Глава 45. Революция в Египте
Но мы не послушались никого и рванули в Африку.
Поначалу политикой особо не пахло. Разве что из новостей узнавали про недовольство людей новым режимом. Чуть позже стали говорить о возможном свержении нового президента Египта Мохаммеда Мурси. О том, что представитель «Братьев-мусульман» плохо руководит страной и почти никому не нравится, мы слышали также от местных египтян. Он повторяли, что «вот пришёл Мурси и стало плохо, а при Мубараке было хорошо». Но мы ещё весной 2013 года даже предположить не могли, что в стране пирамид произойдёт новая революция.
О том, что всё, на самом деле, серьёзно, мы узнавали постепенно. Нас спрашивали те, кто время от времени обитает в Хургаде (то есть приезжает в свои квартиры на побережье Красного моря на небольшой срок), а не боимся ли мы оставаться в Египте. Ведь скоро, совсем скоро здесь будет происходить непонятно что. Мы начали задумываться, хотя уезжать никуда не собирались. Некоторое успокоение вносили давние постоянные жители Хургады, они говорили, что пережили же первую революцию, и во вторую не хотят уезжать из ставшей любимой Хургады.
И вот наступил день, о котором долго дискутировали все – и иностранцы, и египтяне. Это 30 июня. Каир кипел демонстрациями протеста, требовал отставки президента. Этот президент потихоньку-полегоньку вёл страну к жёсткой исламизации. Невзирая на то, что 15% населения – копты, их религия более древняя, чем мусульманство, и для них Египет – Родина испокон веков.
Лично для меня 30 июня прошёл в рабочем порядке – я с утра съездила на занятия арабского, везде было абсолютно спокойно, лишь вечером (об этом я узнала чуть позже) на главной туристической улице Хургады – Шератон – прошла демонстрация, которая носила вполне мирный характер, с участием даже туристов.
Силами военных в стране, при многомиллионной поддержке народа Мохаммед Мурси был свергнут, страна замерла в ожидании перемен. Все хотели верить, что эти перемены будут, конечно, к лучшему.
Затем наступил Рамадан. В этот священный месяц активизировались члены партии «Братья-мусульмане», одним из лидеров которой был свергнутый президент Мурси. Но самое неприятное началось после Рамадана. 14 августа силы МВД начали разгон палаточных лагерей в Каире. В Фейсбуке можно было прочитать, что народ в столице предупреждали заранее, просили покинуть квартиры в домах, прилегающих к неспокойным территориям или, в крайнем случае, закрыть окна мокрыми тканями. Было понятно, что в случае необходимости военные могли применить слезоточивый газ.
Начиная с 30 июня, нам звонили, писали отовсюду: родственники, друзья, знакомые. И даже незнакомые люди, знающие о нашем «подвиге» через общих приятелей, просили узнать… Как они (то есть мы) там? Как им живётся среди кровопролития? Мы всех-всех-превсех успокаивали, говоря, что всё у нас нормально, как обычно. Мы действительно только от них узнавали, что на Тахрире в Каире «женщин насилуют сотнями». Я никогда не была на этой площади, но меня хургадинцы убеждали, что на Тахрире не так-то просто совершать подобные преступления, потому что народу там, как селёдки в консервной банке.
Но нам продолжали звонить-писать. Я лично начинала себя чувствовать Александром Матросовым, бросающимся на амбразуру. Мы выглядели безрассудными героями в глазах многочисленных людей из разных стран.
14 августа стал самым кошмарным днём для всех. Погибли сотни людей, не только братья-мусульмане, но и полицейские, а также мирные граждане. Хотя многие простые люди виноваты в каком-то смысле сами, им не нужно было присоединяться к толпе зевак.
Даже в спокойной Хургаде произошёл небольшой инцидент на Дахаре, когда братья-мусульмане захотели захватить здание местного суда. В результате погиб невинный человек и около полутора десятка получили ранения.
После этого дня многие страны забеспокоились за своих отдыхающих граждан, в том числе Россия. Заговорили о возможности закрытия Египта для туристов. Почему вдруг наша страна с особой интенсивностью заговорила об этом? Остаётся только строить догадки.
В России ведётся политика развития внутреннего туризма. Но развить её никак не получается на уровне зарубежья. У нас и цены высокие, и уровень сервиса заметно ниже. У нас вообще всё не так, как хочется миллионам. Да что говорить, вся Европа отдыхает на курортах Турции, Греции, Кипра, Египта. В этих странах есть замечательные моря, роскошный лечебный климат и очень приемлемые цены буквально на всё. Понятно, что россиян трудно переманить в Краснодарский край. Но почему бы не воспользоваться ситуацией в Египте? Хотя понятно, что сдержать поток туристов, которые полюбили Египет, уже трудно. Наших не пугают революции в Каире, они порой в своей стране чувствуют себя менее свободно.
