Политическая система Золотой Орды генезис основных

Опубликовано в Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 5. Казань. 2012. С. 269-275.

В данной статье мы бы хотели предложить свое видение развития политической системы Золотой Орды. К сожалению, стоит отметить, что среди исследователей Золотой Орды почти нет трудов обобщающих и интегрирующих наши знания о политической системе Золотой Орды. В основном преобладают исследования отдельных политических институтов Золотой Орды.
Под политической системой Золотой Орды мы подразумеваем совокупность всех политических институтов Золотой Орды и связей между ними.
Для начала стоит перечислить список политических институтов Золотой Орды:
1. Хан.
2. Баскаки, Тамачи (Таммачи, Танмачи), Даруги. В интерпретации данных институтов мы согласны с мнением Дональда Островски .
3. Улусная система Золотой Орды, изученная Федоровым-Давыдовым Г.А., Егоровым В.Л. , григорьевым А.П., Фроловой О.Б ., Селезневым Ю.В . и т.д..
4. Классическая клановая система 4 Карачи-беков, изученная Юлаем Шамильоглу .
5. Племена и кланы Золотой Орды, беки и бии племен. Данная тематика разработана в трудах Султанова Т.И ., Исхакова Д.М. и Измайлова И.Л .
К сожалению, большинство исследователей исследовали данные политические институты с точки зрения своего рода «структурно-функционального подхода», выделяя сам политический институт и выделяя его функции. Нам же кажется, что данный подход имеет недостатки и что все эти политические институты стоило изучать комплексно в рамках одной политической системы, учитывая взаимосвязи между этими политическими институтами.
Ниже мы постараемся предложить свое видение каждого института по отдельности:
1. Хан. Мы вслед за Почекаевым Р.Ю. считаем, что Бату не имел титула хан , как и Берке. Берке стал правителем Золотой Орды в результате вторжения Хулагу, когда он стал неформальным лидером, вокруг которого смогла объединиться элита Золотой Орды, сумев дать отпор Хулагу . Первым ханом Золотой Орды стал Менгу-Тимур . Позже после войн Токтамыша и великой замятни, звание хана девальвировалось и потеряло значимость. Изначально ханом в улусе Джучи мог стать только потомок Бату, но после пресечения этой ветви на трон стали претендовать представители других ветвей Джучидов, что привело к дестабилизации политической обстановки, из-за перепроизводства верхнего слоя элиты, который имел право на власть.
2. Довольно интересной видится нам схема политической системы Золотой Орды, представленная Почекаевым Р.Ю . В данной схеме у нас есть несколько несогласий по поводу места карачи-беков, подчиненности Джучидов и улусбеков даругам, а также идентичности даруг и баскаков. Островский Д. доказывал, что даруги являются гражданскими губернаторами, а баскаки и таммачи (таньмачи) являлись военными губернаторами . Также интересна схема Административной системы Золотой Орды в 14 веке, предложенная Исхаковым Д.М. и Измайловым И.Л . В целом можно согласиться с этой схемой, оговорив, что эти данные справедливы только для классического этапа существования Золотой Орды (от Узбек-хана до Бердибек-хана).
3. Улусная система Золотой Орды. В предыдущей статье , мы на основе данных Федорова-Давыдова Г.А., Егорова В.Л., Селезнева Ю.В.,  а также данных Мустакимова И.А., привели список улусов Золотой Орды и возможный перечень правителей в ней в период 1242-1266 годов . Стоит отметить, что на основе данных Утемыш-хаджи можно утверждать, что Узбек-хан провел административную реформу, лишив большую часть джучидов их улусов, за исключением потомков самого Бату, Орда-эджена и Шибана. При Токтамыше политическая система была похожа на систему сложившуюся при Узбек-хане, часть улусов Токтамыш передал в подчинение родовой аристократии, а часть своим родственникам-Джучидам. Хотя в эпоху Узбека, скорее всего, представители родов управляли 17 улусами. Именно этих 17 темников, управляющими 10 тысячами, упоминает Ибн Баттута . Исхаков Д.М. на основе этого свидетельства и данных Мустакимова И.А. о 17-18 беках хана Джанибека , предположил, что 17 темников делились на два крыла по 8 кланов (1 темник был беклярибеком и выпадал из числа остальных эмиров) . По нашему мнению данные 17 темников это те темники, которые были назначены ханом узбеком из числа родовой знати на место тех джучидов, у кого Узбек-хан забрал улусы и кого Узбек-хан передал в подчинение Исатаю кияту. По нашему мнению, эти 17 темников из родовой знати существовали параллельно с карачи-беками Узбек-хана. Кроме того видимо несколько джучидских улусов смогли сохранить автономию от центральной власти. К ним по нашему мнению относились улусы Шибанидов (Янгикент, Когедай Йис-буга(?),, улус предка Хызыр-хана, сына Мангутая) и Ордуидов. Вполне возможно было около 6 улусов, во главе которых остались джучиды. Известный один из беков Джанибек-хана, согласно Дафтари Чингиз-наме, Мангытай вполне может быть тем самым Мангытаем, отцом Шибанида Хызыр-хана, который был одним из первых ханов в Золотой Орде смутного времени . Этим объясняется тот факт, что Хызыра пригласила Тайдула для восшествия на престол после пресечения линии Бату-хана. В то время большая часть остальных Джучидов были в подчинении киятов Исатая Джир-Кутлу и Тенгиз-Буки.
