Цикл статей о проблемах в литературном творчестве

МАСТЕРА И ПОДМАСТЕРЬЯ


Одни познают литературное искусство и становятся мастерами. Другие считают, что литературное творчество это не наука и остаются в подмастерьях. Нельзя постичь науку, не изучая ее. Невозможно стать мастером, не побыв в учениках.


03.01.2013


ЛИТЕРАТУРА В ШИРОКОМ И УЗКОМ ПОНИМАНИИ


Нельзя познать жизнь на чужом опыте. Невозможно понять конкретные чувства, не испытав их. Так и с искусством - не приобщаясь к нему, невозможно отличить подлинное творчество от подделки. Подлинная литература, будь то поэзия или проза, должна нести познавательную информацию и быть насыщенной эмоциональными переживаниями автора. Литература, как вид искусства, подразумевает совокупность письменных текстов. По каким критериям определяется текст - является ли данное произведение литературой? Энциклопедический справочник на это выдает следующее:

1. К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц).

2. К литературе относятся письменные тексты и не относятся устные.

3. К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного.

4. К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п.


Из предложенной информации можно сделать вывод, что школьные сочинения не рассматриваются как литература. Парадоксально, но большая часть из сетевой литературы это школьные сочинения. Современные авторы, овладев компьютером, остались далеки от понимания, что не каждое произведение является литературой, что литературное творчество, кроме желания стать писателем, требует знаний и навыка в этом мастерстве.


26.01.2013


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК


Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений.
/Теодор Рузвельт/


Написать текст (стихи иль прозу) литературным языком - великое ли дело?

Для начала определимся, что такое литературный язык - это обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Следующий термин - норма:

Различаются норма языковая (основополагающая категория культуры речи) и норма стилистическая (категория стилистики). Языковая норма – общепринятое употребление, регулярно повторяющееся в речи говорящих и признанное на данном этапе развития литературного языка правильным, образцовым. Общелитературные нормы охватывают все стороны (уровни) языковой системы и поэтому сами представляют собой определенную систему: лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, орфоэпических, правописных норм. В отличие от стилистических норм, языковые нормы литературного языка не связаны с ограничением сферы их применения. Языковая норма, таким образом, обладает качествами правильности и общеупотребительности.

Понятие языковой нормы включает как статический аспект (систему языковых единиц), так и динамический (функционирование языка). Важным условием признания употребления языковых средств нормативным является их функциональная целесообразность, соответствие целям общения и другим характеристикам коммуникативной ситуации.

Языковая норма фиксируется в нормативных словарях и грамматиках.


Другими словами:

Литературный язык - это устная или письменная речь обусловленная нормативными словарями и грамматикой.

Сколько же всего нужно знать (одних только норм множество) чтобы овладеть литературным языком. Великое ли дело написать стих иль прозу литературным языком? Великое. Еще большее величие - посредством литературного языка донести до читателя правдоподобную действительность, облачая мысль в чувства и украшая сюжет яркими образами.


Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо.
/Джузеппе Феррари/


Что на первое место ставится в литературе? Как видим - язык. А потом все остальное - сюжет, образ, эмоциональные переживания автора.


(использован материал из литературного энциклопедического словаря)


18.03.2013 


ПОЭЗИЯ УСТАМИ ВЕЛИКИХ


Поэзия в своем высшем проявлении - философия.
/Илья Шевелев/


Что хотел сказать автор книги «Афоризмы, мысли, эмоции», профессор, лауреат Авербаховской премии АМН СССР, господин Шевелев, приравнивая поэзию к философии?

Энциклопедический справочник нам ведает, что философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия - это (дословно с древнегреческого) любовь к мудрости. Следовательно, поэзия в своем высшем проявлении - философское рассуждение о вечных вопросах - любви, жизни, смерти.


Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше.
/Квинт Гораций Флак/


Что хотел сказать древнеримский поэт «золотого века» римской литературы, сравнивая поэзию с живописью?

Живопись, как известно, это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. Следовательно, поэзия в понимании Горация - передача зрительных образов посредством слов.


Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие - дело рассудка, которое оживляется чувством.
/Иммануил Кант/


Что хотел сказать немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма, называя поэзию игрой чувств?

Снова обратимся к справочной литературе - что понимается под чувством. Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувствами также называют ощущения. Следовательно, поэзия должна пробуждать эмоциональный процесс в человеке. Без передачи чувств, поэзия мертва.

Соединяя три высказывания в одно, получаем законченный образ: поэзия - философское рассуждение о вечном, с передачей зрительных образов и чувств посредством слов.

Наверное, поэтому одно творчество оседает в сознании, оставляет след в душе, а другое не трогает ни ум, ни сердце, что одни авторы понимают важность передачи зрительных образов и чувств посредством слов и, философски рассуждая, пишут о вечно, а другие нет.

