Мангытский юрт от Мансура до Ваккаса

Опубликовано в Научный Татарстан. 2013. №2. С.53-62.

Вопрос о политической истории Мангытского юрта времен Гази и Ваккаса слабо разработан в исторической литературе.
Согласно Абдал Гаффару Кырыми Гази и Науруз воевали с Бараком после убийства их брата Мансура. При этом они возвели на трон Кучук Мухаммеда. После этого Гази и Кучук Мухаммед даровали пост даруги Сарайчука некоему Айиасу . Трепавлов В.В. считает, что Мансур был беклярбеком при Хаджи-Мухаммеде, или по другой версии Гияс ад-Дине, Кучук-Мухаммеде и Бараке, Науруз при Улуг Мухаммеде и Кучук Мухаммеде, Кей-Кавад при Пуладе, Гази при Кучук Мухаммеде и Джумадуке.
Здесь можно подойти к первому противоречию в источниках. Кадырали Джалаири писал, что после смерти Едиге его сын Мансур сделал ханом Хаджи-мухаммеда . В тоже время Абдал Гаффар Кырыми писал, что «после смерти отца Мансур скрылся в русском юрте. Затем вернулся на Волгу где стал бием при Гияс ад-дине бен Шадибеке. Через два года тот умер и Мансур возвел на трон Кучук-Мухаммеда бен Тимур бен Тимур-Кутлук. Однако вскоре охладел к своему малолетнему протеже и решил поддержать восточного хана Барака» .
По нашему мнению тут нет противоречия между двумя источниками и каждый из них прав. После смерти Едиге Мансур возводит ханом Хаджи-Мухаммеда, которого через год свергает Барак. Скорее всего, тогда и был убит Хаджи-Мухаммед. Мансур же убегает от Барака в русский юрт. После он возвращается в Булгар, где возводит ханом Гияс ад-Дина, который чеканил монеты в это время в Булгаре. Мухаммадиев А.Г. считает, что монеты Гияс ад-Дина чеканились в Булгаре в 1422-1425 годах . Скорее всего, время его правления стоит отнести на 1423-1425 года, когда Мансур уже вернулся из «русского юрта». Время правления Гияс ад-Дина по Кырыми составляло два года, таким образом можно предположить, что Мансур в 1425 году оказался без хана. По нашему мнению тогда Мансур не возводил Кучук-Мухаммеда в ханы, но раздумывал над этим. Безусловно, можно согласиться с Измайловым И.Л., что Кучук-Мухаммед был родственником Мансуру, так как его мать была либо дочерью Нураддина (согласно тегеранскому переводу Натанзи) , сына Едиге, либо дочерью самого Едиге (согласно переводу Натанзи из СМИЗО) .
В общем, после бегства на Русь и правления Гияс ад-Дина Мансур решил примириться с Бараком, который приходился ему родственником (дядя со стороны матери). Видимо это родство было следствием тесных отношений Едиге и родственников Барака. Три кузена Барака Бугучак, Тенгри-Берды и Анике-Пулад (дети Токтакии, сына Уруса) принимали участие в 1408 году в походе Едиге на Москву . Здесь стоит отметить, что в Муизз ал Ансаб и Таварихи Гузидайи Нусрат-наме произошла путаница. В Муизз ал Ансаб приставка Анике относится к Анике-Пуладу , а в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме идет следующее упоминание Йагуджак-анеке, Пулад. Причем Йагуджак употребляется без приставки Анике, когда перечисляют его детей . Скорее всего, тут правы Муизз ал Ансаб и в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме. Произошла ошибка, когда начало третьего имени приняли за конец второго имени. В Муизз ал Ансаб в геометрических фигурах эти имена разделены правильно.
Если исходить из данной гипотезы, то можно объяснить факт женитьбы Едиге на дочери Куйурчука, сестре Барака. Видимо это произошло после смерти Куйурчука, когда потомки Урус-хана решили не бороться за власть с Едиге (тем более их ресурсы были не сопоставимы), а подчиниться ему. Данное решение было скреплено брачным союзом Едиге и дочери Куйрчука. Скорее всего, данное действие произошло во второй половине 90-х годов 14 века.