4. Начало изучению клановой системы улуса Джучи положил Юлай Шамильоглу, который на основании клановой системы постордынских государств (Крымского, Казанского, Касимовского ханств, Большой Орды) предположил, что истоки клановой системы в этих государствах берут начало со времен Чингиз-хана.  Исхаков Д.М., на основе сведений Ю. Шамильоглу отмечал, что в Большой Орде правящими кланами были Кият, Сальджиут, Кунграт, Мангыт, в то время как в Крымском, Казанском, Касимовском ханствах правящими родами были Ширин, Барын, Аргын, Кипчак . Очень трудно что-либо утверждать о клановой структуре других наследников Золотой Орды, в силу малого количества письменных источников, но судя по сохранившимся источникам, на востоке улуса Джучи после падения Золотой Орды институт четырех карачи-беков почти не сохранился. В 1530-х годах можно заметить, изменение клановой структуры в Крымском ханстве: к четырем родам добавились представители двух родов из бывшей Большой Орды . Ими были Мансуры (ветвь мангытов, потомки Мансура, сына Едиге) и Сиджиуты . Здесь стоит отметить, разность происхождения сиджиутов и сальджиутов. В списке Рашид ад-Дина эти два племени четко разделены: «Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут» . Сальджиуты были потомками Бухату-Салджи, сына Алангоа, а сиджиуты имели другое происхождение: «у Кайду-хана было три сына; имя старшего было Байсонкур, от которого [идет] ветвь предков Чингиз-хана; третьего [сына] звали Джаучин, от рода которого [произошли] два племени: артакан и сиджиут» . Сиджиуты занимали одно из высоких мест еще во времена Золотой Орды. «Тысяча Мунгура, бывшего из племени сиджиут. В эпоху Бату он ведал [войском] левой руки. В настоящее время из эмиров Токтая, некто, по имени Черкес, есть один из его сыновей; он идет стезею отца» .
5. Как известно из источников традиция четырех карачи-беков были заложены еще Чингиз-ханом. Согласно Рашид ад-Дину, он передал Джучи 4 «тысячи» с 4 эмирами: Мунгур сиджиут, Кутан кингит (кенегес), Хушитай хушин и Байку хушин. Уже выдвигались версии о тождестве Хушитая и Байку. Согласно Сокровенному сказанию монголов Чингиз-хан передал Джучи Хунан кенегеса, Мункеура и Кете. Согласно Муизз ал Ансаб Чингиз-хан передал Джучи Мунгеду сиджиута, Кетилтай кунлиута, Хушитай хушина и Байку арлата . Если сопоставить эти три источника то можно предположить, что четырьмя эмирами Джучи были: Хунан (Кутан) кенегес, Мунгур (Мункеур) сиджиут, Кете (Кетилтай) кунлиут, Байку хушин. Также стоит отметить широко распространенную ошибку, присутствующую у Рашид ад-Дина: Муизз ал Ансаб делит всех эмиров на простых эмиров правой или левой руки, эмиров хазара и эмиров тысячников. В то время как Рашид ад-Дин их всех называет  тысячниками . Таким образом, у него была допущена ошибка, исказившая данные. То есть У Джучи не было 4 тысяч войск, как написано у Рашид ад-Дина, эти четыре тысячи на самом деле были 4 эмирами, которых Рашид ад-Дин приравнял к эмирам тысячникам. Нам кажется, что в данном случае по поводу численности монголов в улусе Джучи ближе данные Сокровенного сказания монголов (9 тысяч юрт).
