99 лет Великой войне. О погибших в первую Мировую
К авторским книгам «Да, были люди в наше время…», что получила Вера Ивановна, хотелось ей еще добавить несколько, чтобы одну отвезти в Минск, в Музей подводного флота имени Карла Андреевича Шильдера. Вторую подарить в Невеле Виктор Юрьевичу, что был неизменным помощником в идее создания музея на родине генерал-адъютанта К.А. Шильдера. И еще одну книгу отвезти в город Псков, Николаю Васильевичу, автору многих книг о партизанах Псковского края. И эти книги Вере Ивановне привезли, как она просила. Вадим Иванович позвонил почти сразу после того, как Вера вернулась со службы в Храме Всех Святых.
- У меня небольшой перерыв в дачных делах. Можем встретиться, - сказал Вадим Иванович, позвонив по телефону Вере Ивановне.
- Очень рада. Книги будут вовремя, собиралась в Минск ехать, - сказал Вера Ивановна, - только попробуем встретиться часа через три.
- Меня устраивает, - ответил Вадим Иванович.
Через два часа над Бескудниковским бульваром нависла черная низкая туча, потом она стала чуть светлее, подул ветер, что стал гнуть высокие деревья почти к окнам домов. И начался сильный густой дождь, что даже непрозрачной пеленой укутал все пространство между домами. Через час дождь закончился, стояли черные, прозрачные лужи на асфальте, и листья на деревьях, от воды, стали густо зеленого цвета.
- Вот уже девять часов, можно и встретиться, - позвонила Вера Ивановна по телефону Вадиму Ивановичу.
- Ох, как не хочется выходить на улицу в такую погоду, - ответил Вадим Иванович, - если есть желание и вы готовы к прогулке, то жду вас у себя.
- А завтра?
- Завтра проблематично. У меня в квартире ремонт. И строители, и закупка материалов. Как сложится, не могу сказать. Заходите лучше сегодня.
- Хорошо, подойду сейчас, - ответила Вера Иванина.
На улице после дождя стало теплее, чем было днем. Лужи приходилось обходить. С лип на аллее, что росли вдоль бульвара, капали тяжелые капли. Через буквально сто метров Вера оказалась у дома Вадима Ивановича. Оказалось, что познакомившись в Бородинской панораме, где встречались потомки участников войны 1812 года, что живут совсем рядом.
- Спасибо, что привезли для меня книги, - сказала Вера Иванова.
- Пустяки, такая маленькая услуга, - ответил Вадим Иванович.
- Вам я еще своих книг не давала? – спросила Вера Ивановна.
- Нет.
- Тогда вот вам книга о последнем директоре Царскосельского лицея, Владимире Александровиче Шильдере. И еще такая простенькая зарисовки разные. Печатаю книги под двумя фамилиями, те, что с историей связаны, то это, как Шильдер. А то, что сама считаю, как художественной литературой, то под другой фамилией.
- Посмотрю. Почитаю. А какие у нас новости в нашей общей организации? – спросил Вадим Иванович.
- Лето ведь. Никого не найти в одно время. Только 1-го августа была на службе в Храме Всех Святых, а потом в парке, что как бы и мемориал погибшим в Первую Мировую войну. Только нас было всего четверо, я, Андрей Иванович, и наш руководитель Игорь Иванович и Кирилл Кириллович. Вот и все, кто был на службе и потом еще на службе на бывшем кладбище. К моему стыду в этом парке, что на месте кладбища не была.
- Тоже хотел пойти, но сложности, нужно с дачи приехать, потом и не знал даже, что кто-нибудь из наших будет.
- Не жалею, что была. Давно хочу о братьях Шильдерах написать, и все собрала, так год лежит, не получается все вместе объединить. У мен я и помощник Поляков был из Полоцка, книгу свою прислал о Полоцком кадетском корпусе. Все пять братьев Шильдеров этот корпус окончили. Но умер скоропостижно. Так оборвалась ниточка связи с теми местами. Вот и хотела увидеть кладбище, где были похоронены участники Перовой мировой войны. А там ничего нет, только деревья могучие, да гулящие люди. И все. Нет, там еще памятники есть, белого такого камня, что в некоторых местах от влаги крошится, - рассказывала Вера Ивановна.
- Вы не знали этих мест, а я там жил на улице Песчаной. Эта улица Песчаная огибал кладбище с одной стороны, переулок Песчаный с другой, и улица и переулок пересекались. Вот в той стороне, где пресекались они, я и жил.
