Глава 20. Появление Грини

Сидя за столом в своем рабочем кресле, Грач полностью погрузился в изучение схем и эскизов. Новые проекты, разработанные технологами, очень интересовали его — здесь было много задумок, фантазий, порой даже и совсем нелепых. Но какие-то моменты, штрихи из этих непригодных проектов давали реальные замыслы.
Внезапно нос Семена Семеновича уловил запах табака. Не отрывая взгляд от чертежей, он на ощупь дотянулся до своей пепельницы, чтобы потушить дымящую сигарету. Но как только пальцы ощутили холод пустой железной пепельницы, его осенило, что вот уже вторую неделю как он бросил курить. Эта мысль заставила  его оторваться от чертежей и поднять глаза. Но далеко и не надо было смотреть — прямо перед его носом, по другую сторону стола сидел на стуле, мирно покуривая и разглядывая потолок…не так давно пропавший Гриня. От неожиданности Грач чуть было не свалился со стула.
-Г-г-риня,— еле слышно протянул он, и глаза его уставились на сидевшего перед ним  человека.
Вроде он видел перед собой Гриню: тот же костюм, тот же галстук, та же прическа, да и вроде лицо похоже. Но что-то было не то, а что именно — никак понять не мог. Что-то новое, неуловимое появилось во всем его облике. Казалось, что он вроде и сидеть стал по-другому — вместо привычной посадки «вразвалочку», появилась солдатская выправка. Глаза Григория, как показалось Грачу, стали шире обычного, лицо серьезное, да и курит –очень странно, не так, как прежде, а как-то по особенному. А тут сам Гриня, оторвав взгляд от потолка и направив его на Грача, продекламировал, именно продекламировал, так как речь эта больше походила на речь робота или говорящей машины.
-Доброе утро, Семен Семенович, я жду ваших распоряжений по работе.
-Гриня, где ты был все это время? Что с тобой произошло?
-Я никуда не отлучался, со мной ничего не произошло. Что мне делать? Могу ли я на сегодня быть свободен?— произнося слова, он, не моргая, смотрел на Грача.
В какой-то момент Семену Семеновичу показалось, что глаза рабочего больше походили на искусственные или же на глаза наркомана.
-Да, пожалуй, иди,— кивнул Грач и взором проводил его до выхода.
Когда за Гриней закрылась дверь, Семен Семенович, застыв на месте, еще около получаса просидел, не шевелясь. Увиденное его сильно поразило и ввело в легкое оцепенение. Но потом, словно ошпаренный, он вскочил со стула и понесся в приемную.
Как ни в чем не бывало, Нелли сидела на своем месте, звонко отстукивая на печатной машинке.
-Нелли!— ворвавшись в комнату, крикнул Грач,— Ты Гриню видела?
-Да, Семен Семенович, только что я видела, как он выходил из вашего кабинета: у меня дверь открыта, и я вижу всех, кто идет. А Гриня прошел мимо, ни здрасьте, ни до свидания мне — словно меня нет и в помине.
-А как он пришел в «Водор», ты тоже видела?— не унимался Грач,— Давно он у меня в комнате?
-Нет, как пришел, не видела,— пожав плечами, ответила секретарша,— я решила, что в тот момент сама куда отлучалась. Хотя,— немного подумав, добавила она,— сегодня я еще не успела  и с места встать. А что произошло?
-Не знаю, я ничего не могу понять, но мне кажется, что-то действительно произошло,— невнятно пробормотал Грач и вышел из приемной.
Нелли тревога Грача о появлении недавно пропавшего рабочего ничуть не заинтриговала. Она всегда считала Гриню пьяницей и полагала, что тот где-то в очередном запое. Сейчас же голову Нелли бороздили совершенно другие мысли. Накануне вечером она случайно встретила Вадима и предложила встретиться после работы — устроить дружеский ужин. Последние дни их отношения стали очень холодными, далеко не дружелюбными. А Нелли так не терпелось узнать все, что, как она полагала, скрывал Вадим. Вот она и предложила устроить ужин на его территории — в квартире, которую он  недавно себе снял. Она надеялась, что найдет там что-нибудь, что поможет в ее детективном расследовании.
Грач же, выйдя от Нелли и размышляя, не спеша, пошел к своему кабинету. Подойдя, он распахнул дверь, и нос к носу столкнулся с Гриней. Тот, как ни в чем не бывало, выходил из его кабинета.
