Размышления о полетах

       Человечество освоило, за сто лет, пятый океан. Освоить-то освоило, только не прижилось там. Время от времени, читаешь, там катастрофа, тут происшествие, начинаешь задумываться, туда-ли мы лезем? Можем-ли мы вообще, летать? Если отбросить всякие горделивые, - царь природы, венец творения и прочее, то вырисовывается  неприглядная картина: Обезьяна с палкой, мчится по пляжу, подпрыгивает, - Лечу!  Давайте разберемся.
Первое: Что нам дала мать - природа, для полета? Вспоминаются слова, про стальные руки - крылья, про пламенный мотор, не то.
Мать - природа, ничего не дала человеку для полета. Нет у человека ни одного органа, предназначенного для полета. Искушенный читатель возразит, есть пожалуй, пятая точка, на чем сидим.  Соглашусь, да, этакий, природный акселерометр, и все.... Для полнолценного полета маловато, и мы окружили себя, искуственными органами чувств. Не можем оценить скороподъемность, на тебе вариометр, высота, на тебе высотомер, горизонт плохо видишь? - получи искуственный.
Когда же эти, псевдо - органы, начинают врать, отказывать, пресловутая обезьяна шлепается на землю, ушибается больно, "репу" чешет, чего бы еще придумать?
Не оскорбляйтесь летчики, - сам, такой. Все придумывает и придумывает, и самолет стал, в природе даже сравнить не с чем. Уже не птица, а этакий искуственный организм, да еще, с хищными повадками. И в заложниках у этого стального монстра, мягкий человек. Так я думал, до недавнего времени, хотя сам летал, и много.
    С течением времени, набираясь опыта, не только летного, а скорее житейского, точка зрения менялась. Рассказы друзей - летчиков, некоторые научные исследования в области авиационной медицины показали, есть некая глобальная особенность человеческого организма, предназначенная для полета.
Это, - СТРЕСС. Доктора, дай им бог здоровья, зашумят, это зашитная реакция, это, не на каждый день и случай. Да пожалуй, но он, позволяет человеку проникнуть в третье измерение.
Для начала о третьем измерении, длинна  и ширина, это мы понимаем и воспринимаем легко и естественно. Ясное дело, - Длинна, это топай по прямой, доберешься. Ширина, - это, широка страна моя родная. А вот высота....? С ней , как-то плохо. Мы конечно строим высокие здания, но это набор плоскостей, понятных и приятных. Я, о той бездне, под тобой, кто прыгал с парашютом, тот вполне поймет. Мы не готовы её принять. Опять о проклятой обезьяне, наш предок, когда-то свалился с высокой ветки, не убился насмерть, а ушибся, детишек наплодил, но на генетическом уровне осталось, высоко, - бойся, уцепись покрепче.
Ну, не дано нам отринуть, разорвать оковы. Или дано?
С некоторых пор, я думаю, что дано. Только путь, не совсем обычный, через стресс.
С медицинской точки зрения, стресс, это реакция на угрозу, опасность, заболевание, даже синдромом, кого-то там, назвали, не помню. А с моей точки зрения, это подарок судьбы, только пользоваться надо правильно. Не подготовленный человек, впадая в стресс, здорово рискует жизнью. Я не говорю о визгливой, женской истерике, а о могучем стрессе, когда тощий бухгалтер выносит, в одиночку, огромный сейф, из горящей бухгалтерии.Бумаги спасены, какой молодец, вот только, никто не вспоминает, что с бухгалтером дальше было. Он-то замертво, через минуту упал, - Инфаркт. Хорошо, если жив остался. Ясно, не готовый человек, и стресс, - враги. Инфаркт бухгалтера, это последствия распада в организме андреналина, он распадается, через некоторое время, на сущую отраву.
Другое дело, человек подготовленный, он постепенно взбирается на уровни стресса, небольшой раздражитель, - маленький стресс, побольше, - больше, и так, до высших проявлений оного. Я думаю, что в летных училищах, не столько учат летать, как учат взбираться по ступеням стресса, а организм подстраивается, обучаясь правильно реагировать на опасность, и в соотвествии с ней подстраивать свой метаболизм, на выведение продуктов распада андреналина.
Летчик и стресс, это союзники. Стресс позволяет ускорить реакцию на события, увеличивает физическую силу, общеизвестен случай Гринчика, когда в штопоре, на И-16, умудрился сломать застрявшую, хромансилевую педаль, да её, танком не сломать, а он,- руками.
