Невестка

Так случилось, что попала я перед Рождественскими праздниками в больницу. Мне повезло – положили в палату «люкс» на двоих. Моей соседкой оказалась Анна, женщина на десяток лет старше меня и с таким букетом болезней, что ни дай Бог…
Обе мы были «лежачими» больными. А чем может развлечься подключенный к системе человек? Только разговором. Вот мы и говорили откровенно обо всем. Это как попутчики в поезде, временно едущие по одному маршруту в одном купе: коротают время разговорами «за жизнь», зная, что вряд ли еще когда-то встретятся. Вот и откровенничают. И откровения эти бывают сродни исповеди.

… Анну после окончания ветеринарного техникума направили в один из районов Латгалии, где она стала работать ветврачом. Там и судьбу свою встретила – Николая. Стали жить-поживать, добра наживать. Жили в двух километрах от поселка в собственном доме, окруженном соснами.

Анна хоть и небольшого роста, но сильная и энергичная, зимой и летом в резиновых сапогах носилась по фермам, Николай работал трактористом. Когда в их семье один за другим родились дочь и сын, супруги поделили обязанности: Анна работала днем, а Николай, перейдя в кочегары, ночью. Так и подняли детей без нянек и детсада.

После школы дочь Анны Лива пошла учиться «на медика», там подружилась с Ингуной, а Ингуна очень понравилась её брату – Ивару, да и Анне с Николаем по душе пришлась.
И всё  у них сладилось. Ингуна провожала Ивара в армию, в Закарпатье, как жениха, а Анна с Николаем стали деньги на настоящую латгальскую свадьбу копить, чтоб отгулять – так отгулять: сын-то вот какой видный вырос, да и невеста ему под стать – красавица!

Так два года в ожидании этого радостного события и прожили. Денег скопили, и в Ригу съездили, платье невесте присмотрели,  и костюм жениху подобрали да отложили – вот   демобилизуется, приедет в столицу, примерит и купит. А там и свадьбу сыграют.

-- Прихожу как-то с работы домой и чувствую: что-то не так. Николай сидит смурной и дочки не видно. Спрашиваю: «Лива где?» «В сарае. Плачет. Письмо какое-то получила». Ахнула: «Случилось что?» А он: «Вот поди и узнай, мне не говорит!» Побежала в сарай. Лива сидит на сене, вся в слезах, а на коленях – письмо от Ивара, в котором он сообщает, что приедет домой не один, а с женой – дочкой майора, под началом которого он служит. И ведь ни полсловечка раньше не сказал!

Проревели мать с дочкой несколько дней, а потом Анна решилась и позвонила Ингуне. Та молча её выслушала, а потом сказала: «Спасибо, мама, что сказали мне об этом», -- и положила трубку. Анна потом узнала, что Ингуна буквально на следующий день подписала контракт и уехала работать медиком куда-то за границу.

Приезда сына с молодой женой ждали со дня на день, расписание движения поездов и местного автобуса наизусть знали. Они приехали в канун Рождества.

-- На большой дороге остановилась легковая машина, но вышел ли кто из неё – не видела, была занята приготовлением обеда. Когда открылась дверь в кухне, я замерла от неожиданности и удивления: в проеме двери стояло «чудо в перьях»: девушка в синей меховой шапке, какой-то шубейке и красных сапогах. А в ушах – огромные серьги-кольца, со множеством висящих монеток. Они так громко зазвенели, когда она повернула голову на слова сына: «Здравствуй, мама! Это моя жена Иванка!»
Ответить Анна не смогла: ноги у неё подкосились, и она  рухнула у печи с половником в руках.

Тот ли стресс спровоцировал болезнь, или это были последствия постоянной носки резиновых сапог, но ноги с тех пор стали отказываться ей служить. Пока жили в большой стране, Анна дважды в год ездила на курорты и в санатории, но болезнь прогрессировала, и артрит с каждым годом все больше уродовал её суставы.

-- Признаюсь как на духу: я ведь Ивара с Иванкой разлучить пыталась всякими способами, но ничего не получилось -- любили они сильно друг друга. С нами жить не стали, купили дом в поселке рядом. Иванка оказалась замечательной хозяйкой, всё в её руках спорилось. Ивара поставили на хорошую должность, и он жену на работу не пустил: она занималась домашним хозяйством. Сына и дочку ему родила, дети получились красивыми и талантами не обделены. Что дома, что в саду-огороде у Иванки образцовый порядок, в теплицах чего только не растет! А какие она соленья-варенья-заготовки делает! В погребе банки по ранжиру стоят!

С выбором сына я смирилась, а вот простила ли мне Иванка тот обморок – не знаю. Я уже давно инвалид, передвигаюсь на коляске, самостоятельно мало что могу сделать и полностью завишу от родных. Дочь у меня – хорошая, но живет в другом районе, от нас в сорока километрах, но раз в неделю нас с дедом обязательно навещает. А дом Иванки и Ивара – в паре километров от нас, так она к нам в день по нескольку раз забегает. Без неё я как без ног и рук в буквальном смысле… Вот как бывает…

После обеда к нам в палату пришли посетители: мужчина высокого роста, светловолосый и удивительно похожий на Анну. И женщина-смуглянка, едва достающая ему до плеча. Черные брови – вразлет, а глаза – голубые-голубые. И с порога звонко так:
-- Здравствуйте, мама! Как вы тут?
-- Хорошо, дочка, теперь хорошо.
Ольга МЕЙРАНЕ
31.12.2010
 


Рецензии
Замечательно, Олечка, трогательно, поучительно, жизненно. Спасибо Вам, спасибо. С искренним теплом и признательностью - О.П.

Ольга Орс   13.05.2014 19:18     Заявить о нарушении
жизнь, порой, "подбрасывает" нам такие встречи! Главное, не пробежать мимо них, и извлечь уроки... И вам спасибо за отзыв!

Ольга Мейране   14.05.2014 23:25   Заявить о нарушении