Возможно, что Виссарион Григорьевич Белинский дополнит недосказанное:

Уметь писать стихи также не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательством этой истины.


10.02.2013


О БАНАЛЬНОСТИ


Банальность есть поношенная оригинальность; оригинальность есть первое представление банальности.
/М. Нордау/


А ведь верно - прав господин Макс Нордау, утверждая что банальность - есть поношенная оригинальность.

Слово банальность от французского banal /шаблонный/ означает давно известное, избитое выражение. Позже к термину добавились синонимы: заношенность, затасканность, заурядность, избитость, истасканность,неоригинальность, обыденность, платитюд, плоскость, пошлость, стандартность,стереотипность, стертость, трафаретность, тривиальность, труизм, трюизм.

Итак, что есть банальность, как не шаблон - оригинальная мысль подхваченная массами, часто употребляемая в разговорной и письменной речи. И всякий, употребивший в поэзии шаблон, рискует быть бит невеждами: мол нет в нем оригинальности, он - обыденный человек, слабый поэт, раз рифмует удивительно прекрасные, гармонично созвучные рифмы любовь-кровь, вечность-бесконечность, даль-печаль, розы-морозы... Нет, господа, позвольте вам возразить - не поэт банален, а в вас нет оригинальности, должных знаний, эрудиции, возможно, и восприятия красоты, раз отвергаете извечно вечное - далеко-близкое прекрасное и ужасное. Сколь же много нужно придумать синонимов (см. выше) для унижения поэта, объявляя его творение банальным на одном лишь основании, что в рифмах употреблена давно известная оригинальность. Не рифмы бывают банальными, а стих может быть заурядным, блеклым, скудным на мысль и чувства.


У мудрости расхожей - нету дна,
Ищи хоть каждый день с утра до вечера;
В банальности таится глубина,
Которая ее увековечила.
/И. Губерман/


Посмеет ли кто сказать, что в этих стихотворных строчках банальные рифмы:


Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
/Г. Державин «На смерть князя Мещерского»/


Выкупается кровью пролитая кровь,-
То убийце скажи моему.
Беззаконную небо карает любовь,-
Ты сама будь свидетель тому.
/В.А.Жуковский «Замок Смальгом, или Иванов вечер»/


Я помню моленья... текущую кровь...
Погибла гречанка, погибла любовь!
/А.С. Пушкин «Черная шаль»/


Пел удивление врагов,
Его нетрепетность средь боя,
И к славе пылкую любовь,
И смерть, достойную героя...
— «Но долг супруги, но любовь?..»
— «Любовь! к кому?.. к тебе, губитель?..
Забыл, во мне чья льется кровь,
Забыл ты, кем убит родитель!..
/К.Ф.Рылеев «Рогнеда»/


Еще не знает он, что скука,
Что беспредельная любовь,
И как тяжка любви разлука,
И как хладеет в сердце кровь;
/А.Кольцов «Спящему младенцу»/


Почему такая нетерпимость к современным поэтам рифмующим «любовь - кровь»? Может причина в другом - яркий стих с красивыми звучными рифмами затмевает массу унылых написанных как под копирку произведений, и этот факт крайне неприятен для неуспешных авторов? И Пушкин, Державин и другие классики использовали шаблоны - заимствовали рифмы изобретенные другими поэтами. Значит причина не в шаблонах, а в неумении их применять. В этом важность - что нужно знать начинающим поэтам и состоявшимся сочинителям. Ибо поэт от Бога не задумывается о рифмах - банальные они или нет - он создает творение. Именно создает, а не сочиняет. Рисует пером узор - создает гармоничное звучание слов. 

В начале было слово... - что означает эта цитата из Библии? Правильно - звук. Важно как звучать слова в стихах - в какой тональности и последовательности, как используется богатство языка, какие термины поэт употребляет для передачи мысли и состояния души.

У Алекса Аматти есть стих с названием «НЕ БЫВАЕТ ПРОТЕЗОВ ДУШИ!». Беря за основу это название - цитату, попробуем понять важность душевного состояния при написании стихов.

Коль нет умения чувствовать прекрасное и адекватно сопереживать прекрасному, не напишешь красивый стих, и протеза к душе не подберешь - не позаимствуешь чужие сильные душевные переживания и не заменишь на искусственные. Можно от ума написать стих, что и делают большинство, только грамотно написанные, но бесчувственные или слащаво наигранные творения не читаются. Нет в них жизни или они лживы. В таких стихах и строки - ровные, гладкие, написанные в одной звуковой тональности - не запоминаются. Коль душа не звучит, не играют в ней чувства, то и стих получается скудным на чувства.

