О поэзии Анатолия Бардачёва

ВОПРОСЫ, СОМНЕНИЯ, БОЛЬ И НАДЕЖДЫ АНАТОЛИЯ БАРДАЧЕВА

    Первое же знакомство с творчеством Анатолия Бардачева показывает, что перед нами человек, пропускающий через себя, через свои сердце и нервы, через свое миропонимание нашу  действительность. Что его волнуют и сегодняшний, и завтрашний дни. Что с интересом и с болью всматривается он вокруг и пытается понять:

Почему все не так,
Как хотелось бы мне?
Бросил жребий. Пятак –
Не на той стороне.

Каждый сам по себе.
Что стряслось? Не пойму.
Покорились судьбе.
Почему? Почему ?

Все – в огне да в дыму,
Скрылись все в свой футляр.
И свое «почему?»
Я твержу, как школяр.

    Вопросы возникают у него не только в связи с материальными трудностями, связанными с добыванием хлеба насущного, хотя их приходится преодолевать ежедневно, как и самому автору, так и его лирическим героям.(Ему довелось работать с юного возраста, а в последние десятилетия в качестве «гастарбайтера» на стройках Москвы, Санкт-Петербурга, Киргизии, Польши.)
     Он внимательно приглядывается к судьбам старушки, осиротевшей после смерти  деда, и оставшейся наедине со своими бедами с кошкой; инвалида Васьки, потерявшего ногу в Афганистане; старика-бомжа, не могущего смириться с мыслью о том, что он воевал зря. И каждая из этих маленьких трагедий побуждает нас приглядываться, вслед за автором, более внимательно к окружающему нас миру, попытаться понять его и найти в нем нашу позицию.

Сидят у окошка старушка и кошка,
Смотрят на мир, а в глазах – пустота.
Им бы поесть хоть чего-то немножко.
Кошка мурлычет, завидев кота.

Дед выкинул номер да давеча помер,
Два сына погибли в Афгане в бою.
Тихо и сыро в старушечьем доме,
Старушка ворошит кручину свою.

Стоит у дороги домишко убогий,
И крыша прогнулась, да мхом поросла.
Старушка с трудом постоит на пороге:
Не те уже ноги, такие дела…

Трудилась, старалась, да вот что досталось,
И в поезде жизни места ей нет.
Не села в него – на перроне осталась,
Видать, не хватило деньжат на билет.

И в спешке обычной дорогой привычной
Прохожий задумчиво мимо пройдет…
Никто не заглянет, лишь друг закадычный
Кот Васька-бродяга сюда забредет.

Сидят у окошка старушка и кошка.
Сидят, дожидаясь вдвоем темноты.
Старушка откроет тихонько окошко:
« Иди, погуляй, поживи-ка хоть ты…».
      Бывает, Бардачев, как бы бесхитростно, пересказывает стихами взволновавший его  случай, как, например, в стихотворении «Торг», в котором речь идет о враче, не соглашавшемся обследовать сбитого машиной ребенка, пока не будет решен вопрос об оплате. Потом оказалось, что то был сын этого самого доктора. А время, затраченное на преступный торг, было упущено. Мальчик погиб. Этот сюжет, помнится, имел хождение в устном народном творчестве в наших краях в самые тяжелые  для нас 1990-е годы. Автору удалось средствами художественного слова создать, использовав его, яркую, впечатляющую картину человеческой трагедии.

Безумен мир! Жестоки люди!
Куда девалась доброта?
И совесть спит. Ее не будит
Тот, у кого душа пуста.

А что? Удобно и полезно…
Закрыв глаза на все, живем.
И вот с глубин души полезла
Вся муть, сжигая нас живьем.

Врачи, дав клятву Гиппократа,
Сначала смотрят в кошельки.
И, если там лежат деньжата –
Летают, словно мотыльки.


А если – нет? Твои проблемы.
Захочешь жить – крутись, держись…
И в продолженье этой темы
Всегда подкинет случай жизнь…

             («Торг»)

     Не могут оставить читателя безразличными судьбы героев стихотворения «Выбор», размышления, выраженные в стихотворениях «Ностальгия», «Соседский стог», «Мама». «Прости, сын!».

Насколько человек велик,
Настолько – мерзок и ничтожен,
И подлый шаг всегда возможен,
Когда двойной он носит лик.

То, что снаружи и внутри –
Оно порой – не совпадает.
Не оттого ль потом страдает
Душа с утра и до зари?
Забыли мы – что есть душа,
И за нее мы все в ответе,
Но, чтоб понять вам мысли эти,
Я расскажу все не спеша…
                («Выбор»)
      Переживания, навеянные любовью к женщине, отношением к природе, к моральным ценностям, стремление постигнуть мир посредством  понятий: «Добро»,«Красота», «Сочувствие», «Вера», посредством философских размышлений и метафорических образов - свойственны произведениям  предлагаемого здесь  сборника.
Вот, например, описание зимнего утра:

Утром люди проснулись: «О! Боже!».
Стало как –то теплей и светлей.
Словно белой и мягкой рогожей
Бог накрыл все рукою своей.

Ивы белые шубки одели,
Смотрят в зеркало льда на прудах.
Снег улегся на сосны и ели,
И на тонких лежит проводах.

Ребятня шумной пестрой ватагой,
Словно всадники мчит на конях.
С бесшабашной ребячьей отвагой
С криком с горки летит на санях.

Кто смелей, тот в полете с трамплина,
Покорив всего метр высоты,
Ощутив выброс адреналина,
С восхищением шепчет: «Ух, ты!»…

                («Зима»)
       Это –первая книга А.В. Бардачева.  Об ее достоинствах и недостатках  судить читателю. Думается, что ее автор, член Союза творческой интеллигенции Молдовы, не остановится на этом, а продолжит свои поиски, и в дальнейшем будет делиться с читателями своими мыслями и образами в свойственной  только ему одному манере.


Рецензии