-Но ведь ты только что ушел совсем из конторы,— недоумевая, произнес Грач, но, посмотрев в безучастное и спокойное лицо Грини, уступил ему дорогу. Тот, в свою очередь, сказал «Спасибо» и проследовал вперед по коридору. Семен Семенович направился следом, и сам лично проводил его до входной двери. Проследив за удаляющейся фигурой, Грач, развернувшись, помчался в свой кабинет убедиться, что Грини там нет. Влетев в комнату и осмотрев все ее закоулочки, Семен Семенович, убедившись, что Гриня теперь уж точно ушел, с облегчением уселся в кресло. Но внезапно, словно очнувшись от легкого забытья, он начал осматривать кабинет — кругом царил полный беспорядок. Чертежи валялись на полу, шкаф был открыт, на его полках все перевернуто.
«Значит, он не просто вернулся, ему нужны были какие-то бумаги,— размышлял Грач,— но что он искал, почему тайно?» Наводя порядок в кабинете, Семен Семенович перепроверял каждую бумагу, каждый чертеж, пытаясь обнаружить, что забрал Гриня. Но чертежи, документы были вроде все. «Скорее всего, он не нашел, что искал»,— заключил Грач и, подобрав последние рулоны, поставил их на место.
Немного позже, когда рабочее время подходило к концу, Семен Семенович заглянул в приемную.
-Какие планы на сегодня?— обратился он к Нелли,— Мы поедем, как задумали, в парк?
-Наверное, не получится,— ответила секретарша,— я хочу внести в наши планы небольшие изменения. Давай в парк сходим завтра.
-А что, возникли проблемы?
-Хочу прибраться в квартире, постирать и просто навести марафет.
-Хорошо, значит, сходим завтра.
В самом конце рабочего дня Нелли первой вышла из здания «Водора», прошмыгнув незамеченной перед самым носом Грача.
Вадим ее уже ждал в конце улицы на условленном месте — около оста-новки троллейбуса. Заметив вдалеке Нелли, он ни жестом, ни улыбкой не проявил радости оттого, что она, наконец, появилась. Холодный расчетливый взгляд, крепко сжатые губы, как и прежде, оставались на его лице. Он следил за каждым шагом Нелли, пытаясь, что-то понять для себя. И только лишь когда та подошла ближе, он разжал губы и, приветствуя ее, улыбнулся.
-Здравствуй Вадим, вот и я. Наш уговор в силе?
-Конечно, Нелли, раз я обещал, то сдержу слово. Тебе так не терпится побывать у меня в гостях? Я тебе это устрою.
-Вот и замечательно! Пошли!
-Нет, мы немного на троллейбусе подъедем. Пешком ко мне далековато.
Проехав несколько остановок, они вышли, затем свернули в переулок и спустились к частным домам.
-Ты поселился в одном из них?— полюбопытствовала Нелли.
-Да, в крайнем доме недавно умерла женщина и, дом сдали. А тебя это останавливает?— Вадим вопросительно посмотрел на нее, проверяя ее реакцию на только что услышанное.
-Нисколько, и к тому же я иду в этот дом не одна, а с другом. Надеюсь, я могу тебя так называть?
Её слова Вадим никак не прокомментировал, выслушал их молча.
Добравшись до дома, они вошли внутрь.
-Ты проходи вперед, в зал, а я пока дверь прикрою,— предложил Вадим.
-Нелли, снедаемая любопытством, шагнула вперед. Пройдя через первую комнату, она открыла дверь слева. Внутри было темно — шторы плотно задвинуты. Нелли заметила выключатель и, протянув руку, включила свет. Но, взглянув в комнату, она вскрикнула и выскочила из нее.
-Что случилось?— откуда-то из глубины дома крикнул Вадим.
-Где ты, Вадим, я боюсь,— закричала она,— здесь женщина на полу, она мертва. Ее сердце, оно вышло через спину и висит на игле.
-Что ты придумываешь, какая женщина?— спокойно спросил Вадим,— Я иду к тебе.
Он вышел из другой двери и, подойдя к Нелли, взял ее за руку.
-Ты вся дрожишь, где ты видела эту ужасную женщину?
-За этой дверью,— указала она рукой и отвернулась.
-Пойдем посмотрим вместе.
-Это ужасно! Я не пойду! Мне страшно, уведи меня поскорее отсюда.
Но Вадим, казалось, не слушал ее. Он спокойно открыл дверь и, сжав сильнее руку Нелли,  подтянул ее саму ближе к себе.
-А теперь смотри, комната пуста. Тебе что-то почудилось в полутьме после дневного света.