Позже Бату раздал своим братьям также по 4 племени каждому брату. Из тех сведений, что дошли до нас мы знаем, что Шибану выделили рода кушчи, найман, карлук, буйрак, а Тука-Тимуру минг, тархан, ушун, ойрат . Нам кажется, что истоки системы 4 карачи-беков стоят за этими двумя действиями. И Чингиз-хан и Бату обладали харизмой и произвели одно и то же действие, тем самым 4 эмира стали стандартным числом эмиров в Золотой Орде. Традиция 4 карачи-беков сложилась из повторяющейся практики передачи именно 4 эмиров с подвластными людьми своим родственникам, освященной легитимностью данного действия. С учетом того, что всего улусов при Бату было 19, можно предположить, что и кланов при нем появилось 76 (19 улусов и 4 карачи-бека в каждом улусе).
Исхаков Д.М. и Измайлов И.Л. выделяли 37 основных кланов в Золотой Орде в 13-начале 15 веков . Здесь интересна точка зрения Исхакова Д.М.: «поскольку Чингис-хан постарался разрушить племенное единство и сформировать административные единицы из представителей разных родов и племен, население таких улусов могло именоваться по имени своего предводителя – особенно, если последний был к тому же связан в какой-либо степени с ханским родом» . С данным утверждением соглашается Почекаев Р.Ю .
В Золотой Орде по нашему мнению было всего два механизма появления племен.
1. Племя, перекочевавшее с Монголии или уцелевшее кипчакское племя, сохраняло свое название (например, кунграты, мангыты, кераиты, джалаиры, барыны, канглы, кипчаки, бурзян (бурджоглы) и т.д.)
2. Название племени происходило от имени родоначальника (например, аргыны, уаки, усерган и т.д.). Судя по списку 92 узбекских племен, второй вариант образования названия племени был широко распространен, дав название большей части племен, чью историю мы не знаем до 13 века.
Стоит также отметить, что племена в монгольской империи могли быть двух видов, что отмечено в Муизз ал Ансаб:
«По нашему мнению хазара были теми же тысячами (должны были выставлять тысячу человек, могли выставить и больше), но они являлись также и племенем, где все его члены были единого происхождения. В то время как простые тысячи были в большинстве своем сборными тысячами из разных покоренных племен» .
В предыдущей публикации мы уже обосновали тезис, о том, что узбеки являются среднеазиатским экзоэтнонимом по отношению к населению улуса Джучи . Развивая эту идею, можно отметить, что, скорее всего, самоидентификация кочевого населения улуса Джучи, носила клановый характер. Кочевой представитель улуса Джучи, прежде всего, идентифицировал себя с определенным родом и подродом (мангыт, кипшак, найман, аргын и т.д.). Еще в 16 веке в письменных источниках были зафиксированы различные списки 92 узбекских племен. Султанов Т.И. считает, что традиция разделения на 92 племени появилась не позднее первой половины 16 века . В Фирдаус ал Икбал отмечается «Узбек-хан стал мусульманином, весь иль Джучи обратился в ислам и получил имя (лакаб) от Узбека» .
Можно предположить, что на самом деле появление списка «узбекских» племен связано с личностью Узбек-хана и его административной реформой, согласно которой он лишил всех Джучидов своих уделов. Видимо тогда же произошел переход большой части подвластных Джучидам племен в центральное управление непосредственно хану Золотой Орды. С тех пор их могли называть племена Узбека, что позже перешло в словосочетание узбекские племена. А число 92 «узбекских» племени связано с тем, что количество улусов при предшественниках Узбек-хана выросло до 23. Таким образом, объясняется именно такое количество «узбекских» племен. 92 племени кратно 4 (количество карачи-беков на улус).
Для того чтобы проиллюстрировать истоки политической системы Золотой Орды, можно вспомнить обстоятельства в которых произошло ее складывание и реформирование.
