К вопросу об Амате, сыне Исы

Опубликовано в Вестник Евразийского национального университета. № 3(94). Астана. 2013. С. 299-302.

Исторический персонаж под именем Амат (иначе Амат-Хамат или Амет) встречается в различных источниках. В Дафтари-Чингиз-наме сказано, что «Сын уйсуна Исы Амет похитил дочь хана Джанибека», также, что «Салчи был рожден от дочери хана Джанибека, сыном Исы был Амет-Казый, сыном Сафи является Кинзя, они также являются уйсунами». Также стоит отметить, что Амет сын Исы уйсуна был отмечен среди списка 17 беков хана Джанибека [1, 276].
В башкирском шежире рода Юрматы сказано, что в эпоху хана Амат-Хамата (ориентировочно 811 год по хиджре) были также ханы Джанибек и Аксак-Тимур. Юрт Амат-Хамата из-за набегов и войн распался и юрматинцы бежали в другие места [2, 31-35]. Ахметзянов М., приводя легенду, придерживается прочтения: Амат, сын Айсы [3, 114]
Отождествляя Ису уйсуна с одноименными персонажами других летописей, Мустакимов И. предположил, что известный Иса гурген это либо Иса уйсун, либо можно присоединится к версии Юдина В.П. и Девиза Д., которые считали, что Иса гурген Ибн Батуты это и есть Исатай кият [1, 279]. Почекаев Р.Ю. считал, что Иса гурген это Иса уйсун [4,149], а Иса и его брат Тулук-Тимур были представителями рода Кият [4, 150]. Тем самым он объяснял большие связи Киятов с Крымом, где «у Мамая были родовые земли». Здесь можно обратиться к первоисточникам. У Ибн Батуты было два Исы: первый был братом Тулук-Тимура, эмира Крыма, а второй был зятем и тестем хана Узбека одновременно и был одним из четырех карачи-беков. Если первый был из второго эшелона элиты, то второй был из первого. Как мы знаем у Утемыш-хаджи приближенный Узбек-хана, который помог ему встать во главе Золотой Орды был Исатай кият (или Астай).
1. Если исходить из тождества этого Исатая кията с Исой из Крыма, то получиться, что этот Иса после того как помог Узбек-хану взойти на трон был сослан в Крым, где не имел должности, а должность эмира Крыма стал занимать его брат Тулук-Тимур. В то время как неизвестный до этого Иса уйсун сделал карьеру и стал карачи-беком при Узбеке. Данное развитие событий встречает слишком много противоречий.
2. С точки зрения бритвы Оккама, проще всего следующее объяснение Исатай кият помог Узбеку овладеть троном и оставался при нем, в то время как Иса и Тулук-Тимур были уйсунами и правили в Крыму.
Как мы знаем, потомки Тулук-Тимура и Исы были правителями Крыма.
После Зейн ад-Дина Рамадана (после 1350 года) правителем Крыма был «Алибек, сын Исы, сына Тулук-Тимура» [5, 259]. Ибн Батута отмечает, что у Тулук-Тимура был брат Иса и сыновья Кутлу-Тимур и Сарубек [5, 210].
Как отмечал Смирнов В.Д.: «последнее упоминание о Тулук-Тимуре относится к 1338 году, а в 1340 году в Мекку ездил Сейф ад-Дин Солгати, зять Мелик-Тимур, наместника Крымского» [6, 129]. Исходя из контекста, Смирнов В.Д. отождествлял Тулук-Тимура и Мелик-Тимура. Согласно венецианской грамоте, в 1358 году Кутлук-Тимур заключил соглашение с венецианцами. Смрнов В.Д. отождествляет его с Кутлу-Тимуром, сыном Тулук-Тимура (из сообщения Ибн Батуты), чьим предшественником был Рамадан [6, 139]
Григорьев А.П. и Григорьев В.П. полагают, что Рамадан стал наместником не позднее осени 1349 года, а Кутлук-Тимур сменил Рамадана еще осенью 1357 года [7, 174]
В венецианском документе 1358 года отмечен Chessi Magometh, как получатель платежа от венецианцев. Он (Григорьев А.П. реконструирует имя как Кичиг Мухаммед) упомянут четвертым в списке, что говорит о высоком социальном положении индивида [7, 205-206]. Григорьев отождествляет его с Мамаей и предполагает, что он был сыном Кутлу-Буги. [7, 207-212].
Помимо всех этих источников есть еще один источник: казахское шежире.