-Я действительно ее видела!— начиная всхлипывать, простонала Нелли.
-И где же она сейчас? Встала и ушла? Знаешь, пойдем-ка лучше в другую комнату, где я обосновался. Это подальше от твоих видений, вперед по коридору и в самый угол.
Они вошли в большую просторную комнату. Здесь стояла мягкая мебель — диван, который видимо, еще после ночи был не заправлен, стол с кипой разбросанных бумаг, небольшой бар, гардероб и в самом углу, у окна, книжный шкаф.
-Скажи, Вадим, а давно ты сюда переехал?
-Несколько дней, но бываю редко – можно сказать ночую только.
-А та женщина, что жила раньше?
-Гадалка, специалист по спиритизму. Она занимала только ту часть дома, куда ты сперва отправилась. А куда я вселился, давно никто не жил и помещение пустовало.
-Постой, так это та женщина, у которой был Семен? Он тоже говорил, что видел, как сердце гадалки вышло из нее и повисло сзади на игле. Мне тогда это показалось смешным, а сейчас я сама видела это.
-Нелли, ты ничего не видела — тебе все показалось, просто в памяти еще держался рассказ Семена, и твое воображение просто представило эту картинку.
-Но Вадим…— попыталась возразить Нелли.
-Хватит, мы пришли сюда не твои видения разбирать,— грубо оборвал Вадим,— извини, ты ведь пришла ко мне в гости не за этим. Я предлагаю сейчас немного выпить — у меня есть хорошее светлое вино и кое-что к столу. Ты посиди минутку одна, а я мигом до холодильника и назад.
Вадим быстро встал и вышел из комнаты. Нелли, вспомнив, зачем дей-ствительно пришла, встряхнулась и бегло пробежалась по листочкам, разбросанным на столе. Большая часть бумаг касалась работы партии «Лицом к народу». Здесь были разработки статей для выступления, планы, задачи для каждого, входящего в эту партию. Поднявшись с дивана, Нелли пошла к книжному шкафу. Книг в нем было немного, расставлены все они были без особого старания. Открыв стеклянную дверцу, она решила навести порядок, а заодно и посмотреть, что здесь есть. Среди книг она случайно наткнулась на договор, подписанный их  рабочим Гриней.
«Обязуюсь служить до последней капли крови. Григорий Пантелеев.»— прочла она содержимое записки и быстро убрала ее на место.
Услышав шаги в коридоре, означающие приближение Вадима, быстро запихнула последние книги на место и прикрыла дверцы шкафа. Повернувшись, она собиралась вернуться на диван, но заметила на полу фотографию, вылетевшую из какой-то книги. Нелли подняла ее, собираясь спрятать, но, узнав лицо на фотографии, остановилась. В эту минуту в комнату вошел Вадим.
-Что у тебя в руках?— задал он молниеносный вопрос.
-Хотела книгу взять посмотреть, а это из нее вылетело,— не найдя что придумать, произнесла она.
-Давай сюда, я уберу на место — это не моя фотография, знакомый дал книгу почитать, видимо забыл в ней.
-Не ври, я знаю эту женщину — это Людмила, жена Семена. Он много раз показывал её фотографии, и я не могла ошибиться. Такие женщины запоминаются – у неё яркая внешность. Только на этой фотографии она выглядит старше. Ты встречался с ней? Что за молодая девушка рядом на снимке?
-Да, это действительно, Людмила,— немного помолчав, ответил Вадим,— я случайно встретил ее два года назад и больше не видел. На память она оставила мне эту фотографию.
-Почему ты об этом не сказал Семену?
-Это не твои заботы. Не сказал, значит не надо было, да и она не очень-то этого хотела. Пойдем к столу, приглашаю.
Лицо Вадима оставалось все таким же спокойным и серьезным. Один раз только Нелли заметила на нем легкое волнение, когда показала фотографию Людмилы. Но это было мимолетно. Вадим открыл бутылку, налил искристое вино в бокалы.
-За исполнение желаний,— произнес он тост и первым опустошил свой бокал.
Вино было немного крепковатым, и Нелли, не евшая с самого обеда, сейчас почувствовала легкое головокружение.
-Бери бутерброды, предложил Вадим, заметивший это,— а я пока налью по второй.
-Может, остановимся на первой, просто поговорим?
-Поговорим о чем?— спросил Вадим.
-Ты мне не объяснил, почему снял именно этот дом, где недавно был Семен и чуть не погиб.
