Писатель

П И С А Т Е Л Ь

Надо познать великое горе, чтобы стать великим писателем.
Писательство – это раскаивание через творчество.
Писатели пашут историю страны.
Писателей рождает жизнь.
Не столько писатель выбирает форму, сколько она его.
Без политики нет писателя.
Писание своё нужно таить от людей, пока оно не окончено.
Нет писателя без его земли.
Нужно выбирать писателя так, как выбирают друга.
Писатель не прокурор и не сдья, он исследователь.
Писатель вправе изобрести свой язык, тем более большой писатель.
«Не опускайтесь до современности» - совет писателям.
Счастье писателя – видеть отклик своих мыслей у читателя.
Любимым писателем быть проще, чем любимым мужчиной.
В голове писателя роится много слов, но только до тех пор, пока не появится слово «если». После этого слова все события разворачиваются по-другому.
Краткость – душа остроумия.
Писатель прежде всего пишет о себе.
Всякий великий писатель – это изгнанник.
Деревенская проза возникает из мифа.
Когда есть что людям сказать, то обязательно нужно это сделать.
Через трагедию проходит очищение.
Художественный фильм мысленно снимает каждый писатель.
Строчка только тогда должна быть написана, когда она заслуживает, чтоб её прочитали.
Писательское мастерство накапливается годами.
Мы, прежде всего воспитываем не писателей, а читателей.
Писатель – это человек, познавший жизнь
Писатель – это тот, кто может придумать собственный мир.
Правда всегда интереснее придуманной истории.
Люди уходят в вечность, оставаясь в своих шедеврах.
Обратная связь для людей пишущих – как глоток кислорода.
Творческие натуры чувствительны, особенно прозаики.
Чистосердечные рассказы – первое правило для писателя.
Писатель никогда не сидит в пустоте.
Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.
Для большого писателя нужен большей читатель.
Писатель делится тем, что он любит.
Писатель похож на скульптора тем, что отсекает в произведении всё лишнее, но для него это – операция по живому.



Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.
           Б.Окуджава
          «Я пишу исторический роман»

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная.
                Е. Черных

     Весь творческий процесс писателя – это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования. Вот чего нам многим не удалось – внутренне совершенствоваться. Обвинять в этом пишущую братию, которая не приспосабливалась, нельзя. Потому что внутреннее усовершенствование даётся, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением с большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы, а не словесной мякины, которой нас перекормили и всё время твердили при этом – быть в гуще жизни! Нет. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью. Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время. А тот, кто тёрся в гуще, коловерти, спешил «откликнуться», - ничего не сделал.
                В.П. Астафьев

     Может быть, потому Тургенев и стал популярнейшим русским писателем 19 столетия, что был наделён даром улавливать важнейшие веяния времени и писать о них всегда честно, всегда по-своему, не боясь идти ни против власти, ни против моды.
                Е. Басовская

     Жизнь, личность писателя и весь он – это его книги и всё написанное им. Биография писателя начинается первым созданным им произведением… Но где-то на пятдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начинались ступени лестницы. Не мне судить, какими были эти ступени и сама лестница. Пусть она очень отлога, а ступени ничтожно малы по высоте, но мне не хотелось, чтобы кто-то разубедил меня, что ступени и лестница не были восходящими.
                Е.А. Пермяк

     «…Великим писателем – одним из великих я не стал. Но этого я не дотянул. Но я сделал всё, что мог, и ещё немножко».
                Леонгард Франк, немецкий писатель.

- А писать вообще трудно, - с улыбкой говорил Нигибин. – Сколько страниц в день ты можешь написать?
- Я – газетчик. Надо – и десять напишу…
- Счастливец! А я вот больше двух не могу… Мне на рассказ иногда месяц нужен. Ты думаешь, отчего я в кино пошёл? Рассказами не прокормишься…
                (Разговор между Ю. Нагибиным и Я. Головановым)
                «Комсомольская правда» 7 октября 1989 г.

