Брезгливый Петенька

Мальчик Петя был очень брезгливый. Перед принятием пищи он тщательно мыл руки, порой по несколько раз, добиваясь их кристальной чистоты. Садясь на стол, он проверял, нет ли на скатерти крошек, и никогда не соглашался есть за грязным столом. Когда мамочка приносила ему супчик, он внимательно изучал его, и заметив какие-нибудь странные точечки, громко кричал : "Мамочка, я это есть ни за что не буду!!!". Ту же процедуру он проделывал и с остальными блюдами.

Маме Пети это доставляло большие неудобства, но ничего сделать с сыном она не могла. "Ну не ходить же ему голодным!" - думала про себя мама, тщательно протирая стол перед обедом.

Однажды в гости к маме пришла ее подружка. Маму удивил ее внешний вид - без косметики, с длинными волосами, с надетым платком, какими-то грустными и печальными глазами - подружка была так не похожа на ту, что она знала ранее.

- Ты знаешь, я думаю, у твоего сына один из бесов чревоугодия. Может быть, это бес гортанобесия... - поделилась своими соображениями подружка мамы Пети в ответ на ее сетования по поводу сына.

- Нет, что ты, какой бес! Наш Петя хороший мальчик, просто излишне придирчив в еде! - обиженно возразила мама Пети. Ей совсем не понравилась идея ее подружки.

- А давно ли ты ходила в храм с сыночком? - спросила подружка, чем обескуражила мамочку.

- На Пасху... В позапрошлом году... Когда мне - все дела, до того ли...

- Вот видишь! Тебе крайне необходимо пойти и причастить ребенка! - уже примирительно посоветовала опытная подружка.

В ближайшие выходные было решено посетить храм. За день до этого мама Пети купила молитвослов, и вечером попыталась почитать вечерние молитвы - но суть молитв была так далека от мамочки, что она быстро бросила свое подвижничество. "Ну, хотя бы попыталась!" - успокоила себя мамочка, и легла спать.

Утром вместе с сыном они отправились в храм. Петя явно не был в восторге посетить церковь ранним воскресным утром, однако мать подошла к делу решительно. Разумеется, она не сказала о главной цели посещения, а говорила лишь о пользе причастия.

Началась служба. Все шло более-менее хорошо - Петя с отстутствующим видом стоял в храме, периодически спрашивая - "Долго еще?" - но явного недовольство не выказывал. Мама и сама не знала, скоро ли будут причащать, и наконец сама спросила рядом стоящую бабушку  - "Скоро ли причастие?", но та посмотрела на нее сурово, прижала палец к губам и угрожающе прошипела - "Тссс! Евангелие читают!".

Наконец, в храм начали приносить детишек, и мамочка поняла, что дело идет к причастию.

"Ну что же, Петенька, сейчас будем причащаться!" - волнуясь, прошептала Петеньке мама.

Священник вынес святые дары, и мальчик стал в очередь. После молитв батюшка достал ложицу и причастил первого младенца. Приложив чашу ко лбу младенца, священник вновь опустил лжицу в чашу и протянул ее ко рту второго младенца.

"Мама! Мамочка!!! Он причащает из одной ложки! Я не буду из нее есть!" - стал быстро говорить Петечка, волнуясь и торопясь.

"Ну сынок, что ты, это же священное!" - не знала, как и возразить сыну, промолвила опешившая мама. "Там благодать микробы все убивает!".

"Мамочка, я не буду!!!" - уже громче промолвил Петя, и было видно, что скоро дело дойдет до плача и истерики.

"Ну давай, давай подойдем к священнику, может у него есть еще одна ложка..." - выкручивалась как могла мама.

"Но он сует облизанную ложку в чашку, там уже микробы!" - не мог угомониться Петя, говоря все громче и громче.

Их спор привлек внимания окружающих. Бабушки, увидев, что мальчик не хочет причащаться, неодобрительно кивали головами, а некоторые и шептали: "Бесноватый что ли?".

Наконец, на них обратил внимание и священник. Он подозвал маму, и узнав, в чем дело, промолвил:

"Вот что, матушка. Вы не беспокойтесь, сына мы вашего причастим. Сейчас его насильно причащать не надо, я приеду к нему завтра, и мы причастим его из новой чаши".

Со стыдом мама отвела Петю от священника. "Ну вот видишь, Петя, какой добрый священник! А ты ведешь себя крайне неразумно! Мне стыдно за тебя!".

Но Петя в деле чистоты и гигиены был тверд, как никогда, и позиции своей не сдавал.

"Хорошо, пускай приходит, но чтобы чаша и ложица была чистая!".

Уходя из церкви, мама поцеловала иконы, но сына, разумеется, к этому принуждать не стала.