У Самарканди написано два раза, что Барак захватил орду Мухаммеда: В 826 году хиджры (15.12.1422-04.12.1423) из Хорезма от Шахмалика к Шахруху пришло известие о том, Барак овладел ордой Мухаммед-хана, причем за год до этого приходили послы Мухаммед-хана к Шахруху. Ниже в известиях 830 года хиджры написано, что в 828 году Барак захватил орду Мухаммеда, а в 829 году пришел в Сыгнак . Видимо, летописец тут напомнил событие 826 года, но ошибся датой. В Никоновской летописи Барак упоминается под 1422 годом, таким образом можно утверждать, что во второй половине 1422 года Барак свергнул Хаджи-Мухаммеда и, скорее всего, убил его. В сентябре 1422 года Барак победил Кудайдат-хана , двоюродного брата Улуг Мухаммеда и Давлетберды.
В 1424 году Худайдат вторгся на земли Одоевского князя и был разбит великим князем Василием Московским. Сафаргалиев М.Г. считает, что тот до этого изгнал Улуг-Мухаммеда и таким образом Улуг Мухаммед появился во владениях Витовта . Но здесь можно возразить, Худайдат являлся двоюродным братом Улуг Мухаммеда: вряд ли Улуг Мухаммед мог быть соперником своему кузену. Скорее всего он  был его соратником и причинами его появления у Витовта было поражение Худойдата от войск московского княжества. После этого Худойдат не известен, в то время как Улуг Мухаммед в письмах Витовта именуется как хан (впервые упомянут в письме 22 июня 1424 года).
Здесь стоит отметить также правление Гияс ад-Дина, сына Шадибека. Согласно Кырыми он правил два года, а потом умер. В то же время Нумизматический материал говорит о том, что тот правил в 1430-х годах . Мухамадиев А.Г. выдвигает версию о двух правлениях Гияс ад-Дина и в промежутке между ними правление Улуг Мухаммеда. Гаев А.Г. опровергает эту версию на основе анализа нумизматического материала .
Данные факты не находят подтверждения в письменных источниках, так как нигде в 1430-х годах Гияс ад-Дин не упоминается как живой правитель. Кроме того поход из Булгар в 1429 году возглавляет Махмуд-ходжа и Али-бей (Али-баба), никакого Гияс ад-Дина также не упоминают русские летописи, которые бы должны были фиксировать этого правителя если бы он правил столь продолжительное время. Таким образом, мы предполагаем, что правил Гияс ад-Дин всего два года в 1423-1425 годах с помощью Мансура. В Родословии тюрков Гияс ад-Дин упомянут как хан между Бараком и Мухаммедом сыном Тимур-хана (Кучук-Мухаммед) . Это косвенно подтверждает версию о том, что Гияс ад-Дин правил параллельно с Бараком и до Кучук-Мухаммеда.
Дальше можно согласиться с мнением Султанова Т.И., что в 1426 году Барак и его новый союзник Мансур, перешедший к нему около 1425 года, были разбиты Улуг Мухаммедом и отошли на Восток .
Основываясь на анализе противоречий двух первоисточников можно предположить, что Мансур после смерти Едиге возвел на престол Хаджи-Мухаммеда, который потерпел поражение от Барака и погиб. Мансур бежал на территории Руси, откуда вернулся в вилайет Булгар, где выдвинул ханом Гияс ад-Дина, который умер около 1425 года. После этого у него возникла дилемма воздвигнуть ханом Кучук Мухаммеда или стать беклярибеком Барака. Он выбрал второе, Кучук Мухаммед тогда не стал ханом. После убийства Мансура его братья Султан-Махмуд, Гази и Науруз выступили против Барака и после его смерти на границе с Могулистаном возвели на трон Кучук-Мухаммеда.