Административная система Бату. Раздел улусов в Золотой Орде производил Бату после Западного похода в условиях отсутствия центральной власти, Угедей умер, а новый хан еще не был избран. Вероятность избрания Гуюка была высока, и это четко осознавал Бату. Его задачей после Западного похода стала административная реформа, которая могла обеспечить его военными ресурсами в возможной конфронтации с еще не избранным Гуюком. Данная ситуация стала причинной того, что Бату прекратил геноцид кипчаков и стал их активно привлекать в Улус Джучи с целью пополнить свои военные силы. У Бату после возвращения из Западного похода после отхода войск Чагатаидов, Угедеидов и Тулуйидов у Бату могла остаться максимум армия в 30-40 тысяч человек (остатки 3 туменов из войск тама, посланных в 1228-1229 годах и войск улуса Джучи, выделенных при Чингиз-хане), причем часть из них могла повиноваться Орда-эджену. Если бы Бату разделил войска между различных темниками и нойонами, то вероятность того, что они сохранят верность Бату была не столь высока. Так как в возможном конфликте между законно избранным каганом и одним из его родственников, большинство высказалось бы за кагана, чье правление было освещено именем и харизмой Чингиз-хана. Поэтому единственным выходом Бату было распределение войск среди родных братьев. Кровное родство хоть как то гарантировала определенную верность.
Таким образом, в результате деятельности Бату появились 19 улусов Джучидов с 4 карачи-беками в каждом. Улус каждого Джучида представлял собой мини-копию улуса Бату, с той лишь разницей, что Бату имел харизму и легитимность (нематериальные ресурсы), а его братья имели только материальные ресурсы (подвластное население). При этом материальные ресурсы, непосредственно подчиняющиеся Бату, были сопоставимы с такими же ресурсами его братьев. Просто своим авторитетом и старшинством Бату мог заставить братьев подчинятся. Но после смерти Бату его наследники обладали только харизмой наследников Бату, но не имели личного авторитета, поэтому процесс борьбы центра и улусов других Джучидов был неизбежен. Уже Тохте получилось подчинить себе большую часть улусов Джучидов. Но сам он не изменял административной системы Золотой Орды, заменив просто прежних владельцев улуса на более лояльных владельцев либо близких родственников (братья и дети).
Только хан Узбек смог провести административную реформу, лишив большую часть Джучидов их улусов.
По нашему мнению можно выделить три этапа развития политической системы в Золотой Орде.
1. Административная система Бату. В его время все улусы Джучидов были розданы братьям Бату (первоначально было 19 улусов), каждому из которых были отданы по племени в подчинении.
2. Административная система Узбек-хана. При нем сохранялись 4 карачи-бека у самого Узбек-хана. Джучиды были заменены на родовую знать, из среды которых назначались темники в бывшие Джучидские улусы. Скорее всего, данные темники были родом из этих улусов, принадлежа к одному из 4 кланов данного улуса.
3. После великой замятни и уже после времени правления Токтамыш-хана произошло изменение системы построенной Узбек-ханом. В разных частях улуса Джучи возобладали разные тенденции развития или деградации клановой системы. По нашему мнению в оседлых частях Золотой Орды сохранился институт 4 карачи-беков, причем карачи-беки происходили из 4 основных племен ханства. В кочевых частях Золотой Орды произошла деградация института 4 карачи-беков, в силу того, что там были представлены большое количество других племен, которые конкурировали между собой.
Для того чтобы проиллюстрировать разницу между этими этапами приведем следующую таблицу. В таблице будут показаны усредненные образы административной системы Золотой орды того периода, так как стоит отметить, что административная система Золотой орды в силу слабой силы политических институтов перманентно могла меняться вместе с приходом к власти тех или иных фигур даже в рамках малой хронологии.

Административная система Бату Административная система Узбек-хана Эпоха децентрализации и деззинтеграции
Количество ханов в улусе Джучи 1 1 Много
Монополия на ханский титул Потомки Бату Потомки Бату Потомки Джучи (Батуиды выродились)
Роль карачи-беков хана Маленькая роль, в силу малого количества ресурсов у родовой аристократии Огромная роль, в силу приближенности к центральной власти. Нет единого стандарта
Главы улусов Джучиды, потомки братьев Бату 17 темников из родовой знати и 6 представителей Джучидов из Ордуидов и Шибанидов Нет единого стандарта
Количество карачи-беков в улусе 4 4 Нет единого стандарта. В некоторых государствах сохранилось 4 карачи-бека, в некоторых их количество увеличилось, в некоторых количество вообще перестало играть роль.
