Размышления о полетах -2
На уровне выработанных инстинктов, - нос вниз - ручка на себя, крен влево - ручка вправо. Все это совершается, помимо осознанного Я. Только начинающий обдумывает свое действие, это ведет к задержке реакции, и невозможности совершать полет. Правда есть и другая сторона, известен случай полного отказа поперечного управления на самолете Миг-31, с уходом бустера элеронов в крайнее положение. Мало того, это произошло на высоте принятия решения.
Самолет стал крениться, ручка вышла на упор, высочайшего класса летчик, при невероятном дефиците времени, не стал давить бесполезную ручку против крена, как сделало бы большинство из нас, он отринул, в тот момент, инстинктивное пилотирование, и усилием воли перешел на пилотирование по разуму. Ручку дал по вращению, установил максимал, и уже со спины, переломил траекторию. Невероятно: - с высоты двадцать метров, бочками, на неуправляемой машине ушел от земли, спас себя и штурмана. Конечно, пришлось покидать, самолет разбился, но живы... Большинство, рухнуло бы на торце полосы, продолжая давить ручку против вращения. Мне кажется, сработала натренированность на действия в необычных ситуациях, характерная для испытателей.
Отметил для себя, что выход из инстинктивного пилотирования, ведет к полному разрушению " контура полета" в котором находился до, на создание нового "контура полета" требуется определенное время. Его может недоставать в некой ситуации.
Сам столкнулся с разрушение "контура" при совершении полета на Миг-23БН. Из за отсутствия исправного самолета в "эскадре", пришлось пересесть на другой самолет, самолеты почти одинаковы, отличия настолько минимальны, что разрешалось лететь, без переучивания. На рулении, я напрочь выпал из "контура" руления, из за отсутствия на привычном месте указателя текущих углов атаки и перегрузки. Кабины похожи, но этот прибор, отнесен немного в правую сторону.
Тридцать секунд самолет самостоятельно катился по рулежке, я лихорадочно искал прибор. Это образно, конечно, но появись, в тот момент, препятствие на рулежке, я сомневаюсь, что отреагировал бы правильно и вовремя. Затем "контур" восстановился. Кстати, это было самое длительное "выпадение", в моей практике. Вообще-то "контуры" в течении полета постоянно изменяются, разрушаются одни, возникают другие. Вышел на полигон, появился новый "контур"- поиск цели, а первичный, полетный, слегка отошел на второй план. Работает ПВО, оно вытягивает на себя, новый "контур", причем, очень беспокойный, который порой отсекает другие полетные заботы. Захватил цель, еще один, он начинает давлеть над остальными. "Контуры" плодятся, а подсознание вырабатывает приоритеты, какой на данный момент важнее. Чем больше возникает "контуров" работы, тем выше риск "выпадения". Объяснять нет необходимости, чем грозит выпадение из контура пилотирования, на малой высоте, или пренебрежение ПВО над целью. Многоконтурность работы характерна для одноместных самолетов. Позавидовать можно экипажам тяжелых самолетов, при заходе в СМУ, командир имеет право "выпасть" из контура пилотирования по приборам, и искать глазами землю, правый, держит по приборам, - контроль за полетом не прерывается. И время, дается командиру, при обнаружении полосы, на создание "контура визуального пилотирования", не много, а есть. На скоростном, одноместном, труднее в СМУ, пилотируешь по приборам, открылась полоса, мучительно ломается "контур приборного полета", время бежит, а "визуальный контур" еще не созданн, мешают обломки приборного, наконец утверждаешься в мир визуальных ориентиров.
Поэтому, метеоминимум истребителя, никогда не превысит, и даже не сравняется с минимумом тяжелых самолетов, разве,что вообще, сам, садиться будет.
Кстати, мой одноклассник, по училищу, ведущий летчик, по изделию, шепнул, по секрету, что на Т-50 реализована система посадки по сигналам, полностью автономная от летчика. По его словам, даже получив смертельное ранение, успел включить систему ВОЗВРАТ, и машина доставит тело домой, и сядет сама.
Ну, это так, к слову.
Думаю я о полетах, как мы летали, как будем летать, через десять лет, через двадцать, может все идет к беспилотникам? Какую нишу они займут, или мы?
Я с трудом представляю пассажира, поднимающегося по трапу в аэроплан, в котором летчика нет, а вот беспилотный истребитель - бомбардировщик, запросто.
Может продвинутый пассажир и скажет, что доверяет компьютеру больше, чем Дяде летчику? Может и наоборот, вцепится, не верю машине, летчик милее?
