И, все же, время - это богатство...

                « Почему все дети счастливы?
                - В отличие от взрослых, они умеют ценить время.
                - Так ведь и взрослые знают ему цену!
                - Да, цену знают, только для детей – время некая условная
                граница, которая приблизит или отдалит что-то в их жизни,
                а вот для взрослых, время – это суровый надзиратель, который
                контролирует их каждое движение. А кто может быть счастлив,
                находясь под постоянным контролем?»

                Фрагмент разговора с Петровичем, Олха, 2013 г.


- Привет, Марина.

Она очнулась от своих дум и подняла голову, затем попыталась обойти человека, преградившего ей путь.

- Марин, не уходи. Мне с тобой нужно поговорить, очень нужно.

Она лишь ускорила шаг. Он пристроился рядом с ней.

- Куда ты спешишь? Домой? Поверь, если ты туда придешь на полчаса позже, то совсем ничего не изменится. Сына сейчас, наверное, сидит за своей любимой сетевой игрой, а сестренка – как обычно возделывает поле на своей ферме, в одноклассниках. Все они не заметят твоего отсутствия, тем более что ты сегодня должна была придти пораньше…
Она попыталась еще ускорить шаг.

- Марина. – Он схватил ее за руку, останавливая ее быстрый шаг, - Я тебя никогда ни о чем не просил, никогда в жизни. Пожалуйста, мне очень нужно с тобой поговорить. Это жизненно важно…

Марина старалась не встречаться с ним взглядом, смотря слегка поверху… Раньше это помогало… А сейчас ее взгляд невольно смещался к его глазам… Они были… были умоляющими…

- Если ты боишься остаться со мной наедине, то мы можем пойти в кафе. Вон хорошее. – Он кивнул головой в сторону маленькой закусочной.

Она невольно посмотрела в ту сторону… Он не сильно, но властно повел ее в сторону кафе…


*  *  *

Маленькое пирожное… Зеленый чай… Три кусочка сахара… Он не забыл ее вкусы… Марина всегда считала, что питаться нужно дома, а вот в таких кафе и ресторанах можно только легко перекусить… Не зря их называют «Закусочные»…

Он долго держал в руках чашку с кофе… Он всегда себе заказывал «Эспрессо», даже если зашел просто попить воды… Затем он откинулся на спинку и впервые посмотрел ей в глаза. Она с трудом выдержала этот взгляд.

- Марина, то, что я тебе сейчас скажу, тебе может показаться странным, поэтому, пожалуйста, не спеши что-то сказать, возразить… Просто послушай… Хорошо…

Она невольно кивнула, приготовившись выслушать очередную сказку, в которую она раньше верила.

- Марина, выходи за меня замуж.

Начало было очень и очень неожиданное. Бедная женщина судорожно закашляла – чай попал явно не в то горло.

Выждав, когда она придет в себя, он продолжил, говоря отстраненным голосом.
- Я бы хотел попросить прощения, но знаю, что я его никогда не заслужу. Не спеши отвечать, просто выслушай.

Он положил свою руку на ее ладонь. Она тут же высвободила ее.

- У меня есть деньги. По нашим меркам – довольно большие деньги. Но суть не в этом. Если ты выйдешь за меня замуж, то мы должны будем уехать из этого города. Многого я обещать не буду. Обещаю лишь  то, что я намерен сделать. А я хочу купить дом, двухэтажный, либо одноэтажный, но с мансардой. Не здесь, а в том маленьком городке, куда мы с тобой ездили прошлым летом. Что бы домик был на берегу речки… Я хочу детей. Мальчика и девочку. Или двух девочек. Я знаю, что ты не сможешь выносить беременность, поэтому предлагаю усыновить их. Но обязательно двоих. Пусть они будут брат и сестра, или сестрами. Я знаю, ты всегда мечтала о девочке. Твоему сыну я никогда не смогу заменить отца. Время уже упущено. Но воспитать достойных людей из приемных детей – мне это кажется достижимой задачей. С работой… Тут ты решай сама. Денег, которые у меня есть – нам хватит на несколько лет при большом транжирстве. Часть я вложил в банк, в котором потом открою счет на твое имя и имя детей. Дохода с процентов большого не обещаю, но тысяч двадцать ежемесячно ты будешь получать. В твое полное распоряжение счет перейдет после моей смерти. А там – делай что хочешь…

Он допил кофе и поставил чашку на край стола.

