КМ фактор. Оппозиция его величества

Пост для "Дилетанта". 19.08.2013г.
КМ – не что иное, как конституционная монархия, система власти, к которой Россия не подошла в 1917 году.
В июльском посте «Пару слов о национальной идее» я перечислил направления формирования положительного вектора развития России: веротерпимость, сообщество наций и народностей, легитимность власти, самобытность культуры, народность. Четыре из них не вызвали нареканий, но третий – «легитимность власти» - подвергся основательной критике. Всё дело в том, что в качестве перспективы государственного устройства я предложил к рассмотрению конституционную монархию.
Почему? 
Во-первых, европейский и мировой опыт подсказывает, что существование государства с конституционно-монархическим (КМ) строем позволяет достаточно эффективно управлять страной и создавать необходимые условия не только для существования, но и для развития населяющих их территории наций и народностей.
Во-вторых, эта идею вполне разделяют наши зарубежные соотечественники. В апрельском сего года номере журнала «Родина» историк Пётр Черкасов опубликовал своё интервью с  ныне здравствующим Д.А.Столыпиным, внуком П.А.Столыпина, премьер-министра России в 1906-11 годах. В числе других был задам вопрос: «Считаете ли Вы возможным и необходимым реставрацию монархии в России?»
Д.А.Столыпин: «От монархии осталось некое культурное наследие… Сохранились свидетельства и воспоминания, позволяющие многим русским сопоставлять прошлое и настоящее… Сейчас Россия явно переживает период идеализации прошлого… Возьмём, к примеру, современную Испанию, у которой много общего с Россией. Испанская монархия исполняет две основные функции: сохраняет единство страны, не допуская её распада. В этом она выступает как федеральная власть. С другой стороны монархия предостерегает от чрезмерной централизации, гарантируя уважение региональных особенностей… Эта модель монархического устройства заслуживает внимания… В условиях существования конституционной монархии вопрос о личности монарха не может быть второстепенным. А для России, столько перетерпевшей в двадцатом веке… вопрос о монархии в целом очень сложен. Он требует прозорливости и правильной оценки ситуации».
Что возразить?
В- третьих, КМ-идея не нова для истории России: можно и нужно вспомнить роль Земского Собора, с решения которого и началось трехсотлетнее царствование дома Романовых, реформаторских попыток Екатерины II, трагически оборвавшихся   реформ Александра II, наконец, монархический конституциализм Николая II.
В 1905 году оформилась конституционно-демократическая партия России, она же  «партия народной свободы», более известная под названием «Кадеты». Это  одна из основных политических партий в России в 1905—17. Программа: конституционно-парламентарная монархия, демократические свободы, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение «рабочего вопроса». На II съезде партии программный пункт о государственном устройстве был сформулирован более определенно: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией». В таком виде данный пункт оставался неизменным до марта 1917 г.,
В марте-апреле 1917 г. в стране  действовало более 380 кадетских организаций, а общая численность партии опять выросла до 70 тыс. человек. О лидерах кадетов можно прочесть в книге Мориса Палеолога «Распутин. Воспоминания», бывшего французского посла в России:
«Среда, 15 сентября 1915 года.
Вечером обедал с Максимом Ковалевским, Милюковым, Маклаковым, Шингарёвым, с главным штабом, с цветом либеральной партии… Это люди безупречной честности, глубоко культурные, меньше всего революционеры; весь их политический идеал резюмируется конституционной монархией. Поэтому Милюков, крупный историк, автор «Очерков по истории русской культуры», мог сказать в первой Думе: «Мы не оппозиция против его величества, мы оппозиция его величества».
Кадеты – это, прежде всего,  представители интеллигенции и земского либерального дворянства. В партии состояли  также либерально настроенные землевладельцы, средняя городская буржуазия (промышленники, купцы, банкиры), учителя, врачи, служащие. В период революционного подъема 1905—1907 годов в партийных организациях состояли или активно поддерживали партию многие рабочие, ремесленники и крестьяне.
На выборах в Учредительное Собрание в 1917 году кадеты по прежнему получили голоса городского среднего класса. Это раздражало большевиков, что нашло отражение  в Декрете СНК от  28 ноября (11 декабря) 1917 г.:
Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции:
Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.
На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции.
Декрет вступает в силу с момента его подписания.
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин).
По декрету были арестованы 4 депутата Учредительного собрания от Конституционно-демократической партии (кн. П. Д. Долгоруков, Ф. Ф. Кокошкин, В. А. Степанов, А. И. Шингарев). 7 января 1918 г. двое из них, Ф. Ф. Кокошкин и А. И. Шингарев, убиты красноармейцами в Мариинской тюремной больнице.
Я не вижу необходимости останавливаться на положениях программы кадетов – ценность её сохраняется лишь в самом факте существования и сегодня она вряд ли  чем-то может нам помочь. Если возникнет движение за КМ, понадобится и новые взгляды, и новая партия, и новые лидеры. Обращая внимание на кадетов, я хочу напомнить моим оппонентам, что соответствующие настроения имели место в русском обществе и были представлены достаточно широко в первых созывах Государственной Думы. Можно выразиться так: конституционные демократы являли собой образец политической организации  на заре отечественной либерал-демократии, путь к которой оказался долог и тернист. Но им этого не дано было знать.   


Рецензии