Как я стал антисемитом. Часть 4

Все время летом я проводил во дворе играя в разные игры. Родители успокоились после того случая с курением. И теперь я был предоставлен самому себе и двору, в котором происходили интересные и увлекательные события.

Мне уже было лет 10, когда я стал принимать участие в войнах происходивших между дворами. Это были грандиозные сражения. Мы вырезали копья из лещины, вместо щитов брали крышки от выварки. На голову мастерили шлемы. Многие делали себе из фольги кольчуги.

Выстраиваясь в строй в две шеренги мы побеждали один двор за другим. За сражениями пришла настоящая победа!

Никто не обращал внимания на синяки и ушибы, на кровь из носа.

В эти дни я впервые бывал за пределами двора сам. Свобода придавала мне дополнительные силы. Я сражался как умел, не прячась за спинами товарищей.



На следующий год в наш двор пришла другая игра. Более серьезная. Мы стали играть в войну.

Прямо во дворе разделившись на две команды мы стали готовиться к игре.

Во дворе жил командир воинской части, дислоцировавшейся в нашем городе.

Его сын Вова, здоровенный балбес, рисовал очень реалистично.

Свастика выглядела, как настоящая. Все атрибуты фашизма были настолько реалистичными, что когда мы в форме СС выходили в город на нас засматривались взрослые девушки.

Вовка единогласно получил прозвище Борман.

Сначала это было весело. Мы одевались и шли в подвал, выполнять миссии. Брали заложников. Допрашивали их. Пользуясь темнотой в подвале могли сильно ударить кого нибудь из старших ребят, которые над нами издевались в то время как мы попадали к ним в плен.

Мой дед был в штрафбате. Он не любил рассказывать о том времени. Уже после его смерти я узнал многие факты из его биографии. Жизнь его складывалась сложно. Такое было время.  Он прошел и штрафбат и отсидку, как говорят, за мешок половы.

Узнав во что мы играем он решил со мной побеседовать. Поймав меня перед сном дед отел меня на кухню и начал рассказывать о фашистах.

- фашисты это люди, которые накормят тебя, выслушают, поймут и застрелят! – рассказывал он

- а ты убивал дед?

- убивал! И меня убивали..

- а с кем воевали фашисты?

- со всеми сынок – так дед называл меня дома – они хотели уничтожить евреев, цыган, русских. Они всех ненавидели.

- евреев, в смысле жидов? – переспросил я

- нет евреев. Жиды это другие. Они живут в Израиле

- а если еврей Щетинков выехал в Израиль он стал жидом?

- Боря и тут был жидом!

Такое объяснение не вносило ясность в мой еще детский ум.

Из рассказов деда я сделал вывод, что больше за фашистов я  играть не буду.

На следующий день я это сказал Борману. Борман был недоволен. Пришлось обозвать его фашистом и получить оплеуху. Пришлось назвать его еще пару раз фашистом уже на безопасном расстоянии. Борман сделал попытку догнать меня . Я бегал быстро, очень быстро.  Борман не догнал меня, я сам перестал убегать. Дождался когда он подойдет. Думал вступить с ним в драку. Хоть он был старше и сильнее, но не слыл бойцом. Я правда тоже. Но бегать всю жизнь не будешь!

Борман подошел ко мне, взял за руку и сказал:

- я сам ненавижу фашистов. Только никому не говори

- не скажу - поклялся я

 – я еврей! - сказал Борман

- жид? – вырвалось у меня

Борман посмотрел на меня сурово

- не говори так на меня

- почему?

- это плохое слово!

Я не хотел вдаваться в подробности и был рад взаимопониманию с Борманом. Мы с нм долго дружили, пока он не уехал.

В войнушки я играть перестал.

Все эти знания о жидах таки не внесли какую либо четкость в мое понимание. Так какие же это люди жиды?

Я знал, что в стране живут евреи. Что когда они выезжают в Израиль он становятся жидами. НО некоторые и не выезжая в Израиль есть жидами прямо в стране.

Что жидами называют всех кто жаден не зависимо от национальности!

Никто не говорил, что познавать мир будет легко и я с этим мирился оставляя окончательные размышления на потом.

Я все чаще любил смотреть как играют в шахматы. Это таинство манило меня.

Фигурки перемещались по шахматной доске, сплетая комбинации, эндшпиль и дебюты.

Я много слов постиг с той поры как впервые познакомился с правилами этой древней игры.

Иногда я играл со сверстниками и чаще всего побеждал их.

Однажды, сидя возле взрослых шахматистов и наблюдая за игрой я внезапно выпалил:

- так ходить нельзя! Будет мат в три хода!