Структура власти в улусе Джучид контролирует все 4 клана в своем улусе Один из 4 кланов в улусе получает место темника, вместо Джучидов и контролирует остальные 3 клана. Нет единого стандарта.
Количество подвластных племен 4 92 Разное количество.
Форма получения власти в улусе Наследственная. Назначаемая ханом. Нет единого стандарта.
Характер политической элиты Средняя страта - Джучиды, верхняя страта – Батуиды. Средняя страта – родовая аристократия, верхняя страта – Батуиды. Средняя страта – родовая аристократия, верхняя страта – Джучиды.

Список источников и литературы

Ostrowski D. «The “tamma” and the Dual-Administrative Structure of the Mongol Empire»//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 61, No. 2, 1998: 262-277.
Shamiloglu U. Tribal Politics and Social Organization in the Golden Horde. Doctoral dissertation. Columbia university, 1986. 286 p.
Гайворонский О. «Повелители двух материков. Том I: Крымские ханы XV-XVI столетий и борьба за наследство Великой Орды». Киев-Бахчисарай: Оранта, Майстерня книги. 2007. 368 с.
Григорьев А. П. Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в Энциклопедии ал-Калкашанди // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С. 261-302.
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. Москва. Книжный Дом Либраком. 2009. 248 с.
История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
Исхаков Д.М. «Институт сейидов в улусе Джучи и позднезолотордынских тюрко-татарских государствах». Казань: Издательство Фэн. 2011. 228 с.
Исхаков Д. Исторические очерки. Казань: Изд. «Фэн», АН РТ, 2009. 164 с.
Исхаков Д.М. «Одно из важных наблюдений Ибн Баттуты по внутреннему устройству Золотой Орды»// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 21-27.
Исхаков Д.М. О клановом составе первоначального удела Шибана // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.). 17 марта 2009 г. Вып.1 / И.М. Миргалеев [отв. ред.]. - Казань: Изд. «Фэн», АН РТ, 2009. – С.24-30.
Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. 356 с.
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата. «Руан», 1992. – 378 с.
Миргалеев И.М. К вопросу о клановой системе в золотоордынском государстве // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып.1 / Р.С. Хакимов, И.К. Загидуллин [отв. ред. и сост.] – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2010. – С.132-136.
Мустакимов И.А. Владения Шибана и Шибанидов в XIII-XV вв. по данным некоторых арабографических источников // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып.2 / Б.Р. Рахимзянов [отв. ред.]  – Казань: Изд-во «Ихлас», 2010. – С.21-32.
Мустакимов И.А. «Об одном списке Дафтар-и Чингиз-наме»//Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009. - С. 122-131.
Почекаев Р.Ю. «Батый. Хан, который не был ханом» / Научный редактор А. Г. Юрченко.. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2006. — 350 с.
Почекаев Р.Ю. «К вопросу об административном устройстве Золотой Орды и пост-ордынских государств: особенности управления оседлым и кочевым населением»// Сибирский сборник – 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской/ Отв. ред. П. О. Рыкин. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 176-186.
Почекаев Р.Ю. «Право Золотой Орды»/ Ред. И. М. Миргалеев. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. 260 с.
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды.  СПб. Евразия 2010. 408 с.
Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 1. Москва: Наука. 1952. 198 с.
Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 2. Москва: Наука. 1952. 281 с.
Сабитов Ж.М. «Берке и его правление в Золотой Орде»// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164-169
Сабитов Ж.М. «Монгольская армия в 1206-1259 гг»// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2011. № 1.  С. 86-114.
Сабитов Ж.М. «Муизз ал Ансаб как источник по истории Монгольской империи»// Монголика. Выпуск 9. Санкт-Петербург. 2011. С.55-63.
Сабитов Ж.М. «О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки»»// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. – Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 166-173.
Сабитов Ж.М. «Узбек-хан: проблема прихода к власти»// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 111-115.
Сабитов Ж.М. «Улусы джучидов в 1242-1266 годах»// Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск II. – Казань: Институт истории АН РТ, 2011. – С. 46-63.
Селезнев Ю.В. «Элита Золотой Орды». Казань. Издательство Фэн. 2009. 232 с.
Султанов Т.И. «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.» Москва: Наука. 1982. 136 с.

Ссылки и примечания
  Ostrowski, Donald. «The “tamma” and the Dual-Administrative Structure of the Mongol Empire»//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 61, No. 2, 1998: 262-277.
  Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. Москва. Книжный Дом Либраком. 2009. С. 163-165.
  Григорьев А. П. Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в Энциклопедии ал-Калкашанди // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С. 261-302.
  Селезнев Ю.В. «Элита Золотой Орды». Казань. Издательство Фэн. 2009. С. 12.
  Shamiloglu U. Tribal Politics and Social Organization in the Golden Horde. Doctoral dissertation. Columbia university, 1986. 286 p.
  Султанов Т.И. «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.» Москва: Наука. 1982. 136 с.
  Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. 356 с.
  Почекаев Р.Ю. «Батый. Хан, который не был ханом» / Научный редактор А. Г. Юрченко.. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2006. С. 22.
  Сабитов Ж.М. «Берке и его правление в Золотой Орде»// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 169.
  Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды.  СПб. Евразия 2010. С. 34.
  Почекаев Р.Ю. «Право Золотой Орды»/ Ред. И. М. Миргалеев. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. С. 108
  Ostrowski, Donald. «The “tamma” and the Dual-Administrative Structure of the Mongol Empire»//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 61, No. 2, 1998: P. 277.
  Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. С. 121.
  Сабитов Ж.М. «Улусы джучидов в 1242-1266 годах»// Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск II. – Казань: Институт истории АН РТ, 2011. – С. 46-63.
  В Восточное крыло входили улусы Орда-эджена, Шингума, Шинкура, Удура, Тука-Тимура. Скорее всего, Тука-Тимур позже сменил территорию своего улуса, получив вместо улуса в Восточном крыле улус в Мангышлаке. 1. Улус Орда-эджена, находившийся в верховьях Иртыша и около озера Алаколь. Наследником Орда-эджена первоначально стал Кунг-Кыран, а позже его место унаследовал Кутуку, который в последствии передал улус своему сыну Тимур-Буке, что сделало притязания его внука Кублюка более легитимными. 2. Улус Удура. В улусе Удура власть унаследовал его сын Карачар. 3. В улусе Шинкура власть унаследовал его сын Ширемун. 4. Другой сын Шинкура Йису-Бука унаследовал от Шингума улус Кугедей, который предположительно отождествляется с местностью Кокшетау (Синегорье) на Севере Казахстана. 5. На месте улуса Тука-Тимура правил неизвестный нам джучид по имени Тануш-Бука. 6. В Западной части улуса Джучи улус Мауци (которого мы отождествляем либо с Мухаммедом, единоутробным братом Бату, либо Хукаджи-Дукаджи, который в оригинале мог носить имя Мукаджи) перешел после его смерти одному из малолетних Шибанидов. Данный улус фактически находился под управлением Бурундая кията. 7. Улус Крым принадлежал одному из сыновей Джучи и после его смерти был передан одному из Шибанидов, при котором реальным правителем Крыма стал Тукбуга тумен. После 1266 года Менгу-Тимур передал данный улус Уран-Тимуру, сыну Тука-Тимура. В эпоху Ногая и Тохты Крымом мог править Ашик, сын Уран-Тимура и сторонник Ногая. 8. Также вполне возможно, что Джулат (мы считаем, что Джулат и вилайет ас это один и тот же улус) входил в состав Западного крыла улуса Джучи. Первоначально, его правителем был Берке, позже на его месте оказался Сартак. После смерти Сартака этот улус был передан одному из Шибанидов, при котором эмиром был кунгратский бек. После 1266 года Менгу-Тимур передал данный улус Тука-Тимуриду. Из него был выделен отдельный улус Тама-Токты. В общем, мы не можем точно знать кому из трех Шибанидов (Кадак и Байнал дети Шибана и Кутлук-Тимур, сын Саилкана, сына Шибана) принадлежал какой улус (Кара-улак, Джулат, Крым), но в факте самой передачи данных улусов Шибанидам мы не сомневаемся. 9. Улус Курумиши (Куремсы) достался ему после смерти одного из неизвестных сыновей Джучи, предположительно Исана, единоутробного брата Орда-эджена. После смерти Курумиши его улус на время перешел Скатаю, которого мы отождествляем с Сартактаем, братом Курумиши. А после Скатая его улус вернулся обратно в руки детей Курумиши, из которых Абаджи упомянут как Аджи в письме Берке 1263 года. После смерти Ногая, Тохта передал улус Йанджи, сыну Курумиши. 10. Улус Бувала во времена Берке возглавлял Мингкадар, вполне возможно, что после его смерти его место занял Ногай, который приходился племянником Мингкадару. 