Ранее мы считали, что в битве против Барака участвовали Махмуд-ходжа, Науруз и Кази. Таким образом, Махмуд-ходжа был ханом у братьев Кази и Науруза . С данным утверждением согласился Маслюженко Д.Н . Мы здесь хотели указать также на изменение своей точки зрения по вопросу противника Барака в битве с Гази и Наурузом. Ускенбай К.З. считает, что сообщение у Самарканди о том, что Султан-Махмуд, победил Барака, было всего лишь дезинформацией, либо самого Султан-Махмуда, либо Улугбека . Мы не согласны с данной точкой зрения, так как никаких причин для дезинформации не было. Такая дезинформация не несла никаких политических дивидендов. Здесь стоит отметить, что Султан-Махмуд у Самарканди упоминается выше как сын Едиге от сестры Джалал ад-Дина , мы вполне можем предположить, что Султан-Махмуд, боровшийся с Бараком был сыном Едиге и вместе с братьями Кази и Наурузом боролся против убийцы брата. Также можно отчасти согласиться с тезисом Ускенбая К.З. что данные Абдал Гаффара Кирими вполне достойны доверия как источник, но в то же время мы не согласны, с тезисом Ускенбая К.З., что ханом у Кази и Науруза был Улуг-Мухаммед. Мы считаем, что против Барака братья Кази, Науруз и Султан-Махмуд выдвинули Кучук Мухаммеда (согласно Абдал Гаффару Кырыми), который к тому времени еще не достиг совершеннолетия и был удобным ханом для братьев Султан-Махмуда, Кази и Науруза . После смерти Барака Кучук Мухаммед объявляется ханом. Скорее всего, это произошло на месте битвы возле границ с Могулистаном.
Для того чтобы разобрать все-таки кто стал ханом при Гази и что случилось с Султан-Махмудом можно рассмотреть две группы источников:
1. Абдал Гаффар Кырыми сообщает историю о возведении Кучук Мухаммеда Гази и Наурузом, после смерти Мансура. Стоит отметить, что Абдал Гаффар Кырыми довольно таки поздний источник, но при этом вполне возможно, что автор, бывший из рода Ширин и проживавший в Крыму записал легенду, бытовавшую среди Мансуров в Крыму. Так как Мансуры являлись потомками беклярибека Мансура можно не сомневаться в том, что в данном сочинении есть рациональное зерно.
2. Среднеазиатские источники:
2.1. Фасихов свод сообщает, что  в 832 году хиджры (1428-1429 год) «Прибыло известие об убийстве Бурак оглана Махмуд султаном в Могол[истан]е…. Казнь Махмуд султана Мухаммадом Гази в Могол[истан]е» . Весть о смерти Барака приведена до сообщения, датированного 3 джумада ал-авваля (8 февраля 1429 года). А весть о казни Махмуд Султана приведена после сообщения, датированного 17 шавваля (20 июля 1429 года). Получается, что эти два события произошли с определенным перерывом в полгода.
Две рукописи Самарканди:
2.2. «В Моголистане случилось великое сражение и Султан-Махмуд умертвил Барака… Из Мавераннахра вновь прибыл гонец и доложил, что у моголов Махмуд-гази убил Султан-Махмуд-оглана» . Здесь стоит отметить, что приставка оглан обозначает потомков Чингиз-хана по мужской линии, но в разных списках Султан-Махмуд фигурирует с приставкой оглан и без нее, а выше у Самарканди он назван как сын Едиге.
2.3. «между Султан-Махмудом (в рукописи С добавлено огланом) и Барак-огланом в Могулистане произошо большое сражение и Султан-Махмуд убил Барака» .
В итоге нам кажется, что две рукописи Самарканди имели своим источником либо самого Фасиха либо источник Фасиха, причем у Фасиха события описаны наиболее близко к оригиналу.
Мы можем предположить, что действительно, после победы братьев над Бараком, Кази мог убить своего сводного брата Султан-Махмуда. Это может объяснить, как Науруз мог попасть к Улуг Мухаммеду: он мог, опасаясь репрессий со стороны Кази, бежать к хану-противнику Кучук Мухаммеда, коим являлся Улуг Мухаммед. Косвенно факт того, что Кази правил деспотично является отрывок из Тарихи Абулхаир-хани:
Когда эмиры и вожди Дашт-и Кипчака вышли из терпения от зла Гази-бия и возопили от его насилия и угнетения, и когда счастье и благоденствие отвернули от него лицо, они [эмиры и вожди], сговорившись, умертвили его и отвратили зло от голов обитателей этой страны. [После чего] преисполненные надежд [они] направились ко дворцу Джумадук-хана. Достигнув ставки [Джумадук-] хана, [они] удостоились чести занять место [у него] на службе и утвердиться в ряду великих эмиров и слуг высокопоставленного хана. Однако та надежда на благоволение и милость Джумадук-хана, на которую они уповали, не оправдалась, [и] вышеупомянутый хан из-за крайней степени падишахского высокомерия и спеси верховного владыки не обратил внимания на положение тех люде .