Шахматисты посмотрели на меня

- ну где, где там будет мат?

Я показал. Игроки были обескуражены. Тот кто мог выиграть поругался на меня:

- не подсказывай иначе пойдешь отсюда.

- да я сам это видел! – сказал его противник – сиди Сережа

- пусть сидит, но пусть не подсказывает!

Я был в шоке! Я не ожидал от себя такого. Мне было неловко и удивительно от того что меня поругали за подсказку. Но при этом радостно, что я нашел вариант мата!

Посидев еще немного я удалился греха подальше. Шахматисты люди хорошие  но когда сходились в споре, то драка была нешуточной. Шахматистов не боялись, но остерегались  Неизвестно, что могло им взбрести в голову в следующий миг и чем они по вам могут запустить.

Вечером о произошедшем было доложено деду.

Дед позвал меня и посадил сыграть одну партию с дядей Гришей Тесликом.

Я проиграл.

Отправив меня заниматься своими делами дед расспросил шахматистов об уровне моей игры.

- да слабак, ребенок. Ему еще учиться и учиться!

- но понятия имеет? – спросил дед

- имеет!

На другой день дед принес мне с работы шахматную доску!

- держи сынок! В субботу пойдем и купим тебе фигурки

- деда! Так я играю то слабо!

- научишься!

На том и порешили.

Дед купил мне красивые деревянные шахматные фигурки.

Придя домой мы их расставили и начали играть. У деда я выиграл. При этом попутно рассказывал почему он не правильно ходит.

Дед был доволен.

После этого я прикасался к шахматам часто. Я выносил их во двор и искал себе соперников среди таких же как я подростков. Обыгрывая их я не находил удовлетворения. Я понимал, что мой уровень игры еще слаб и выигрываю я по чистой случайности, понимая может чуть больше чем другие.

Старики со мной играть не хотели. Я был слишком мелким в их глазах.

Началась школа и про шахматы я забыл.

Не помню уже, как ко мне попала моя первая шахматная книжка. То ли она уже была в моем доме, то ли кто либо принес ее.

Это была порванная книга и назвалась «Первая книга шахматиста»

В ней рассказывались правила и основы игры.

На зимних каникулах она попала ко мне в руки.

Зимы в то время были серьезными. Снега наваливало столько, что выйти из подъезда было невозможно.

Гулять было нельзя и стал изучать эту книгу самостоятельно. Грамота давалось трудно. НО через пару дней я легко разыгрывал партии из учебника. Легче всего мне давались окончания. Там было мало фигур и они прочно входили в мою память. За каникулы я ее изучил.

Время от времени переигрывая партии и позиции в уме.

Теперь я понимал многое. Я знал основы стратегии тактики игры в шахматы. Я понял истинную суть игры!

К сожалению не было на ком опробовать свои знания.

Но пришло лето.

Однажды я выйдя во двор увидел одинок сидящего дядю Гришу Теслика. Рядом с ним стояли шахматы, но никого не было.

- сыграем? – предложил я

- да сейчас кто-нибудь выйдет- почти брезгливо ответил дядя Гриша

Но никто не выходил

- сыграем? – предложил я снова

- ну давай, одну партию. Подучу тебя.

Дядя Гриша партию проиграл

- да, мат – удивленно произнес он

 Никого не было.

- ну давай еще одну – предложил он.

Сыграли. Я снова выиграл.

К окончанию этой партии дядя Гриша был красный как рак. И видимо был очень доволен, что его поражения никто не видит!

- ну ладно! На сегодня хватит – закончил наши баталии дядя Гриша

- спасибо за игру сказал я небрежно и довольный собой побежал домой похвастать маме.

Мама была поражена. Дав мне 20 копеек на халву мама посчитала что это достаточная награда для меня.

На другой день дядя Гриша решил подшутить над своим вечным соперников дядей Аркадием Пацурковским.

Сославшись на головную боль, дядя Гриша подозвал меня и попросил дядю Аркадия сыграть со мной.

- ну что ты Гриша! Боишься играть так и скажи!

- да нет! Я отдохну немного. Ты сыграй с ним! Потом я сыграю! Его дед просил.

- ну ладно согласился дядя Аркадий.

Партию он проиграл. Потом проиграл я, из-за зевка. Я зазнался  от первой победы и поэтому стал невнимательным. Проиграв следующую партию я огорчился.

Но дядя Аркадий сделал вывод:

- ты неплохо стал играть! Приходи к нам постоянно, будем играть на подмену

С тех пор таки повелось.


Рецензии