Человека без поэтического дара не научишь писать стихи. А рифмовать слова - запросто - есть масса обучающих стихосложению программ. Есть множество и дилетантских пособий в помощь начинающим поэтам, которые учат, что нельзя рифмовать вновь-кровь-любовь, вуаль-даль- печаль и другие красивые звучные рифмы. И в этом есть своя правда - авторы этих тем хотят научить читателя рифмовать слова, а какое отношение имеет набор рифмованных слов к поэзии? Поэзия - это крик души и сила мысли. Поэзия - для истинных поэтов.


06.04.2013


ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ


Немногие обладают способностью мыслить. Большая часть использует готовые штампы, выдавая их за результат умственной деятельности. Умные это те, кто мыслить нешаблонно. Такое мышление подразумевает производство собственных мыслей или новых штампов. Шаблонно мыслящие могут обладать хорошей памятью и умело применять готовые штампы в устной и письменной речи. Ментальный штамп — оттиск чужих мыслей. Но какой бы памятью не обладал шаблонно мыслящий, он никогда не сможет логически обосновать произнесенную мысль, довести до совершенства изложенную тему. Производитель собственных мыслей обладает не столь хорошей памятью, как развитой логикой. Логическое размышление активизирует умственные процессы. И от того, насколько человек способен адекватно мыслить (рассуждать), зависит производительность умственной деятельности.


03.11.2012


СНОВА О ГЕНИЯХ


Мировоззрение гениев не вписывается в понимание множеств.
Восприятием обладает каждый человек, но мировоззрением немногие. Это гении и субъекты с высоким уровень интеллекта.
Мировоззрение формируется в сознании конкретных людей, сверх развитыми умственными способностями, и оно, в качестве общих воззрений на жизнь, позднее используется другими. Новые времена диктуют свои условия - под действием новых обстоятельств общество отказывается от прежнего воззрения, ставшего непригодным или устаревшим, принимая за основу другое. И чаще всего новым воззрением становятся идеи, до определенного времени не находящие применения в жизни общества, "сумасшедших" гениев. Из этого следует, что гений не только опережает свое время, но и его качества, в новых условиях, становятся нормой.


30.04.2013


ЧТО СПАСЕТ МИР


Наверное, все помнят сказку «Золушка» и слова юного пажа «Я не волшебник. Я только учусь.», так автор, не будучи от рождения волшебником (писателем, поэтом), постигает литературное мастерство - творит чудо, сочиняя очередной шедевр. Шедевр ли? Как сказать... для себя, для близкого может и сотворил чудо, а другой в творении кроме букв да знаков препинания ничего не увидит. Но стоит ли обижать за неудачное волшебство? Ведь нет плохого в попытке сотворить чудо. Даже если автор пишет только для близких, то, таким способом, пытается реализовать себя, и это все лучше небогоугодного занятия. У каждого есть выбор - читать или не читать кого-либо. Есть такой принцип - не нравится, не ешь. А литература, что это если не духовная пища, и подход к ней тот же - не нравится, не читай. Вроде все ясно, но нет. Почему-то отдельные личности, по понятным только им причинам, считают, что они пишут лучше других и, на этом основании, ущемляют достоинство автора, в чьем творчестве находят одни недостатки. В действительности все обстоит иначе - стремящийся литературно возвыситься над другим, пишет не лучше, а то и хуже того, над кем смеется. В своем глазу бревно не увидишь... - верна народная мудрость, ох как верна в нашем случае, когда один автор пытается разглядеть в творчестве другого соринку. Разбирать творчество, это одно, а унижать автора - небогоугодное дело. «Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса…» - каждый способен совершить чудо и для близких, и неблизких. Вежливость, тактичность, корректность в высказываниях - разве не есть чудо? Любое благое дело, будь то доброе отношение к собеседнику, открытая тема, опубликованное произведение, литературный разбор творения - все это проявление чудес. В каждом чуде могут быть погрешности, одно творение быть совершеннее другого, но среди начинающих авторов нет волшебников - все учатся быть таковыми. И быть человеком, соответствовать нормам морали, важнее для общества, мира, чем оставленное в наследие творчество. Почему нормы морали важнее литературы? Без одного не будет и второго. Не красота спасет мир, а бережное отношение к прекрасному.


27.02.2013


ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ - ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ


Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.
/Карл Густав Юнг/


Собственно, вся психология Юнга построена на этой цитате - подготовить субъект встрече с самим собой. Человеку свойственно в себе видеть кого угодно, но только не самого себя. Неприятно осознать себя несостоявшейся творческой личностью - намного приятнее лелеять надежду на литературную известность. Ведь читают же, значит мое творчество кому-то нужно - один из мотивов поэта иль писателя без литературного таланта уклониться от встречи с самим собой. Разумные доводы на такого не действуют - он агрессивно сопротивляется мнению компетентных лиц, опровергая свою бездарность обратным - в доказательство своей востребованности, а значит и гениальности, предоставляет список читателей, рейтинг, выигранные поэтические иль прозаические конкурсы, печатные издания. Уходящий от объективности никогда не признается в собственной литературной несостоятельности.   