Раньше мы полагали, что данные эмиры, убившие Гази, бежали от Махмуд-ходжи-хана, при котором беклярбеком был Гази .
Но сейчас полагаем, что Гази был беклярбеком при Кучук-Мухаммеде. Джумадук же был связан союзом с тимуридами, так как стал ханом он после того как был послом Барака к тимуридам и во время обострения отношений Барак-хана и Тимуридов он был объявлен ханом. Таким образом, эмиры убившие Гази бежали к хану Джумадука, который, скорее всего, был в не дружественных отношениях с Кучук-Мухаммедом, чьим беклярибеком являлся Гази. Как мы знаем приемниками Гази во главе мангытов стали Ваккас и Аббас . Трепавлов В.В. считает, что Ваккас мог быть причастен к смерти Гази . Более того, Трепавлов В.В. отмечает, что отнюдь не родственные чувства к Ваккасу испытывали приближенные Тимура, сына Мансура . Нам кажется, что это вызвано тем, что Ваккас «дважды завоевал трон Саин-хана» для Абулхаир-хана .  Второй раз был во времена битвы Абулхаир-хана с Кучук-Мухаммедовичами, а вот время первого овладения нижним Поволжьем Абулхаир-ханом установить будет сложно.
Ранее мы уже высказывали точку зрения о том, что хронология у Масуда Кухистани сбивчивая и содержит много ошибок , поэтому мы критически относимся к датировкам событий Ахмедова Б.А .
Вопрос о роли Ваккаса в государстве Абулхаир-хана очень интересен. В источниках очень мало встречается упоминаний о действиях Ваккаса.
В Тарихи Абулхаир-хани он упомянут только в нескольких случаях:
1. Возведение на трон Абулхаир-хана (упомянут на 4-ой позиции после Бузанчар кията и двух сеидов)
2. Поход на Ахмада и Махмуда, сыновей Кучук Мухаммеда и захват Орду-Базара (упомянут на первой позиции впереди Адад-бек буркута и Бузунчар кията).
3. Поход на Сыгнак (указан вторым, после Бахтияр-султана). Упомянут как человек, пожалованный сырдарьинским городом Узгендом, наряду с Бахтияром (сын Хызыр-хана) и Мане-огланом (сын Мурат-Суфи, потомка Тангута)
4. Выдвижение Ваккасом Мустафы-хана против Абулхаир-хана. Поражение Мустафы-хана.
5. Поход на Хорезм. У Масуда Кухистани написано:
Абу-л-Хайр-хан вызвал для совещания и совета вождей войска и отважных [предводителей] победоносной рати, сливки сейидов, гордость семейства Та-Ха и Йа-Син славных, [как-то]: Кул-Мухаммад-сейида, Кара-сейида, Бахтийар-султана, 'Адад-бек буркута, Кибек-Ходжа-бий буркута, Бузунджар-бий кыйата, Мухаммад-бек конграта, Хаким-Шайх-бахадура кушчи, Кунгур-бай-бахадура кушчи, Тули-Хаджи-бий кушчи, Даулат-Ходжа-дивана кушчи, Акча-Уруса кушчи. Кылыч-бай-бахадур уйгура, Суфи-бек наймана, Кара-Усман наймана, Ходжа-Лак курлаута, Баглы-Хожда конграта, Йахши-бек-тархана, Кутлук-Бука-тархана, Хан-кули наймана и других предводителей победоносного войска, [хан] изволил сказать, что он укрепился в желании завоевать Хорезм: «Я хочу, приведя в порядок войско, приют победы, отправиться на жестокую битву с хакимом Хорезма» . Далее есть отрывок следующего содержания:
[Абу-л-Хайр-хан], смело решившись на завоевание Хорезма и выступив по обычаю хаканов завоевателей мира и властителей государств, двинулся [вперед]. Бахтийар-султана, который был крокодилом моря храбрости, назначил во главе авангарда. Великие эмиры и высокопоставленные Сейиды, чьим присутствием был украшен и прославлен мир и жители мира, как-то: сливки Сейидов — источник славы и счастья — Кул-Мухаммад-сейид и Кара-сейид, Ваккас-бий мангыт, Бузунджар-бий кыйат и все эмиры и прочие витязи и бахадуры, приведя в порядок победоносное войско, отправились в сторону Хорезма .