-Это простое совпадение, случайность. Да к тому же я не знал, что он был именно в этом доме. В нашем городе с сотню наберется таких гадалок.
-Ну хорошо, это действительно простое совпадение. Скажи, ты знаешь нашего Гриню, рабочего?
-Впервые слышу; а почему я должен знать Вашего Гриню?— в свою очередь спросил Вадим.
-Я нашла у тебя документ, заверенный его подписью.
-Видимо, это договор на какую-нибудь работу. Да, помню, я нанимал людей для перевозки мебели.
-А партию «Лицом к народу» ты тоже нанимал для перевозки мебели, а за это им ты планы пишешь и тексты выступлений, вместо оплаты за услуги.
-Ты, я смотрю, уже успела и сюда влезть,— недовольно ответил Вадим,— теперь я понимаю истинную цель твоего предложения встретиться. Ты решила проследить за мной и влезть в мою личную жизнь?
-Нет, я совсем не хотела этого, просто случайно наткнулась на бумаги, лежащие на столе,— начала было оправдываться Нелли.
-И случайно решила покопаться у меня в шкафу? А я решил, что ты пришла ко мне, на квартиру старого холостяка, с другой целью.
-Что ты, Вадим, мы с тобой просто знакомые, друзья, вот  я и решила узнать тебя поближе, как лучшего друга Семена.
-Я помогу тебе это сделать, как помогал всем женщинам, близким Семе-ну.
Вадим схватил Нелли за руку и, повернув ее, повалил на диван. Одной рукой он удерживал ее, другой же начал расстегивать блузку. Глаза его торжественно блестели, губы искривились в неприятной улыбке.
-Ты с ума сошел, пусти меня,— пытаясь вырваться, закричала Нелли.
-Чуть позже обязательно пущу, а сперва мы с тобой порезвимся на моем диване, в доме, где недавно произошло убийство и тело еще лежит на полу в соседней комнате.
-Ты чудовище, ты сам все это подстроил. Я расскажу Семену, и он поможет мне упрятать тебя за решетку.
-За что? За твои фантазии? За изнасилование, которое я сейчас совершу? Но ты совершеннолетняя и сама ко мне пришла,— говоря это, Вадим достал из кармана веревку и стал привязывать руку Нелли к спинке.
Услышав слово «изнасилование», Нелли с еще большим остервенением начала вырываться из крепких рук Вадима. Глаза ее рыскали по комнате в поисках чего-нибудь, что могло ей сейчас помочь. Ногой она дотянулась до ножки стола и, рванув, что есть сил, перевернула стол со всем содержимым на пол. Это отвлекло внимание Вадима. На пол слетели все его бумаги, поверх упала бутылка с вином и все ее содержимое вылилось на исписанные листки.
-Здесь же документы,— в ужасе крикнул Вадим и бросился на пол соби-рать их.
Воспользовавшись моментом, Нелли высвободила руку из веревки и кинулась к двери.
-Можешь не торопиться, дверь заперта,— крикнул ей вслед Вадим.
Выскочив из комнаты, Нелли заметалась, не зная куда бежать. Что если он прав и дверь действительно заперта на ключ, а ключ у него в кармане? Прятаться в этом доме просто безумие и ребячество. Остается только одно — найти окно и выбраться через него. Она побежала вперед по коридору туда, где заметила распахнутую дверь в кухню. Влетев внутрь, она встала, как вкопанная — на окне была решетка. Сзади послышались шаги Вадима. Не зная, куда бежать дальше, Нелли, вся, сжавшись от ужаса и отчаяния, повернула к комнате, где недавно ей привиделся труп женщины.
Влетев в эту комнату, она тут же закрыла за собой дверь. На ее счастье, дверь изнутри закрывалась на небольшую щеколдочку. Но надежды было мало. При сильном ударе этот запор мог легко вылететь.
Нелли бегло оглядела еще раз комнату — трупа на полу не было. Един-ственное, что заметила она — это небольшие пятна крови на полу. Но пугаться и размышлять, куда делась сама покойная, времени не было. Добежав до окна, она раскрыла шторы — на ее счастье здесь решеток не было. Распахнув рамы, она без труда выбралась наружу. И только сейчас услышала стук в дверь. Это стучал Вадим, он просил ее открыть, очень извинялся за свое поведение, уверял, что это простой розыгрыш, не более. Но Нелли его больше не слушала, она перебралась через небольшой па-лисадник и через калитку выбежала на улицу.
 


Рецензии