Не все помечены даром Господним - быть писателем или поэтом. А человеку свойственно пробовать себя в доступных ремеслах. Сочинение текстов - самое простое по доступности дело. Но писать для себя или для широкого круга читателей - превеликая разница. Литературное творчество - сложное ремесло, требует многих знаний и литературных способностей. Если знания можно обрести, то способности или есть, или нет. Как музыкант без музыкального слуха не научится играть на музыкальном инструменте, так и писатель без литературных склонностей не научится писать. Однозначно, что авторы, неумеющие писать, но продолжающие публиковать свои творения, уходят от встречи с самим собой. А нужно ли? Сопротивляться самому себе - посмотреть на себя? Ведь истинный смыл жизни в правде, в истине вещей, явлений, качеств. Творческая личность не может не творить, но то ли человек творит? Может его призвание в другом?

Юнг писал: «Человеку со всей определённостью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной.Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом.».

Нужно ли уходить от самого себя, продолжать пребывать в заблуждении, играя не свою роль?


25.04.2013


О ЧЕМ ДУМАЕМ


Кто о чем думает, о том и пишет - избитая истина. Но вот вопрос: многие ли взглядом постороннего перечитывают свое творчество, подвергая критическому анализу мысль? Конечно, мы говорим не о талантливом творчестве. Гению простительны ляпы, да и бездарное он никогда не напишет. А у кого мысль, что сухая ветка - не красит, не греет и пищу не дает, наверное такому следует прочитать письменный труд. Может и бездарных творений поубавится. Хотя причина гениального и бездарного в другом, но все же мало таких, кто без царя в голове берется за перо. С таких и спроса нет. Но бывают случаи, когда автор, преуспевший в одном жанре, берется за другой и терпит фиаско. Не каждая грань литературного искусства доступна всем. Наверное, и об этом нужно помнить.


18.01.2013


ДЛЯ КОГО ПИШЕМ


Большая часть пишущих не понимает различая между поэзией и подбором ритмичных звуков. Большая часть не воспринимает поэзию таковой, а набор рифмованных слов принимает за стихи. Наверное, тем, кто увлекается созданием ритмичных звуков, не уделяя внимания смыслу, верному подбору слов и правильному построению строк, необходимы четкие ритмы, для наведения порядка в душе или активизации жизненных сил. Я бы таким посоветовала чаще слушать музыку. Возможно, число пишущих уменьшилось бы в сотни раз.

Есть пишущие от ума, но это скучные произведения. Видимо, таким не хватает порядка в голове. И таким способом упорядочивают мысли, освобождая память от ненужного хлама. Было б лучше, если бы занимались физическим трудом, спортом например - эффект значительнее. Возможно, сетевое пространство станет чище. Посредственное никогда не будет востребовано, как бы правильно не писалось.

Запоминаются не ритмы, и не рифмы, а мысль глубоко заложенная в произведение, яркие образы и эмоциональная чувственность. Но большинству этого не объяснишь, что ритмы нужны для запоминания стихов, но если нет перечисленного, никто не станет оставлять для себя творение, в котором нет полезного для ума и души. Большинство не умеет думать - подвергать анализу свою и чужую мысль. Поэтому в сетевых стихах так много штампов, краденных сюжетов, или произведения представляют набор случайных слов, притянутых для ритма и рифмы.

В большинстве случаев Сетевое творчество не предоставляет для читателя интереса. У некоторых из большинства есть хорошие произведения - одно или несколько, но в целом говорить о творчестве, как о гениальном или успешном, смешно. У большинства современных поэтов и прозаиков путь один - забвение. Может десяток удостоится внимания времени - станут классиками. И зачем себя утруждать умственными потугами, если нет призвания быть поэтом или писателем. Для души писать можно и нужно. Но вот вопрос - если для себя, для своей души, то зачем тиражировать сочинения? Литературные сайты, издания за свой счет... стоит ли овчинка выделки? Кому все это нужно - творения, не имеющие художественной или научной ценности?


20.05.2013


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


На этом, неожиданном для многих, что в большей части сетевая литература вовсе не является литературой, заканчиваю цикл статей о проблемах сетевых авторов и их творчестве.

Безусловно, есть в Сети и литературные шедевры, написанные до появления Интернета. Не исключено и появление новых литературных гениев. Но о том, что они гении, мы не узнаем. Грядущее за будущим поколением. И им определять гения из нашего времени.


Рецензии