Вернувшись домой, Петя решил узнать, правда ли, что священное уничтожает микробы. Он пошел к своему другу Диме, у которого был комп и интернет, и они вместе стали познавать детали вопроса.

"Вот, смотри, что пишут" - сказал Дима, и показал Пете выдержку из «Настольной книги священно-церковнослужителя» С.В.Булгакова за 1993 год.

"Глава «О причащении младенцев»

«ПОСЛЕ причащения больного младенца, в ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАРАЗЫ СЛЕДУЮЩЕГО ПРИЧАСТНИКА, следовало бы КРЕПКО ВЫТИРАТЬ ПОКРОВЦОМ СВ.ЛЖИЦУ. В случае же появления в приходе ЗАРАЗИТЕЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ, напр. дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим ПРИ ПРИЧАЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ЛЖИЦУ И ПОКРОВЕЦ, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь. В крайнем же случае, больных заразной болезнью надлежит приобщать ПОСЛЕ здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения (см. Тавр. Е.В. 1876, 1; 1895,2; Ц.Вед.1896,30)"

- Я так и знал! - воскликнул Петя, с ужасом читая правила причащения для младенцев. - Никакие микробы там не умирают! Иначе зачем бы они вытирали лжицу, и боялись заразных болезней?

- Да, микробы там явно не умирают, - согласился Дима, и они стали читать дальше.

Дошли они и до таких деталей, как упавшая в чашу муха или паук.

"Аще же ПО ОСВЯЩЕНИИ сие будет и страшно и МЕРЗКО будет иерею впадшее с Божественною Кровию ПРОГЛОТИТИ... сожжет изъятое... вино же сие в текущую реку да излиет, аще река далече будет, то под престол»"

- Ну вот, - промолвил Петя, - священнику тоже мерзко бывает. Почему же я тогда должен поступаться своими правилами?

- Не должен, - опять согласился Дима. - Имеешь полное право.

Наконец юные исследователи дошли до такой страшной темы, как слюна и СПИД.

Они прочли, что "Выделение (слюна и др.), которые содержат ВИЧ, при контакте с активными лимфоцитами или другими чувствительными клетками... могут служить источником инфекции для восприимчивого человека"

- Завтра я обязательно спрошу об этом у священника, - решил Петя, и на этом они закончили свой экскурс.

На утром к Пете пришел радостный батюшка. Он него распространялся приятный запах ладана, а сам батюшка по доброму смотрел на мальчишку.

- Ну, где наш маленький любитель санитарии?  - посмеиваясь, промолвил святой отец. - Это очень хорошо, что ты любишь чистоту, но всюду нужна мера!

Пете недоверчиво посмотрел на батюшку.

- Батюшка, я вот вчера прочел , - начал говорить мальчик, и священник мигом помрачнел , - что через святые дары заболеть можно. Вот и для священников написано - протирать ложку, и не причащать одной ложкой больных и здоровых.

- Ерунда какая! Ну где это может быть написано? - увидился батюшка, и после небольшой паузы, продолжил. - Я знал знакомого мне батюшку, он служит в больнице, и причащает инфекционных больных. И после всех он причащается сам - и ничего, здоров, милостью Божьей!

Для Пети это был сильный аргумент, а батюшка продолжал:

- А в советское время власти сознательно подсылали инфекционных больных причащаться, но все их козни разрушались - никто не заболел! И потом, ко мне регулярно приносят причащаться младенцев, у них слабый иммунитет - но никто не болеет, и даже нет аллергии!

Сомнение Пети были частично развеяны. "Ладно, все равно из чаши сейчас первым ем", решил он, и причастился. Но чуда не произошло - он все также был брезглив, и по-прежнему не желал причащаться в храме.

Однако слова священника запали ему в душу - ведь тот говорил так уверенно! Тогда отчего же нужны меры предосторожности при причащении больных детей?

Петя снова пошел к Диме, но сколько бы они не изучали вопрос, понятнее им не становилось. На форумах верующие будто не понимали сути вопроса, осуждали подобное любопытство, говорили, что так причащаются уже вторую тысячу лет. Говорили о силе веры, о том, что Бог не попустит болезни... Но кто же тогда писал правила для священников? Зачем тогда соблюдается гигиена?

Петя и Дима совсем растерялись. Вот сотни верующих свидетельствуют, что ничего страшного с ними не происходит, а причащаются они каждый месяц; а вот девушка пишет, что заразилась герпесом после того, как приложилась к иконе. Батюшки потребляют святые дары после всех в церкви, но другие пишут, что батюшки часто болеют, а часто потребление святые даров для них - как вакцинация от всех болезней.

После этого Петя решил, что это уж дело верующих - пить из того, что им хочется; а сам он этого делать не будет. Об этом он и сказал своей маме, и та не стала особенно возражать. После того позора, что она испытала в церкви, ее туда больше не тянуло.


Рецензии