После трагических событий 14 августа братья-мусульмане объявили следующий день – 15 августа – «днём гнева». Вот тогда-то я забеспокоилась. До Хургады я с семьёй жила в Подмосковье, в столицу ездила довольно часто. И могу сказать, что до последнего дня чувствовала себя напряжённо в Москве. Этот страх появился у меня после многочисленных терактов – на разных станциях метро, возле Госдумы, в аэропорту Домодедово, в самолётах... А чего стоит «Норд-ост» на Дубровке!.. Эти теракты проводились с перерывами, в то время, когда народ успокаивался, думая, что с терроризмом в стране покончено. И вдруг новый взрыв!.. Не дай Бог повториться кошмару!
Я сильно беспокоилась за близких родственников, проживающих в Москве и приезжающих в столицу по делам. Я сама боялась столицы, с опаской смотрела на вагоны поезда в метро, особенно когда они были переполнены: заходить или нет? Не станут ли пассажиры, набившиеся в большом количестве, приманкой для бессердечного террора?
И вот примерно такая же ситуация возникла в Египте. Братья-мусульмане показали, что они способны на экстремистские шаги. Они сжигали церкви, от их действий пострадало несколько десятков храмов очень самобытной религии. Братья нанесли вред и мечетям. Неужели они, после таких не прощаемых преступлений, надеются, что народ пойдёт за ними? Они надеются так добиться возвращения своей власти? Всё это, как минимум, показывает отсутствие разума. Удивительно, что такие потенциальные преступники умудрились получить большинство на выборах год назад.
Говорить, что я не беспокоилась в кровавые для Египта дни, было бы неправдой. Конечно, я беспокоилась, как и все. Но, слава Богу, пятница оказалась менее жестокой. В этот день мы с семьёй отправились в один из пляжей близ Дахара – эпицентра событий в четверг. Изменилось ли что-то на нашем маршруте? Да, изменилось, дороги были перекрыты. Мы уже подумали вернуться назад. Но я так устала от работы за предыдущие несколько дней, что в выходной очень хотелось расслабиться. К тому же, сидеть дома и весь день читать новости на сайте dahab.pro – такая перспектива выглядела уныло-тоскливо-тревожной. Поэтому, когда к нам обратился таксист из своей машины с предложением подвезти, мы согласились. Сговорились на сумме десять фунтов. Однако водителю пришлось ехать окольными путями до пляжа, так как на шоссе стояли стойки, запрещающие движение, а также машины с надписью «Red Sea traffic». Понятно, что это было сделано для профилактики экстремистских ситуаций.
Также на такси за десять фунтов мы вернулись домой. Попросили водителя остановить возле «Грин маркета». В магазине было всё спокойно, покупатели набирали товары, продавцы вежливо их обслуживали. Всё как обычно. Мы набрали много продуктов, в том числе два арбуза. Остановили такси, машина довезла нас до лестницы дома за пять фунтов. Секьюрити у Тибы Тауэр-2 весело кричали нам и махали руками, когда мы проезжали мимо них. Видимо, они так радовались, что жители дома невредимыми возвращаются после «пятницы гнева».
Включив компьютер и заглянув в интернет, мы поняли, что ситуация в Египте была менее напряжённой, чем в предыдущий день, хотя не без жертв. По дискуссиям в Фейсбуке, которые велись в группах «Русские в Хургаде», «Русские в Каире», о ситуации в городах можно было узнать очень неплохо. Люди писали то, что сами видели, чувствовали. И, конечно, всех возмущало, когда заезжие русские журналисты, не соблюдая никаких моральных правил, создавали наполненные пафосным трагизмом телесюжеты. Особенно возмущались жители курортной Хургады. В нашем городе 14 и 15 августа прошли почти без происшествий. Лишь одна неприятная потасовка на Дахаре с одним погибшим, полутора десятками раненых и демонстрация без жертв на улицах Шератон и Шерри.
В воскресенье 17 августа Вася вечером поехал на Дахар за фруктами-овощами. Рынок был открыт, он спокойно сделал покупки. Басики ездили, как обычно, от площади на Дахаре. Единственным отличием было изменение маршрута вплоть до границы Эль Хилал, машины ездили по другой, не перекрытой дороге. Дальше весь транспорт двигался по обычному пути.
Конечно, жителям замечательного курортного городка обидно смотреть и читать новости, что здесь у нас спокойствия нет. Мы все жили практически обычной жизнью, не считая перекрытия дорог. Но это делалось для нашей же безопасности, с профилактической целью. Туристы же наслаждались в море, загорали под щедрым египетским солнцем, играли в пляжный волейбол, водное поло в бассейнах. Я это видела лично своими глазами 15 и 17 августа.
Хранит Бог всех нас и гостеприимный Египет, ставший для многих второй родиной! Хочется верить, что и дальше всё будет благополучно.
Свидетельство о публикации №213082000173
Алена Данченко 16.12.2019 03:24 Заявить о нарушении