То есть изначально Ваккас не был в составе тех, кого созвал Абулхаир-хан для обсуждения похода в Хорезм. Но при выходе на Хорезм он был уже в составе войска и назван на третьей позиции, что показывает его значимость в походе. Здесь мы можем предложить свое объяснение такому неупоминанию в первом составе и появлению во втором составе. Вполне возможно, что Ваккас был инициатором похода на Хорезм. Он мог оказаться в Хорезме вместе с Мустафой-ханом после поражения от Абулхаир-хана. После того, как Мустафу-хана свергли в Хорезме Якуб (сын Кучук Мухаммеда) в союзе с кунгратами, Ваккас вынужден был бежать к Абулхаир-хану. И уже пребывая в стане Абулхаир-хана, Ваккас мог предложить ему совершить поход на Хорезм. Поэтому он не упомянут в списке тех эмиров, кого вызывали на совет, он уже находился в ставке Абулхаир-хана.
В Таварихи Гузидайи Нусрат-наме указано, что Абулхаир дважды лишал Ахмада и Махмуда, сыновей Кучук Мухаммеда, престола и подчинил себя страны Буляр и Булгар .
Утемыш-хаджи пишет, что всего Абулхаир-хан занимал Тахт эли трижды, после чего на его имя в Орду-Базаре читалась хутба .
Как известно Мустафа-хан после поражения правил в Хорезме до того как его не сверг Якуб-оглан, которого мы отождествляем с Якубом, сыном Кучук Мухаммеда.
Известно, что Мустафа чеканил монеты без указания года в Хаджи-тархане .
Таким образом, можно предположить, что фактически Абулхаир-хан захватывал территорию Тахт эли (Хаджи-тархан) три раза: два раза он отбирал территорию у детей Кучук Мухаммеда, и до этого он отобрал данную территорию у Мустафы-хана, чьим беклярбеком был Ваккас.
У Махмуда бен Вали упомянуто, что изначально Абулхаир-хан победил Махмуда, сына Кучук Мухаммеда, обратив его в бегство. Потом Абулхаир-хан пошел походом на Хорезм, выгнав оттуда потомков Едигея. После этого Абулхаир-хан снова совершил поход на Ахмада и Махмуда, сыновей Кучук Мухаммеда. Сыновья Кучук-Мухаммеда бежали от Абулхаир-хана и спрятались в одной из крепостей на территории Мангышлака, где пребывали вплоть до смерти Абулхаир-хана , а не до неудачи Абулхаир-хана в  войне с калмаками, как считает Трепавлов В.В . С учетом того, что в 1465 году Махмуд потерпел поражение от Хаджи-Гирея , мы можем предположить, что этот эпизод его жизни был в промежутке между двумя битвами с Абулхаир-ханом.
Первое столкновение Абулхаир-хана с Ахмадом и Махмудом мы датируем началом 1460-ых годов . При этом мы вполне можем согласиться с мнением Маслюженко Д.Н. о том, что время смерти Кучук Мухаммеда является довольно спорным .
Косвенно это подтверждается отсутствием имени Якуб среди противников Абулхаир-хана. Он к этому времени, скорее всего, погиб (под 1460-61 годах он указан как соперник Мустафы-хана) и его место заняли его дети Джуак и Башиак, которые также указаны как противник Абулхаир-хана.
Тогда понятным становится появление Ваккас-мирзы в рядах армии Абулхаир-хана в его битве с Кучук-Мухаммедовичами. Скорее всего, он был беклярибеком Мустафы-хана в Хорезме до тех пор, пока его не свергли Кучук-Мухаммедовичи во главе с Якуб-огланом. После этого Ваккас, потеряв Мустафу-хана, решил, использовать силы Абулхаир-хана для реванша и присоединился к нему, уговорив выступить против Кучук-Мухаммедовичей. Эта победа стала источником того, что Абулхаир-хан во второй раз захватил «трон Саин-хана» в нижнем Поволжье. Но после этого, скорее всего, Абулхаир-хан позволил Ходжашу, сыну Гази убить Ваккаса. Дети Ваккаса, отсоединились от Абулхаир-хана и стали кочевать около замка Сарай .