Но, есть и другая сторона, она мало изучена, стресс позволяет выходить наружу скрытому " Я", - подсознанию, поверьте, в несущемся, по немыслемой траектории, к земле, истребителе - бомбардировщике, нет места осознанному "Я", высотомер крутится,как сумасшедший, земля набегает, перегрузка закрывает глаза, осознаное"Я", забилось, куда-то в уголок, под шлемом, и поскуливает от страха, а надо стрелять, надо выводить. Кто пилотирует?
Летит в тот момент, "Я" не осознанное,- подсознание. Оно, каким-то образом, из обрывков осознанного, создает картину трехмерного мира, и устраивается в ней, не смотря на приборы, некогда, не вглядываясь в прицел, не до того, в созданном им же, трехмерном мире живет, и работает. Когда это проявляется? Когда меняются местами "Я"? Выходишь из атаки, опасность миновала, стресс понизился, " Я" осознанное - горделиво этак, - Попал. Когда, только выползло, сидело же, скулило. Пытаешься вспомнить детали, нет их. Да не было тебя там, ты, такой весь хороший, сидел под шлемом и скулил, а управляло машиной, нечто или ничто, рожденное стрессом. Поэтому, наверное, так скучны и однообразны мемуары старых пилотов, взлетели, бой начался, вернулись. Им нечего сказать о бое, в мечущемся по небу, среди трассеров истребителе, их небыло. Бой вело подсознание, оно, выстраивало маневры в трехмерном пространстве, стреляло, и заботливо стерло все ощущения, во имя сохранения психики. Или не было этих ощущений? Сложный вопрос.
Еще немного, о трехмерном пространстве. Гражданский и транспортный летчик, в сути своей, остается существом двумерным, все маневры он выстраивает в плане. Отход то аэродрома, маршрут, заход, все это в горизонтальной плоскости, а высота? Как на лифте, кнопку нажал, вверх поехали, надо, вниз плавненько.
Упаси Господи , Командира и пассажиров его, если переворотом, так, с десяти тысяч, на Боинге, спикировать на аэродром. А вот летчик истребителя, не может оставаться существом  двумерным, - сожрут. Думай в объеме, но, не дано. Человек, по сути двумерен, и только пресловутый стресс, позволяет перейти на объемное мышление, да и то на некоторое время, слабая человеческая психика не держит.Что говорить, садишься в кабину, колени дрожат, рулишь, дрожат проклятые, боюсь, первая фаза стресса, вырулил, форсаж разжег, как рукой сняло, андреналин хлынул в кровь, полетели. Маршрут сложный, еще немного, на полигон вышел, тут побольше, атака, тут фонтан андреналина, пресловутый "выход из сознания" , ушел от цели, чуть притихло, в себя пришел, перед посадкой, тоже припекло андреналинчиком, зарулил, выдохнул, вот тут беда, наступает реакция, спустился по стремянке, себе уже противен почти, липкий пот, руки не слушаются, зевота одолевает, а уж если отлить вздумал, не нюхай, ужас, собаки бродячие дохнут, такая вонь. Распад андреналина. Страшное вещество.
Свойства его чудовищны, вспоминается падение Тимура Апакидзе, жаль, не знал его, ребята рассказали, после падения на показухе, тело и голова почти разрушены, а сердце билось еще пятнадцать минут, что андреналин делает. Не знаю, что там произошло, но мыслится мне, не успел человек выйти на необходимый уровень стресса, не проявилось объемное мышление, с двумерным, пилотаж у земли, - смерть. А когда хлынул андреналин, - поздно было.

Вот такие мысли о полетах.


Рецензии
Адреналин тот ещё наркотик. Наверное, именно из-за его горького аромата и не бывает бывших пилотов. Не только руки, всё помнит. И не может без этого яда. Только Ценитель знает толк в его вкусе.

Мурад Ахмедов   16.04.2019 05:46     Заявить о нарушении
Какая-то доля истины в Ваших словах есть......Не потому ли некоторые старики летчики спиваются на пенсии? Пытаются скомпенсировать или наоборот вызвать выброс адреналина. У меня, как-то обошлось, а вот у знакомых далеко не у всех.

Виктор Баравков   16.04.2019 07:03   Заявить о нарушении
Когда уходишь от Дела жизни, остаётся пустота. Может, они просто пытаются ещё заполнить? Только такую брешь разве заполнишь?

Мурад Ахмедов   16.04.2019 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.