- Невероятно. Встретить человека, который знает именно о том, что сейчас и нужно. Смотрела на парк тогда и не могла представить, что это кладбище. Вот только деревья, точно, показались кладбищенскими, уж больно они были высоки и сильны, - заметила Вера Ивановна.
- Помню, что еще со стороны переулка Песочного была цела стена кладбищенская из красного кирпича, может быть в два, а может быть в полтора кирпича. И еще было цело одно здание, и в нем жили люди, там и у меня жил друг. И на сене еще оставались такие кирпичные крыши как башни, острые. И вдоль одной стены, помнится, и были могилы летчиков, или остатки от этих могил. Но точно знали, что вдоль стены, что шла вдоль Песчаного переулка, были могилы летчиков.
- А другие могилы?
- Могил уже не было. Все надгробья сняли, но места, где были могилы, оставались такими провалами в земле.
- А что перезахоронений не было?
- Нет, только надгробия исчезли. Мимо этих мест по Песчаной улице ходили немцы, что строили дома, в том районе. И мы там долго жили, а потом переехали, наверное, в 1956 году, в это время. С третье стороны кладбища была река, ее тогда же взяли в трубы, теперь реки нет. Конечно, река есть, но она под землей, и теперь и не помнится, что все было другими. Так все было в то время.
- Спасибо, что столько вспомнили, - сказала Вера Ивановна.
- И вам спасибо за ваш подарок, за ваши книги, - ответил Вадим Иванович.
- Надеюсь, что если, что вспомните о тех местах, о мемориале погибших в Первую Мировую войну.
На улице уже темнело, после такого сильного дождя, вода еще стояла на асфальте. И приходилось, то обходить лужи, а в некоторых местах и перепрыгивать. Вера Ивановна несла книги, что были ей нужны, и это ее радовало.
1 августа 2013 года услышала Вера Ивановна о том месте, где давно еще в 1915 году были захоронены погибшие в Первую мировую войну. И не нашедшие даже в земле успокоения. Но и те, кто остался в живых тоже не нашли на своей собственной земле, которую кровью защипали, не только спокойного места, но и места для своей дальнейшей жизни, просто обычной жизни. И их жизнь, и их дома, потребовались для других новых людей. И это было и жестоким решением, и не справедливым. И даже сейчас, когда поисковики разыскивают погибших в боях, и перезахоранивают останки, то эти защитники страны лежат просто под корнями деревьев, что теперь и являются их единственным памятником. И только листва на деревьях, неслышно произносит их имена, но так неслышно, что имен нельзя разобрать. Безымянные герои, вот кто они.
Свидетельство о публикации №213081901019
1 августа 2013 года услышала Вера Ивановна о том месте, где давно еще в 1915 году были захоронены погибшие в Первую мировую войну. И не нашедшие даже в земле успокоения. Но и те, кто остался в живых тоже не нашли на своей собственной земле, которую кровью защищали, не только спокойного места, но и места для своей дальнейшей жизни, просто обычной жизни. И их жизнь, и их дома, потребовались для других новых людей. И это было и жестоким решением, и не справедливым. И даже сейчас, когда поисковики разыскивают погибших в боях, и перезахоранивают останки, то эти защитники страны лежат просто под корнями деревьев, что теперь и являются их единственным памятником. И только листва на деревьях, неслышно произносит их имена, но так неслышно, что имен нельзя разобрать. Безымянные герои, вот кто они".
Неимоверно печальные строки. Русская судьбинушка. Не только внутренняя неблагодарность, ещё и постоянный подвиг за посторонних.
Пока Европейские разборки решаются русской кровью, Европа не станет умнеть.
Но и Русь умнеть не торопится, ибо всё забывает и забывает своих людей. Отечественная двенадцатого года. Две мировых войны. Европа удобрена русскими телами, о которых в России некому вспомнить.
Кто старое помянет, тому глаз долой, а кто забудет - тому оба.
Так и живёт Россия слепой, понеся самые большие потери в живой силе за три года Первой мировой, а после войны - ещё и в территории. Прозрение стало бы драгоценным.
Уважаемая Екатерина, огромное дело делаете Вы, тормоша, оживляя, расталкивая нашу память о войне, столетний юбилей которой, исполнится для России 1 августа 2014 года.
Уважаемая Екатерина. Вы стали двадцатитысячным моим читателем. Я очень рад, что двадцатитысячным моим посетителем стал такой автор, как Вы.
С огромной к Вам благодарностью.
С уважением...
Владимир Рысинов 30.08.2013 15:34 Заявить о нарушении
Екатерина Шильдер 24.09.2013 18:51 Заявить о нарушении
С уважением...
Владимир Рысинов 24.09.2013 19:59 Заявить о нарушении