обряд очищения чичипкан». В интернете поищу разъяснение. Интересным было и горловое пение Сусанны Павловой. Правда,  с якутским искусством танцевать летом в мехах и петь изнутри я уже сталкивалась, причём в Римини. Но это было в другое время и на другом фестивале. А вот уйгурские танцы видела впервые.  Конечно, в том, что восточная девушка замечательно исполняет свои народные танцы, есть некая прогнозированность. А вот когда восточный танец также пластично  и красиво исполняет солистка из Тулы!   Это я о Татьяне Яковлевой. И это радует и вызывает гордость! Мне ещё  понравился Венесуэльский танец в исполнении  талантливых юношей и девушек из ансамбля   «Искорка» из Караганды. Нечасто детские хореографы включают в свой репертуар танцы далекой Венесуэлы. Конкурс надо видеть, а ещё лучше участвовать в нём.  Поразила география конкурса. «От Москвы до самых до окраин»…. Не буду перепечатывать раздел «Участники». Кто был, тот знает. Кто захочет, тот узнает.  Но я о другом. География фестиваля может быть замечательной. Но чтобы эта география попала на фестиваль, надо вырастить «фестивальных» детей. Таких талантливых, как на этом фестивале. Ведь когда составляется программа фестиваля, она базируется на заявках. Трудно понять какой расклад получится по конкурсным дням. Это же не гала концерт, который строиться по факту. Так вот на этом фестивале всё удачно шло, по нарастающей. Каждый последующий день не огорчал, а только  радовал. Особенно меня.  Я очень люблю народный танец.  И  каких только танцев не увидела! Очень меня радовали танцевальные коллективы.   Но не только народные радовали. И современные  тоже. А уж «малипусики»  из города Артём из коллектива «Грация» никого не оставили равнодушными! Их «Игрушки» покорили зрителей. Писать хочется о многих. Ведь после каждого дня фестиваля можно было глубоко вздохнуть, выдохнуть и сказать «Хорошие выступления!».

      Но напишу ещё только об одном номере, который мог быть украшением любого дня фестиваля. Он был украшением  и конкурсного дня, и гала-концерта. Номер сильный. Я отнесла бы этот танец к разряду философских, номер -  размышление. У многих «мурашки бегали», у кого–то слёзы наворачивались на глаза, он никого не оставил равнодушным. Я о танце «Расскажи мне» в исполнении ансамбля «Акварели» из города Зеленоград, из Москвы. Казалось бы, ну как  несколько юных девушек в каких-то серых хламидах  в рваном ритме современного танца  могут затронуть души такого количества зрителей!?  Им это удалось!   А нам это удалось посмотреть даже два раза!  И Лидия Абрамовна Устинова сказала: «Интересно, а кто хореограф этого номера?»  Когда человек так много знающий, очень много, о хореографии задаёт такой вопрос заинтересованно, это говорит о творческой удаче хореографа – постановщика. Я тоже захотела узнать и узнала. Хореограф – молодая девушка Оксана Тимошенко. Дочь руководителя коллектива Анжелины Ивановны Тимошенко, которая и привезла свой коллектив на фестиваль. Самой Оксаны не было. С творческой удачей тебя, Оксана! Но, конечно, молодцы все участники фестиваля, устроившие такой красивый праздник в Римини.  Хотя гости Римини могли быть и поактивнее.  Нет, те, кто пришли, хлопали, аплодировали, радовались.  Эти – молодцы! Но, если бы их пришло больше, аплодисменты были бы громче.   Хороший был и гала-концерт, яркий, весёлый. И, немножко, грустный. Это же последний листочек календаря фестиваля.  Но мы будем смотреть на фотографии и вспоминать. Можете посмотреть и на мои. Я их делала с любовью к фестивалю и ко всем его участникам. А если Вы не устали, то можете прочитать о наших экскурсиях. Ведь не конкурсами едиными жил фестиваль в Италии! Да и с Давидом я ещё не встретилась....
                24.07.2013 год


Рецензии