11. Улус Тангута, скорее всего после его смерти перешел к его сыну Токузу, который упомянут в письме Берке 1263 года. 12. Какой улус возглавлял Дурбай, известный из письма Берке 1263 года неизвестно. Но как следует из нашей интерпретации письма, его улус находился в Западной части Золотой Орды. 13. Также вскоре после столкновения с Хулагу был образован новый улус Дербент (до реки Терек), руководил которым Тама-Токта. Самая большая проблема начинается при попытке идентификации улусов в центральной части Золотой Орды. 14. Улус Бату. Находился на Волге. 15. Улус Сартака (до передачи Северного Кавказа) находился между Волгой и Доном, после его смерти он перешел к другим джучидам. Видимо Сартак его унаследовал после смерти одного из бездетных сыновей Джучи. 16. Улус Шибана. Он довольно хорошо описан у Абулгази, занимал Центральный Казахстан, севернее Арала, скорее всего, его столицей был Янгикент, упомянутый как название улуса в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме. 17. Улус Чимпая. По нашему мнению он находился на реке Урал. После смерти Чимпая он сначала перешел на два года к его внуку Яку, который был убит Тохтой, а позже к сыну Яку Тайджу, который также был убит Тохтой, после чего данный улус перешел в управление к Ильбасару, сыну Тохты. 18. Улус Берке в Сыгнаке. 19. Улус Беркечара в Сузаке. 20. Мангышлак. Первоначально видимо не принадлежал Тука-Тимуру но был передан ему позже. 21. Хаджи-Тархан, согласно некоторым источникам он был передан «согласно воле Бату» потомкам Тука-Тимура. Скорее всего, это произошло при Нумкане, который получил этот улус и в честь которого он стал называться Номонганов улус. Также довольно трудно определить, кому принадлежали следующие владения: 22. Хорезм. 23. Булгар.
  История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 225.
  Мустакимов И.А. «Об одном списке Дафтар-и Чингиз-наме»//Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009. - С. 123.
  Исхаков Д.М. «Одно из важных наблюдений Ибн Баттуты по внутреннему устройству Золотой орды»// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 26.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 431.
  Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. С. 140
  Гайворонский О. «Повелители двух материков. Том I: Крымские ханы XV-XVI столетий и борьба за наследство Великой Орды». Киев-Бахчисарай: Оранта, Майстерня книги. 2007. С. 190.
  Shamiloglu U. Tribal Politics and Social Organization in the Golden Horde. Doctoral dissertation. Columbia university, 1986. P. 202.
  Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 1. Москва: Наука. 1952. С. 78
  Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 1. Москва: Наука. 1952. С. 178.
  Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 2. Москва: Наука. 1952. С. 274.
  Сабитов Ж.М. «Муизз ал Ансаб как источник по истории Монгольской империи»// Монголика. Выпуск 9. Санкт-Петербург. 2011. С. 57.
  Сабитов Ж.М. «Монгольская армия в 1206-1259 гг»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2011. № 1.  С. 95.
  Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата. «Руан», 1992. С. 188.
  Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. С. 167.
  Исхаков Д. Исторические очерки. Казань, 2009. С. 27-28.
  Почекаев Р.Ю. «К вопросу об административном устройстве Золотой Орды и пост-ордынских государств: особенности управления оседлым и кочевым населением»// Сибирский сборник – 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской/ Отв. ред. П. О. Рыкин. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 178.
  Сабитов Ж.М. «Монгольская армия в 1206-1259 гг»// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2011. № 1.  С. 94.
  Сабитов Ж.М. «О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки»»//Золотоордынская цивилизация. Выпуск 4. – Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 173.
  Султанов Т.И. «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.» Москва: Наука. 1982. С. 27
  Исхаков Д.М. «Институт сейидов в улусе Джучи и позднезолотордынских тюрко-татарских государствах». Казань: Издательство Фэн. 2011. С. 189.
  Не считая племен из улусов других джучидов, которые подчинялись сначала главе улуса, который мог быть с главой улуса Бату в разных отношениях.


Рецензии
Мешок золота тому, кто доскачет на не подкованной лошади, без седла, из монголии до Рязани. По мостам не переплавляться, в магазины не заходить.

Дмитрий Тагиров   19.08.2013 19:54     Заявить о нарушении