- Если захочешь работать – работай, но условие одно, детям нужна будет мать. Большую часть времени ты должна будешь проводить дома за домашней работой. В выходные всей семьей мы будем ездить куда-нибудь за город. Не обязательно пожарить шашлыков, просто куда-нибудь прогуляться на природе. Если же будешь работать – выбирай работу с ненормированным рабочим днем. Ты, кажется, хотела стать флористом? На курсы я тебя отправлю – это даже не обсуждается, а вкус и ощущение красоты у тебя и так есть. Букеты можно составлять и дома. Если хочешь, для этого я тебе оборудую или комнату, или сделаю мастерскую.

Он перестал тарабанить пальцами по столу, сжал руку в кулак и продолжил.

- Есть еще два обязательных условия. Первое, ты поддерживаешь контакты со своими родственниками так, что бы я о них не знал. Никого из них я не хочу видеть в нашем доме. Ни отца, ни мать, ни твою сестру. Последнюю – особенно. Второе условие… Мне нужна ты… Я не хочу тебя ломать, заставлять, принуждать. Если не хочешь, то между нами не будет половой жизни, я не хочу заставлять тебя целоваться, не буду настаивать, что бы мы спали в одной кровати… Но мне нужна ты… Я хочу, что бы ты меня провожала и встречала с работы, если не поцелуем, то хотя бы объятьями. Хочу что бы ты нас, с детьми, радовала своими кулинарными экспериментами. Хочу, что бы ты чаще улыбалась и смеялась… Клянусь, я приложу к этому все усилия.

Он взял в руки пустую чашку, покрутил ее в руках, затем так же бездумно поставил ее на стол.
- Вот собственно и все что я хотел тебе предложить… А вот причина этого предложения… Она вот она…

Он достал из сумки мультифору с документами и положил перед собеседницей. Затем взял пустую кружку и пошел повторить заказ к барной стойке.

Вернувшись к столику, он вновь начал разговор.

- Марина, мне осталось жить пять лет, максимум – десять. Нет, ты не переживай, я не превращусь в «овощ», меня не парализует. Врачи обещали, что я «сгорю» в течение нескольких дней. Все возвращается. Все зло, которое я совершил, вернулось ко мне. Когда мне сказали прогноз – для меня это был шок… В один миг оказалось, что цели, ради которых я жил, оказались ложными. Через несколько лет я умру, а никто меня не вспомнит даже добрым словом… Я не оставил в этой жизни ничего… Это, Марина, очень страшно… Гораздо страшнее, чем потерять все… Оказалось, что самое страшное, это когда не имеешь ничего…

Он замолчал…


*   *   *

Марина держала остывшую чашку с чаем так, как будто это была единственная точка опоры. Отпусти ее и весь мир полетит с тобой в тартары. Ее тонкие пальцы буквально побелили от напряжения. Казалось – еще малейшее усилие и, чашка лопнет, словно переспелый арбуз.
Бред. Бредовый сон. Сон, в котором осознаешь его нереальность, пытаешься, но так и не можешь проснуться. Он знал… Он знал все ее мечты… И домик, обязательно со вторым этажом или мансардой, на которой так приятно вечерами пить чай всей семьей, и берег речки, под шум журчание которой так хочется заснуть… И дети, дети, воспитанию которых она отдала бы все силы, поскольку воспитать своего единственного сына она так и не смогла… В те годы ей приходилось выживать… А сына воспитывала бабушка… и первое время он даже дичился ее, матери…

А работа… Как она хотела дарить людям красоту… Но пришлось сделать совсем другой выбор… Большая семья… Первый раз выходя замуж, она представляла, как за большим столом в большом доме собирается ее большая семья. Любимый муж, дети, внуки, а может быть даже и племянники… Но суровая жизнь доказала, что не всегда выйти замуж – значит создать семью… А первая беременность всегда может стать последней… Она хотела дарить свое тепло, ласку и заботу родным и близким… А оказалось, что им это совсем не нужно… Вот так и сгорают даже самые лучшие намерения в холодном пламени безразличия.