В конце статьи хотелось подвести итоги: После смерти Едиге Мансур возводит ханом Хаджи-Мухаммеда, против которого выступает с поддержкой Тимуридов Барак. Хаджи-Мухаммед был убит около 1422 года. Мансур бежит к русским. Откуда приходит в Булгар и около 1423 года возводит там Гияс ад-Дина сына Шадибек-хана. В 1425 году в связи со смертью Гияс ад-Дина Мансур становится перед дилеммой: возвести Кучук Мухаммеда, который воспитывался в семье потомков Едигея или же перейти к дяде Бараку (брат матери). Мансур в 1425 году переходит к Бараку.
Барак, развивая свой успех в борьбе с Хаджи-Мухаммедом, разбивает в 1422 году Худайдата, который в 1424 году был разбит также русскими и потерял власть. Его кузен Улуг Мухаммед становиться ханом в 1424 году и бежит к Витовту, с помощью которого он разбивает в 1426 году Барака и Мансура. Барак чуть позже убивает Мансура. Братья убитого Мансура Султан-Махмуд, Кази и Науруз бегут от Барака и выступают против него.
В битве против Барака участвовали Султан-Махмуд, Гази и Науруз, выдвинувшие Кучук-Мухаммеда, который еще был ребенком. После победы братьев над Бараком, Гази мог убить своего сводного брата Султан-Махмуда. Это может объяснить, как Науруз мог попасть к Улуг Мухаммеду. Он бежал, опасаясь репрессий Гази. Позже некие заговорщики во главе с Кепек-ходжой и Умар буркутами (хотя Кепек-ходжа назван мангытом, но по нашему мнению это ошибка и он был буркутом, отцом Умар буркута) убили Гази и бежали к Джумадуку. Позже эти буркуты присоединились к Махмуд-ходжа-хану. Кучук-Мухаммед же плавно перемещался с востока на Запад: он был провозглашен ханом на границах Могулистана (после смерти Барак-хана), потом он совершил набег на Хорезм и в итоге его владения были установлены в западной части Казахстана.
Ваккас же изначально поддерживал Абулхаир-хана при его интронизации. Но при этом Ваккас сохранял автономность и не участвовал в военных операциях Абулхаир-хана. В 1440-х годах Абулхаир-хан вместе с Ваккасом совершил поход на сырдарьинские города и захватил их. Ваккас получил Узгенд и посчитал себя обделенным. Из-за этого он выдвинул Мустафа-хана, сын Гияс ад-Дина и распространил свою власть до Хаджи-тархана, где были биты монеты Мустафа-хана. После поражения Мустафа-хана от Абулхаир-хана (первый захват Абулхаир-ханом Тахт эли), Ваккас вместе с ним бежит в Хорезм, где являлся его беклярибеком до того, как туда вторгся Якуб, сын Кучук Мухаммеда и в союзе с кунгратами захватил Хорезм. Видимо тогда Мустафа-хан и погиб. До этого события Абулхаир разбил Махмуд-хана, сына Кучук-Мухаммеда и во второй раз захватил Тахт эли. Ваккас после поражения от Якуба вынужден был бежать к Абулхаир-хану, где он призывает Абулхаир-хана к походу на Хорезм. Соединившись с ним, он совершает поход на Хорезм и разбивает братьев (Ахмад и Махмуд) и сыновей Якуба (Джуак, Башиак). Абулхаир-хан в третий раз захватывает Тахт эли. Вскоре после этого Ваккас погиб от рук Ходжаша, возможно с молчаливого согласия Абулхаир-хана.
Таким образом список ханов и их беклярбеков того периода выглядит таковым:
1. Хаджи-Мухаммед и Мансур (1421-1423)
2. Гияс ад-Дин и Мансур (1423-1425)
3. Барак (1423-1425, 1427-1428)
4. Барак и Мансур (1425-1427)
5. Кучук-Мухаммед и Султан Махмуд (1428-1429)
6. Кучук-Мухаммед и Гази (1429)
7. Кучук-Мухаммед (1429-1432)
8. Кучук-Мухаммед и Науруз (1432-?)
9. Абулхаир (1429-1469) Бузанчар кият (хронология не ясна)
10. Мустафа и Ваккас (хронология не ясна)

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов: По материалам персидского исторического сочинения Бахр ал-асрар. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. 229 с.
2. Гаев А.Г. «Генеалогия и Хронология Джучидов»//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002. С. 9-55.