«…Каждый литератор должен жить и развиваться по-своему, как деревья в лесу».
                Ю. Нагибин

     Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель не посторонний судья своим соотечественникам, он – совиновник во всём зле, совершённом у него на Родине или его народом.
                Александр Солженицын

     Писателя видно по первой фразе, по тому, как с чего и в каком тоне начат разговор, содержится скрытый намёк на этическое в художнике.
                В. Васильев «Лирическое постижение Родины»

     «Не напишешь, ни за что не напишешь правды, как только начнёшь взвешивать слова, - размышлял Н.А. Некрасов в одном из писем Л.Н. Толстому, - советую вам делать себе эту свободу, когда вам вздумается показать свою правду другому. Что за нужда, что другой её поймёт – то есть фразу, - лишь бы она сказалась искренно – этим-то путём и скажется ему та доля вашей правды, которую мы щепетильно припрятываем и без которой остальное является в другом свете».

     Произведение не может иметь общечеловеческой ценности, если непонятно, из нужд какого народа оно выросло, какой народ определил в нём форму мысли и чувства, уклад миропонимания. Общечеловеческая сущность может появиться только через национальное. И чем глубже уходят корни художественного образа как воплощения бытия в народную действительность, тем большим общечеловеческим потенциалом обладает такой образ.
                В. Васильев «Лирическое постижение Родины».

     Между прочим, ощущения, которые испытывает автор в процессе творчества, не зависят, или почти не зависят, от длительности опыта, от количества исписанной бумаги. Человек написавший десять томов, и тот, кто написал всего два рассказа, в одинаковой степени творцы и в одинаковой степени могут делиться своими секретами под рубрикой «Как мы пишем»: оба они уже всё знают о том, как делаются рассказы, и оба они ничего об этом не знают.

     Тот, кто отдал свою жизнь сочинению книг, и отдал её не по второстепенным причинам тщеславия, тот знает, что, только исписав гору бумаги, можно понять старую истину, что писательство – это постоянное открытие давно известных элементарных истин.

     Писатель, каждый из нас, на долгом писательском пути, каким бы опытом он ни обладал, открывает общеизвестные и элементарные правила: пиши просто, не будь велеречив, ищи слово у народных истоков, будь правдив, будь участлив к страданиям и радостям своего современника и соотечественника.

     Писатель – хранитель огня нации, хранитель национального духа – языка, - это, к сожалению, понимают не так уж многие начинающие писатели.

     Писательство такое дело, которое не знает совершенства, писатель всегда будет в долгу перед обществом, перед той правдой, которой он должен питаться, которая насыщает его творчество.

     Кто знает, как человек становится писателем? Никто этого не знает. И, однако, писателем человек становится тогда, когда приходит к нему не только слово, но мысль. Тогда он становится писателем, когда накопленный жизненный опыт требует размышления. Мысль должна вызывать слово, но не наоборот.
     Садясь за первую рукопись, начинающий писатель ждёт рецептов, ищет советов, как писать, а советы мастеров испокон века одни и те же, они постоянны: трудись до самоотречения, изучай жизнь, находи в делах и чувствах современников истину, размышляй, не играй впустую словом, если слово не призвано тобой для того, чтобы выразить мысль, сказать правду.
              Николай Евдокимов     «Реальность и воплощение»

     «Нужно чтобы все поняли: писатель играет не более важную роль, чем продавец кокосов».
                Пауло Коэльо

     …Я придерживаюсь мнения, что писатель не должен дарить свои книги. Ни одна обувная фабрика не посылает мне в подарок пару ботинок, почему же надо дарить книги?
                Пауло Коэльо

     Писательство – дело одинокое. Мало найдётся профессий, которые предполагали бы такое одиночество.

     Правдивый ответ должен звучать так: «Я пишу, потому что хочу быть любимым».
                Пауло Коэльо «Заир»

     А самым радостным был момент, когда его жена Кристина достала из-под стола белое птичье перо и отдала мужу: «Смотри, Пауло, что я нашла!» - и Тот, сияя, взял жену за руку и взволнованно сказал: «Спасибо, Кристина!» Дело в том, что для Коэльо случайное появление белого птичьего пера предвещает рождение новой книги. А в тот момент мы как раз заканчивали эту книгу.