Сколько они знакомы? Пять? Шесть? Семь лет? Тогда она гнала от себя это щемящее чувство и надежду. Кому нужна разведенка, да еще с ребенком, который временами становится чистым дьяволом? Но все же она ждала от него этих слов… И вот теперь дождалась… Но что-то уж больно они похожи на сделку… И хоть сердце говорит «да», но душа противится этому…


*   *   *

Они сидели молча… Он – сказал все что хотел. Она – не знала что сказать…

Встали они одновременно. Остановились возле выхода из кафе.

- Ты как примешь решение – позвони мне, Марин. Хорошо?

Она, молча, кивнула и, развернувшись, пошла домой.

Дома ее действительно не ждали. Хотя, вернее будет сказать так, ее не ждали живущие в доме: сын, сестра, кошка  Муська… А вот в раковине ее ждала гора посуды, ждала печка, которую нужно было натопить перед ночью, ждала школьная форма сына, которую нужно было зашить и погладить, ждала уборка, ждала варка… Без нее эти важные процессы никуда не двигались…

- Мам, это ты? Я есть хочу. – Раздался голос сына из комнаты.

- Да, я тоже. Свари что-нибудь, а то дома даже корки хлеба нет. – Вторил ему голосок ее сестры из соседней комнаты.

Марина села. Как она устала. Уехать бы отсюда куда-нибудь…


*   *   *   

Утро наступило, как всегда, внезапно… Но сегодня все вызывало раздражение… И сын, который до последнего валялся в кровати, и истерика, которую он привычно закатил по поводу каши, и куртка, у которой оказался, распорот рукав, и Муська, которая как специально ночевала на отутюженной школьной форме… И не только бессонная ночь была этому причиной… Причиной было безразличие, усталость, ощущение того, что так не должно быть, что может быть по-другому…

На работе настроение не улучшилось… Все ждали проверку, о которой знали за неделю все, кроме нее, как оказалось… Да и документы подготовить не удалось – вызвало начальство и начало нудно и заумно обсасывать недостатки ее работы, как специалиста…
Когда до обеда осталось несколько минут – она решилась. Набрала знакомые цифры на телефоне и начала вслушиваться в монотонные гудки. Раздался щелчок и мужской голос сказал: «Алло».

- Здравствуй, я приняла решение. Я согласна выйти за тебя замуж.

На другом конце провода повисла тишина. Затем раздалось покашливание…

- Простите, Марина, я должен был сразу представиться. Старший лейтенант Парахонько. Тут у нас ДТП произошло.  В общем... Кем вы приходитесь погибшему? Невестой?

- Что? Да! Какое ДТП? Что случилось?

- Вы не волнуйтесь, теперь уже поздно переживать. Вы сможете сейчас подъехать в морг на опознание? А то при погибшем никаких документов, кроме этого телефона не было…

- Да, я подъеду… Сейчас…

- Хорошо, буду вас ждать.

*   *   *

Мы не ценим время… Нам постоянно кажется, что его у нас много… Мы не осознаем его начала, мы не знаем его конец… А когда его у нас оказывается мало, то мы, словно жадные скряги, зажав эту драгоценность в потную ладошку, судорожно начинаем метаться, пытаясь взять полную цену за то, что раньше нам казалось бесплатным…

И тем дороже для нас становятся отложенные решения… Никогда не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра… Быть может в том, что люди привыкли перекладывать свою ответственность за решения на других? Зачем решать сейчас, ведь завтра все может измениться и решение будет принять легче… А послезавтра можно будет с уверенностью сказать «ну, теперь уже поздно решать»…

Счастлив и несчастен тот человек, который сам отвечает за свои поступки... Но это -Человек, с большой буквы!


Рецензии