3. Зайцев И.В. «Астраханское ханство». Москва. Восточная Литература. 2006. 303 с.
4. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
5. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. 373 с.
6. Маслюженко Д.Н. «Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века»//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 88-109.
7. Маслюженко Д.Н. Политическая история становления ханства Абулхаира на юге Западной Сибири//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 4. Казань. 2012. С. 76-88.
8. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
9. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I. (Ромодин В.А. - редактор). Москва. 1973. 283 с.
10. Мустакимов И.А. «Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме»//Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань. 2009. С.214-232.
11. Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. Москва, 1983. 192 с.
12. Сабитов Ж.М. Восточный Дешти-Кипчак в 20-ые годы 15 века//Иран-наме. № 1 (21). 2012. Алматы. С. 266-275
13. Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С.166-180.
14. Сабитов Ж.М. Хронология событий в Восточном Дешти-Кипчаке в 30-50-ые годы XV века//Урал и Сибирь в контексте развития российской государственности. Материалы всероссийской научной конференции «VI Емельяновские чтения». Курган. 26-28 апреля 2012 г. С.96-97
15. Сабитов Ж.М. Хызыр-хан: хронология правления// Научный Вестник Столицы. №4-6. 2011. С. 109-112.
16. Сабитов Ж.М. Чекре-хан и «Мухаммед-хан»// Зертеуші. 2011. №3-4. С. 98-104.
17. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. 278 с.
18. Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. 232 с.
19. Трепавлов В.В. Большая Орда - Тахт эли. Очерк истории. Тула. Гриф и К 2010. 112 с.
20. Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. 752 с.
21. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 18-26.
22. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи. Фасихов свод. (пер. Д. Ю. Юсуповой). Ташкент. Фан. 1980. 230 с.

Ссылки и примечания

  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 95.
  Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. С. 202.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 94.
  Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. Москва, 1983. С. 127.
  Трепавлов В.В. Большая Орда - Тахт эли. Очерк истории. Тула. Гриф и К 2010. С. 58.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 263.
  Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. С. 37.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 112.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 438.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 374.
  Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. С. 205.
  Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. С. 199.
  Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. Москва, 1983. С. 134.
  Гаев А.Г. «Генеалогия и Хронология Джучидов»//Древности Поволжья и других регионов. Выпуск 4. том.3. Нижний Новгород. 2002. С. 35.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 400.
  Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. С. 207.
  Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С.169
  Маслюженко Д.Н. «Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века»//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 98.
  Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 25.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 368-369.
  Сабитов Ж.М. Чекре-хан и «Мухаммед-хан»// Зертеуші. 2011. №3-4. С. 101.
  Хотелось бы выразить признательность Парунину А. за то, что обратил внимание на данный отрывок. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи. Фасихов свод. (пер. Д. Ю. Юсуповой). Ташкент. Фан. 1980. С. 202-203.
  Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I. (Ромодин В.А. - редактор). Москва. 1973. С. 168.
  История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 378.
  Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 141.
  Сабитов Ж.М. Хызыр-хан: хронология правления// Научный Вестник Столицы. №4-6. 2011. С. 111.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 98.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 100.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 99.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 98.
  Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С.166-180.
  Сабитов Ж.М. Хронология событий в Восточном Дешти-Кипчаке в 30-50-ые годы XV века//Урал и Сибирь в контексте развития российской государственности. Материалы всероссийской научной конференции «VI Емельяновские чтения». Курган. 26-28 апреля 2012 г. С.96-97
  Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 143-144.
  Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 150.
  Мустакимов И.А. «Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме»//Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань. 2009. С.219.
  Трепавлов В.В. Большая Орда - Тахт эли. Очерк истории. Тула. Гриф и К 2010. С. 65.
  Зайцев И.В. «Астраханское ханство». Москва. Восточная Литература. 2006. С. 29.
  Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов: По материалам персидского исторического сочинения Бахр ал-асрар. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. С. 84-85.
  Трепавлов В.В. Большая Орда - Тахт эли. Очерк истории. Тула. Гриф и К 2010. С. 62.
  Трепавлов В.В. Большая Орда - Тахт эли. Очерк истории. Тула. Гриф и К 2010. С. 63.
  Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С. 177.
  Маслюженко Д.Н. Политическая история становления ханства Абулхаира на юге Западной Сибири//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 4. Казань. 2012. С. 84.
  Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. С. 100.


Рецензии