     - Что ты называешь «пробуждением женского начала»?
     - Это выражение не имеет ничего общего с сексуальностью, речь идёт о свободе мысли, не подчиняющейся обычной логике. Ты ведь знаешь, немало писателей использовали женские образа как символы, чтобы представить это слияние интуитивного и логического начал, которые часто проявляется в снах. Как говорят Евангелия, жена Понтия Пилата видела сон, которому логический разум её мужа не придал значения. Пилат не послушал её, и тем самым совершил большую ошибку. В «Юлии Цезаре» Шекспир выводит рядом с императором женщину, которая предупреждает его о том, как опасно явиться в Сенат в тот мартовский вечер. Юлий Цезарь, естественно, подумал, что женщина мало смыслит в насущных политических делах. И тоже ошибся.

     Как правило, когда я сажусь за компьютер, чтобы приняться за новую книгу, меня охватывает ужасная лень. Я говорю себе: «Я же уже написал кучу книг, я признанный писатель, зачем мне больше». Конечно, это доводы лени. Начинать всегда трудно. Потом пишется легко, но настоящие трудности поджидают в середине книги. Уходит энтузиазм, с которым она была начата, а конец ещё очень далеко. Как раз в этот момент у многих писателей опускаются руки.

     - Все писатели испытывают необходимость в движении, по крайней мере внутреннем. Не думаю, что Пруст много передвигался физически, но он всё равно очень много путешествовал. Все великие произведения литературы – это повествования о великих путешествиях, от Библии до «Божественной комедии», от Дон Кихота» до «Одиссеи». Это всегда поиск своей Итаки, метафора рождения и смерти, великое путешествие, которое все мы должны предпринять, хотим мы того или нет.
                Хуан Ариас «Пауло Коэльо: Исповедь паломника»

     …Для меня выход каждой новой книги – это своего рода выход на арену, я радуюсь этому, хотя и осознаю опасность. Я радуюсь, потому что принимаю новый вызов. Я стремился к этому, я вышел на арену, зная, что могу потерпеть поражение, что меня могут распять, но испытываю радость, ведь я добился того, чего желал: произвёл на свет новую книгу.
                Пауло Коэльо

     Жизнь писателя – тоже вызов, он всегда в гуще сражения, его в любой момент могут и встретить овацией, и освистать.

     «Мои читатели – это прежде всего мои сторонники».
                Пауло Коэльо

     «Писательское творчество для меня похоже на то, что испытывает беременная женщина, Которая собирается произвести на свет новое дитя»

     «Я пишу для ребёнка, который обитает внутри нас».
                Пауло Коэльо

     - Что ты испытываешь, когда пишешь?
     - Бывает, во время работы охватывает усталость, и продолжаешь писать только потому, что заставляешь себя: но в какой-то момент, неизвестно отчего, подключаешься к чему-то, что приносит радость. Это своего рода источник энергии – и уже не замечаешь времени. Думаю, это тот самый творческий акт, во время которого человек чувствует  единение с себе подобными.
                Хуан Ариас «Пауло Коэльо: Исповедь паломника»

    Когда прежде я встречал в биографиях писателей слова «Книга пишется сама, писатель лишь заносит её на бумагу», мне казалось, что они приукрашивают своё ремесло. Сейчас я знаю, что это – чистейшая правда…
                Пауло Коэльо «Заир»

     Писатель – это прибор, показывающий состояние общества, и лишь ничтожной степени – орудие для изменения общества. История показывает, что общество изменяют не литературой, а реформами или пулемётами, а сейчас ещё и наукой. Литература в лучшем случае показывает, в кого надо стрелять или что нуждается в изменении.
                Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом…»

     …Ни один писатель, пусть даже самого скромного масштаба, не может быть хорошим писателем, если он не относится к работе серьёзно.
                Г.Ф. Лавкрафт

Писательский возраст не ограничитель у писателя.
                Олег Шестинский

     Писатель – завистник. Он завидует краскам художника, инструменту музыканта. Он вынужден писать, потому что у него нет ни того ни другого. Поэзия льнёт к музыке, призывает голос… Что же бедной прозе, говорящей на том же языке, что и мы ч вами? Как ей-то вырастить свой кристалл?..
                Андрей Битов


Рецензии