В последнее время, дьявольский прогресс в создании искуственного интелекта.
Как же хочется увидеть все это, быть современником, участником, жаль, годы уходят. Так хочется увидеть.
Свидетельство о публикации №213081902266
Вообще, Ваши рассуждения вызвали столько своих мыслей-ассоциаций, что они все сюда не поместятся. Попробую изложить хотя бы часть. Первое - конечно же привычка к стрессу тренируется и с приобретением опыта у сильного лётчика достигает феноменальных результатов. И Ваш пример с лётчиком-испытателем, который стал делать всё наоборот, т.е. дал рули по крену - это подтверждает.
Самое интересное, я тоже совсем недавно вспомнил этот случай применительно к гибели своего однокашника на Л-29, которому официальную причину записали - "Не синхронный выпуск закрылков". И только за то, что я написал, что фатальной вероятности катастрофы не было, был шанс спастись, крутани Толя Фесько бочку в сторону крена и одновременно, ткнув пальчиком в кнопку уборки закрылков, и привёл как раз Ваш пример, так однокашник генерал Рябов вылил на меня "ушат грязи" и заклеймил позором, что я своими легкомысленными рассуждениями оскорбил память погибших экипажей.
Прочитайте "Открытое письмо генералу Рябову" и следующие за ним два рассказа. Они у меня в разделе "Река с простым названьем жизнь" иду первыми.
Так вот, вспоминая свои стрессовые ситуации и в полётах, и в жизни (а их было много, учитывая мои занятия экстримом более 50 лет) я честно говорю себе: " Да, Вася, в этой ситуации ты был слабак, и тебе просто повезло, что всё обошлось. Чтобы не быть голословным, приведу пример:
Мне моя вторая отцепка на 778 прыжке приснилась до мельчайших подробностей, и когда произошёл полный отказ купола при входе в облака, первая мысль мелькнула: "НЕ МОЖЕТ БЫТЬ". Но когда я увидел, что рифовка вышла метра на полтора и дальше не идёт, а поток треплет вытяжной парашютик, но ничего не происходит, то след. мысль: "БЛЯ..., ДА ТЫ ЖЕ ЭТО ВСЁ ВИДЕЛ ВО СНЕ".
У меня враз ноги и руки стали ватными и ослабели. Я как-то медленно и не охотно выбросил кольцо основного парашюта, еле отодрал подушечку отцепки. Когда купол, точнее, ранец парашюта отделился, как-то неуклюже перевернулся спиной вниз. С трудом, медленно еле выдернул из кармана кольцо запасного парашюта, как-то не рванул, а медленно стал вытягивать руку, делая ещё кучу суетливых, не нужных движений, и лишь когда раскрылась запаска, а я к тому времени уже вывалился с облаков, я пришёл в себя.
Мне как будто кто-то по морде пощёчину дал: "Ты что слюнтяй, а ну соберись". И я мгновенно стал другим человеком. Реакция, боевое холодное спокойствие и ещё куча всего тут же вернулось. Я мгновенно нашёл свой падающий ранец, увидел и запомнил место, где мой не раскрывшийся парашют со страшной силой шмякнулся среди камней. Дальше я очень хладнокровно стал управлять стропами круглой запаски, хотя я на ней опускался всего второй раз. Чётко выбрал себе место среди каких-то плит и камней, которые непонятно откуда взялись на окраине аэродрома Саки. А ветер был 8-9 метров в секунду, что для круглого парашюта явно много.
Развернулся на стропах, ударился ногами, сделал кульбит, и сел, ощущая мелкую дрожь в руках и ногах. Вижу, несётся "санитарка", метрах в 100 останавливается, т.к. из-за камней ко мне проехать нельзя. Из неё выскакивают двое. Тофик Бабаев бежит к парашюту, а Андрей Сундуков ко мне. А я сижу и ощущаю физически, что меня от этих ребят отделяет мощнейшая прозрачная, толщиной сантиметров десять стена. И там, где бегут ребята "ЖИЗНЬ", а со стороны, где сижу я - "СМЕРТЬ". И лишь когда подбежал Андрей, это ощущение пропало.
В общем, Виктор, на многие раздумья навели Ваши "Размышления о полётах" и о стрессе, как таковом, что, пожалуй, стоит это вынести на проза.ру, чтобы услышать опыт тех, кому есть, что добавить.
С уважением, полковник Чечель.
Полковник Чечель 17.02.2017 15:06 Заявить о нарушении
Виктор Баравков 17.02.2017 21:00 Заявить о нарушении
Иван Варгатый 07.10.2020 21:03 Заявить о нарушении