Согласно преданиям казахов: у Майкы-бия уйсуна был сын Бахтияр, который умер еще при жизни отца. У Бахтияра была два сына Ойсыл и Уйсил. Майкы-би выделил своим внукам по 10 тысяч воинов [8, 37]. У Уйсила был сын Абак (Аксакал), у которого был сын Караш-би. У Караш-би были сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла был сын Шакшам, основатель немногочисленного казахского рода Шакшам. У Байдибека от байбише (старшей жены) Сары был сын Сары Уйсын, предок одноименного рода. От другой жены Домалак-ана у Байдибека был сын Жарыкшак. У Жарыкшака было три сына Албан, Суан, Дулат (предки одноименных казахских родов) [8, 41]. У Ойсыла было 30 сыновей, из которых далее в легенде встречаются Арыстан, Бораш, Турымбет, Сырымбет (предки казахского рода Сиргелы), Жалмамбет (предок казахского рода Ошакты), Жарымбет (предок казахского рода Шапырашты), Жанас (предок казахского рода Ысты) [8, 38]. По другим данным Арыстан, сын Алихана, сына Ойсыла, Бораш сын Арыстана. Турымбет и Сырымбет сыновья Отепа, сына Тобеке, сына Ойсыла (Садибеков, 40). Видимо вторая версия шежире более правильная и под словом сын Ойсыла, могло подразумеваться потомок Ойсыла.
При хане Джанибеке Турымбет был его приближенным. Жена Сырымбета Избике была ханской ткачихой. Хан Джанибек за ее труды подарил еей золотые ножницы, поэтому ее называли Алтын кайшылы Избике (Избике «Золотые ножницы»). У хана Джанибека была единственная дочь, она в доме Избике познакомилась с Борашем. В итоге они начали встречаться и дочь Джанибека забеременела. Слухи дошли до хана, Джанибек посоветовался с везирем Кыргикабаком. Тот, завидуя им, посоветовал хану наказать детей Ойсыла строго. Джанибек устроил той, куда пригласил всех детей Ойсыла. Для них было установлено 90 юрт. Когда гости расселись по юртам, хан Джанибек приказал отпустить коней с привязи. Когда люди сидели спокойно по юртам, был организован крик «Враг напал». «Разбойники» начали нападать на гостей, те которые вырвались, не могли уехать на конях. После убийства всех гостей, были убиты младенцы, беременным женщинам вспарывали животы. Визирь хана не мог вытерпеть такую жестокость и уехал в Жагалбайлы. Место где были убиты дети Ойсыла было названо Оликты. Арыстан и Турумбет были во время нашествия в других местах. Услышав о бойне, они собрали воинов из родов Алшын (Алчин) и Дулат и выступают против хана Джанибека. На войне погибают хан Джанибек и Арыстан [8, 39-42].
У Ойсыла остались следующие потомки: У Жанаса от жены Жупар был сын Ысты, у Жалмамбета от жены Карашаш был сын Ошакты, у Жалмамбета от жены Мапыраш был сын Шапырашты. Байдебик-би (внучатый племянник Ойсыла) по законам левирата, после смерти этих трех детей Ойсыла, взял в жены их жен и усыновил Ысты, Ошакты и Шапырашты [8, 42].
Бораш был женат на дочери Кыдырбая (сын или внук Алау алшина, известного из списка беков хана Джанибека [1, 275]), из рода Алшин и у него остался сын Кобысай, который воспитывался у нагашы (родственники матери). Его потомков называют Байулы-Сиргелы [8, 42-43].
У Сырымбета жена Избике после его смерти вышла замуж за его родного брата Турымбета. От Сырымбета она имела двух сыновей с именам Нан и Тола. От Турымбета она родила сына Маната. Дочь Джанибека родила сына от Бораша и передала его Избике. Избике назвала его Конырдек. Потомки Нана, Маната и Конырдека назывались Уштанбалы (3 тамги) [8, 44].
Здесь стоит отметить, что в Казахских шежире сохранялись не столько имена людей, сколько их лакабы (прозвища), что приводило к тому, что в шежире почти никогда не дублировались «имена». Вполне возможно помимо прозвища и имени, они имели и мусульманские имена.
Проводя параллели между легендой об Амете и легенде о сыновьях Ойсыла, можно найти общие черты:

Амат, сын Айсы Сыновья Ойсыла
Отец главного героя Айса (в некоторых местах назван как Иса уйшун) Ойсыл, сын Бахтияра, сына Майкы-бия уйсуна
Муж дочери хана Джанибека Амат (Амет, Амет-Казый, Амат-Хамат, Амат-Самат) Нами реконструируется как Мухаммед-Казы или просто Мухаммед. Бораш, сын Арыстана, сына Алихана, сына Ойсыла (второй вариант Бораш, сын Ойсыла)
Антогонист Джанибек-хан Джанибек-хан
Жена главного героя Дочь Джанибек-хана Дочь Джанибек-хана
Сын дочери хана Джанибека и главного героя Салчи Конирдек

Мы вполне можем предположить, что легенда об Ойсыле у казахов является отражением реальных исторических событий, протекавших в эпоху хана Джанибека. Ее дополняют и подтверждают данные легенде об Амате, сыне Айсы (Исы). Но при этом встречаются такие детали, которые не встречаются в других версиях легенды. Например, шежире (генеалогии) потомков Майкы-бия, имена сыновей Ойсыла, кто воевал с ханом Джанибеком.
Таким образом, можно предположить тождество таких персон как Ойсыл уйсун, внук Майкы-бия уйсуна и Иса (Айса) уйшун (налицо лингвистическое сходство), Амат (Хамат) по нашему мнению тождественен Борашу, а Салчи тождествен Конирдеку. По нашему мнению, Амат-Хамат является трансформированной видоизмененной формой имени Мухамат (Мухаммед). Из этого мусульманского имени выпал первый слог и получилось трансформированное имя Амат (Хамат). Это косвенно подтверждается тем, что отец Амата носил мусульманское имя Иса, таким образом можно предположить, что и сын носил мусульманское имя Мухаммед. А его настоящим не-мусульманским именем было имя Бораш. Также интересно, что в одном источнике он назван как Амат-Казый, то есть Мухаммед-Казы по нашей версии. Здесь можно вспомнить имя Chessi Magometh из венецианского документа из Крыма. По нашей точке зрения уйсуны были очень тесно связаны с Крымом. Тулук-Тимур, брат Исы был правителем Крыма при Узбек-хане. Его племянник Алибек (сын Исы) был правителем Крыма в 1350-х годах (видимо не долго). Кутлук-Тимур, сын Тулук-Тимура был правителем Крыма видимо сразу же после кратковременного правления Алибека (поэтому его называли приемником Рамазана). Поэтому после того как Кутлук-Тимур покинул пост наместника Крыма (видимо в связи с кончиной), его место занял Chessi-Мухаммед (Мухаммед-Казы, Амет-Казый), который скорее всего был сыном Исы и кузеном Кутлук-Тимура.
  По легенде Бораш, которого мы отождествляем с Аметом (Мухаммед-Казый), был сыном Арыстана, сына Алихана, сына Ойсыла (по другой версии он был сыном Ойсыла). Арыстан погиб на войне с ханом Джанибеком. Вполне возможно, после того как Алибек (в казахской легенде назван как Алихан) стал наместником Крыма в 1350-х годах случилась та самая история с тем, что его брат (или внук) Мухаммед-Казы (Амет, Бораш) стал встречаться с дочерью хана Джанибека. При этом первоначально хан Джанибек об этом не знал, но узнав об этом, был возмущен и устроил бойню сыновьям и потомкам Ойсыла (Исы уйшина). Видимо тогда Алибек был убит или смешен с поста крымского наместника и на его место был назначен его двоюродный брат Кутлук-Тимур, сын Тулук-Тимура. В войне с Джанибеком погиб и Арыстан, сын (или брат) Алибека. Поэтому официальная дипломатия постаралась забыть краткое правление Алибека, называя Кутлук-Тимура непосредственным преемником Рамазана. Лишь сохранившиеся известия из арабских источниках, позволяют нам утверждать, что преемником Рамадана был Алибек, сын Исы, а уже потом его преемником стал Кутлук-Тимур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мустакимов И.А. «Еще раз к вопросу о предках Мамай-царя»//Тюркологический сборник 2007-2008. Москва. 2009. С. 273-283.
2. Башкирские шежере. Уфа. 1960. 305 с.
3. Ахметзянов М.И. Дастан «Амат, сын Айсы»// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. – Казань. 2011. С. 114-118.
4. Почекаев Р.Ю. К вопросу о составе господствующего класса Золотой Орды - династии сановников // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В. П. Костюкова. Астрахань: Астраханский ун-т, 2011. С. 145-154.
5. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
6. Смирнов В.Д. «Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты». Том 1. М. 2005. 542 c.
7. Григорьев А.П. Григорьев В.П. «Коллекция золотоордынских документов 14 века из Венеции». Санкт-Петербург. 2002. 276 с.
8. Садибеков З. «Казак шежiресi». Ташкент. 1994. 144 с.


Рецензии
А чем знаменит Амат, сын Исы?
Что он такое выдающееся совершил? Кроме похищение дочери хана?)
Хорошо бы иллюстрацию к теме.

Троянда   25.10.2013 21:00     Заявить о нарушении
Похитил дочь хана, из-за этого его родню уничтожили. На данный момент потомков этого Амета среди казахов более 100 тысяч человек, правда от ханской дочери меньшая часть, остальные от первой жены.

Жаксылык Сабитов   16.12.2013 22:21   Заявить о нарушении
То есть, основная его заслуга - решение демографической проблемы.))

Троянда   16.12.2013 22:26   Заявить о нарушении
Помимо демографии легенды о нем есть у разных тюркоязычных народов

Жаксылык Сабитов   20.12.2013 00:41   Заявить о нарушении